http://grani.ru/blogs/free/entries/198914.html Поведение некоторых представителей Московской патриархии, а также отдельных агрессивно настроенных граждан, по сущему недоразумению считающих себя православными христианами, приобрело сегодня столь отталкивающие формы и проявления, что горестно сознавать, сколько людей сегодня именно по ним судят о православии и скольких они от настоящего православия оттолкнут. Неслучайно Виктор Давыдов высказал недоумение: что делать, мол, приличному человеку в том клубе по интересам, члены которого ведут себя столь недостойно.
(...)
Дело в том, что глава церкви никакой не патриарх, потому что церковь - это не организация, не партия и не государство. Церковь по определению есть тело Христово, и глава ее Иисус Христос. И любое высказывание или действие патриарха, не согласующееся с духом и буквой Евангелия, не может считаться голосом Церкви. Патриархия в этом случае превращается в пустую бутафорию, а подлинная церковь продолжает свою жизнь вопреки ее козням и непотребствам.
Русская православная церковь существует уже более тысячелетия, догмата о непогрешимости суждений патриарха у нас нет, и действия любого патриарха, хоть Московского, хоть Константинопольского, хоть Иерусалимского, которые не согласуются с учением Иисуса Христа, уходят и забываются, не оставив следа в подлинной жизни церкви. Время вносит во все церковные неурядицы, трагедии и драмы (без которых у людей не бывает) свои коррективы.
Кто помнит сегодня патриархов и митрополитов, подобных сегодняшнему Кириллу? Когда являли они собой лицо православной церкви? Лицо русского православия - это преподобные Антоний и Феодосий Печерские, прославившиеся строго аскетическим образом жизни, которым и в голову не пришло бы надеть на себя дорогостоящую побрякушку, хоть подаренную, хоть не подаренную. Это Сергий Радонежский и Серафим Саровский, которые жили и молились в лесу, чувствовали язык зверей и птиц и с неизъяснимой добротой встречали каждого пришедшего за советом, хоть князя, хоть простолюдина. Из представителей власти лицо русского православия - это князья Борис и Глеб, которые сложили оружие, добровольно отказались от власти и приняли смерть ради недопущения братоубийственной бойни.
А если уж говорить о патриархах, то тут лицо русского православия являют собой митрополит Филипп и патриарх Тихон. Первый обличал Ивана Грозного, обвинял его в неправосудии и жестокости и принял за это мученическую кончину. Второй прославился гневными обличениями большевиков как узурпаторов власти.
На фоне таких имен попытки патриарха Кирилла выдать за позицию церкви свою мелкую философию бюргерского успеха, материального и духовного комфорта и пресмыкательства перед светской властью смотрятся комично. За что нашей церкви такая напасть, как сложилось, что ее патриархом оказался человек почти неверующий, а на некоторых вчерашних верующих нашло настоящее умопомрачение, - это тема отдельной статьи.
Но точно уж не соглашусь я с Виктором Давыдовым насчет того, что протоиерей абсолютно прав, стоя вышибалой у церковных врат с табличкой, на которой написано, что ответственным за решение, кто мерзость, а кто нет, назначен именно тов. Вигилянский. Не прав этот товарищ абсолютно, и миссию на себя берет как раз довольно-таки мерзкую. Именно потому, что русская православная церковь - это не секта московского патриархата, а церковь Христова.
Единственное, в чем могу я согласиться, так это в том, что спорить с Вигилянским, назвавшим искренний, человечный текст, подписанный уважаемыми людьми, мерзостью, практически бессмысленно. Тут разумнее либо вовсе проигнорировать его высказывания, либо поступить по-евангельски, то есть гневно обличить книжников и фарисеев, воцарившихся сегодня на лоне русского православия.
Люди написали письмо по зову совести, Вигилянский же ответил им по долгу службы: диалог изначально неравный. Однако же почему Виктор Давыдов считает, что из РПЦ должны в результате уйти люди искренние и совестливые, а не наоборот? Вообразите себе, как удивились бы рекомендации уйти из православной церкви протоиерей Александр Мень, убитый за открытую и пламенную проповедь, или православный философ Лев Карсавин, погибший в сталинских концлагерях, или митрополит Антоний Сурожский, духовное наследие которого мало кого оставляет равнодушным. Список таких светлых и вдохновляющих имен можно продолжить. Все эти люди были не просто православными, но убежденными православными. И, кстати, они оставались в РПЦ, несмотря на трагедию сергианства.
Нет, не стоит сегодня уходить из православной церкви только лишь по причине сомнительного поведения таких товарищей, как Гундяев, Чаплин, Вигилянский. Наоборот, пусть как можно больше приличных и порядочных людей в нее войдет, пусть как можно более ярко и пламенно проявляют сегодня православные свою подлинно христианскую позицию, чтобы одолеть то засилье книжников и фарисеев, лицемеров и волков в овечьей шкуре, которое на нашу беду образовалось сегодня в московской патриархии и в наиболее агрессивных кругах псевдоправославной общественности.
Елена Санникова