Сегодня Анатолию Гусеву, академику Академии графического дизайна, дизайн-директору издательского дома "Коммерсантъ" исполняется 50.
Елена Рымшина:
"Что делать, если ты пришел в этот мир создавать идеальные ценности, ориентированные на вечные традиции, а душу неудержимо влечет современность? Как совместить любовь к бескомпромиссному и масштабному мышлению классики с живым любопытством ко всему новому и новейшему, к последнему слову литературы, науки, техники, звучащему сегодня? Сегодня, когда историческим событием, принадлежащим сразу двум столетиям - ХХ и ХХI веку - может стать любой момент текущей жизни, и чувство долга тебе подсказывает этот момент поймать, не упустить, запечатлеть?
Ответ может быть один - стать арт-директором периодического издания. А лучше нескольких сразу. Анатолий Гусев сделал правильный выбор, взяв в свои руки лучшие газеты и журналы, как берут вокзалы и телеграф во время революции. Для дизайнера же государственные, политические, культурные преобразования в стране и мире чрезвычайно интересны, но служат прикладным целям - мужественно держа удар современности, педантично фиксируя бешеные ритмы стремительно меняющейся действительности, превращать революцию в эволюцию, показывать, «как стрелка столетий движется».
Чтобы газета или журнал полноценно существовали, необходимо изучить законы формообразования истории. Настоящий подвиг дизайнера и авантюра, достойная эпохи Возрождения - зрительно представить процесс самоидентификации человечества путем калькирования действительности в слоганах, брендах, знаках, фирменных стилях, хроникальных фотографиях, документах, репортажных заметках, интервью… Калька получается весьма замысловатой, не избегающей экспромта и лирических отступлений, но отнюдь не произвольной - посредством включенности в дизайнерскую систему спецификации, т.е. в верстку. Верстка, со всеми своими спусками, линейками, сносками, комментариями и примечаниями, в художническом, функциональном и историографическом ключе становится каркасом, архитектонической моделью времени. Эта модель систематизирует в своей структуре процесс и результат жизненных коллизий и представляет мир, заново разумно функционирующий. Буквально пропечатываясь в общественном сознании, тип верстки, общее дизайнерское решение может обладать не меньшей силой воздействия, выразительностью и степенью накала страстей, чем античная или шекспировская драма.
Залогом правдивости разработанной визуальной системы служит практически полное отсутствие декора, наносного украшательства. Для Анатолия Гусева специфическим достоинством профессии является создание непреложных, действенных средств массовой информации, притом, - не нейтральных, мертвых в своей основе, а с правильно выбранной стратегией воздействия, дизайнерски подчеркнутыми критериями оценки происходящего.
Само собой складывается новое производственное искусство, документальная лента времени, художественной волей отделяющая зерна от плевел. В чутком, мгновенно реагирующим на малейшие исторические изменения конвейере дизайнерских разработок макет газеты или журнала наделяется спецификой «сделанного знака». Это близко принципам «сделанной картины» великого структуралиста Павла Филонова, когда из малой формы и части органичного целого растет весь «мировый расцвет». Для Анатолия Гусева любая продуманная, точно угаданная форма - носитель идеального начала, а введенная в социальный оборот, она становится залогом нового Ренессанса. И не где-нибудь, а в России".
Журнал [как)