Трокслер - одно из самых звонких имён в мировом дизайне. Можно сказать, живой классик. Во всяком случае, я его именно так и номинировал несколько лет назад в "Area", альбоме издательства "Phaidon", где нам, десяти кураторам, нужно было, кроме десяти новых имен в графическом дизайне, указать на точку отсчета, представить одного классика. Сигео Фукуда номинировал тогда Раймонда Савиньяка, Кен Кейто - Херба Любалина, а я - Никлауса Трокслера. Так, официально, в качестве "классика", он и представлен в этом фолианте, и как раз с плакатами "Jazz in Willisau".
Джазовые концерты в Виллисау, своем родном городе, он начал организовывать, еще будучи студентом. А в 1975-м году учредил там международный джазовый фестиваль. За три с половиной десятилетия он сделал сотни плакатов к этому фестивалю, и каждая новая работа свежа и актуальна.
Его виртуозная изобретательность не знает предела. Трокслер говорит, что его восхищает в джазовой музыке то же, что интересует и в графическом дизайне: динамика, ритм, контраст, эксперимент, импровизация.
Но на вопрос, что для него главное в дизайне, Трокслер отвечает: «сердце». Он делает только то, что подсказывает ему его сердце и никогда не берет заказ, если он ему не по душе. В самом деле, что представляют собой ослепительные плакаты Трокслера, если не самые настоящие кардиограммы? Ломаные, гибкие, пульсирующие линии. Его плакаты вспыхивают открытым цветом и светом, излучают энергию и чистоту. Откуда эта легкость, искренность, этот артистизм, эта органичность? Ясное дело, от чистого сердца.
В прошлом году Трокслер был в жюри биеннале "Золотая пчела". В Академии художеств прошла его персональная выставка в составе выставки членов международного жюри - около тридцати самых свежих плакатов, посвященных, в основном, джазу. Прослышав про готовящийся джазовый фестиваль в Красноярске, я попросил Трокслера задержать плакаты в России для еще одной выставки. Он с готовностью согласился, я добавил в коллекцию несколько более ранних его плакатов из фондов биеннале и отвез их в Красноярск, еще во время поездки туда в марте.
И вот в Большом концертном зале Красноярской краевой филармонии, где проходил в конце сентября фестиваль "ЕНИJAZZ", состоялась выставка "Джазовые плакаты Никлауса Трокслера". Это было сюрпризом - авторы экспозиции положили плакаты на пол, прикрыв их тонкими листами прозрачного пластика.
Владимир Фаворский ввел в теорию композиции такое понятие - "двигательная поверхность", отличая ее от "зрительной поверхности" изобразительного искусства. Концерты, дискотеки и вообще вся "движуха", происходившая во время фестиваля в Большом концертном зале, как нельзя лучше иллюстрировали тот факт, что изобразительная плоскость плакатного листа - двигательная по своей природе. Застывшая музыка.
Впрочем, почему застывшая? Живая!