«В Рождество все немного волхвы...»

Jan 07, 2013 02:06

Анна Смирнова

Снова волхвы идут на свет звезды. Снова нас, разобщённых и отчуждённых, объединяет ожидание Рождества. Ожидание Рождества - акт нашей верности Богу. Время особой ответственности друг перед другом, особой смелости открыть свои сердца, просить прощения, не бояться любить и доверять. Показать, что мы не «стадо дикобразов, бредущих по снежной пустыне, жмущихся друг к другу от холода и колющих друг друга своими иглами» (А. Шопенгауэр). Из дикобразов превратиться в волхвов, «грудой свёртков навьюченный люд: каждый сам себе царь и верблюд» (И. Бродский), в волхвов - не неведомых царей, а обычных людей, пришедших поклониться Младенцу.

В Рождество быть волхвами - состояние души, подразумевающее стремление стать чистыми и вновь обрести способность дарить - как для встречи любого новорождённого (чистота и подарки). Тем более для встречи рождающегося Христа.

В эти дни мы постараемся вспомнить забываемые за житейской суетой слова: верность, любовь, дружба. Постараемся стать немного детьми -- найти в себе ребёнка, искреннего, простодушного, бескорыстного, которого мы предали или забыли. Если мы не сделаем это, если не изменимся, случится страшное: «...И Тебя в Вифлеемской толпе не признает никто...» (И. Бродский). Нужно желать измениться, желать любить, и тогда не потребность в звезде пусть ещё, но уж воля благая в человеках видна издали, и костры пастухи разожгли.

Воля благая призовёт нас отправиться в дорогу, и однажды мы увидим звезду, которую не видно в самые мощные телескопы. Незримая, она совершает свой путь, чтобы в эти дни приблизиться к земле.

Волхвы пришли. Младенец крепко спал. Звезда светила ярко с небосвода. Когда, оставшись в пустоте, в пустыне, один на один с Рождеством, они, подумав, «что поздно верить чудесам», свой взгляд поднимут к небесам, они вдруг почувствуют, что сами -чистосердечный дар.

Дарить себя - великая привилегия любви. Верность всегда рядом с любовью, по сути она и есть любовь. Осмеянная многократно «вечная любовь», не укладывающаяся в границы, если принимать жизнь как бесконечность существования духа. Бог, Который вечен и верен, принимает нас такими, какие мы есть. Есть неписаный кодекс чести, основанный на Священном Писании и подкреплённый подвигами святых, будь то св. Людовик в сияющих доспехах, рыцарь, король и мистик, или св. Франциск в рубище, не менее рыцарь, король и мистик...

Мир спасут любовь и верность, обращение к этому нравственному катехизису, к этическим принципам, формировавшимся во времена «детства» европейской -- христианской -- цивилизации, и обращение к ребёнку, живущему в каждом из нас. Тогда человек перестанет быть маленьким, но считающим себя взрослым Каем, собирающим из льдинок в чертогах Снежной Королевы слово «вечность» и забывшим, как цветут розы. Он станет волхвом -- преодолев холод, сковавший сердце, сможет встать и пойти. Движение согреет его, и сердце оттает, оживёт.

Так происходит чудо: «В холодную пору... Младенец родился в пещере, чтоб мир спасти; мело, как только в пустыне может зимой мести... (И. Бродский).

Истина и Жизнь, 2005, №12

Христианство, Истина и Жизнь

Previous post Next post
Up