Между строк

Apr 08, 2012 05:18




То, что следующий уровень формирования типографического «серебра» имеет отношение к «пространству между», зафиксировано в самом термине, обозначающем его: «интерлиньяж», между строк.

Гармония здесь зависит от баланса между линейным характером отдельных строк и плоскостным эффектом всего набора. «Золотое правило» классического «серебра» гласит: расстояние между строчками должно быть больше, чем между словами.



Интерлиньяж зависит от рисунка, тональности и контрастности шрифта. Удачно набранную Гарамоном полосу нельзя автоматически перебрать на Бодони - потребуется более широкий интерлиньяж. При увеличении контрастности шрифта необходимо увеличение интерлиньяжа, или, как говорили в эпоху высокой печати, «расшпонивание строк», добавление горизонтального пробельного материала. Интерлиньяж зависит и от размера строк: для более длинных строк тоже требуется увеличение интерлиньяжа.

Легкое дыхание строк - как оно тяжело дается! При слишком большом расстоянии между словами в строке или слишком маленьком интерлиньяже возникают «коридоры» - вертикальные или диагональные «дырки», случайные связи совпадающих или близко расположенных один под другим межсловных пробелов в соседних строках.

Это случается не только в отечественной типографике, и не только на бумаге. На мраморной плите со списком римских пап, захороненных в соборе святого Петра в Риме, во всех строчках - немыслимые «дырки». Но Ян Чихольд на это невозмутимо заметил бы, что и раньше, в благословенной древности, существовало немало того, что сделано неискусно и подлежит критике. Однако эти ошибки и неточности не надо принимать в расчет. Учиться надо на хороших примерах.


Парадигмы, Италия, Графический дизайн, История дизайна, ВАШГД, Типографика, Дизайн-образование

Previous post Next post
Up