Живые и мертвые

Nov 07, 2010 02:18

Праздник «День мертвых» правильнее было бы назвать «Дни мертвых». Или «Неделя». Или «Месячник мертвых», а то и больше.

Сам праздник двухдневный - 1 и 2 ноября. Мы приехали за неделю до того - все вокруг уже было в черепах, гробах и скелетах. Уезжали через день после - ничего не предвещало окончания банкета, праздник смерти и не думал сворачиваться.

Все так же на каждом шагу везде и всюду громоздились «офренды». Местные называют их также почему-то «алтари». Это причудливые инсталляции, размеры которых колеблются от нескольких сантиметров до нескольких метров. Они устанавливаются в каждом доме, в государственных и общественных заведениях и прямо на улицах.

Среди разукрашенных скелетов и черепов, составляющих главное содержание «алтарей», в них устанавливаются фотографии и личные вещи покойников, в честь которых все это сооружается. Перед ними и вокруг выкладываются фрукты и другая еда, которую они любили, а также бутылки с выпивкой и пачки сигарет, чтобы приманить души усопших. Считается, что они приходят туда ночью. Но поедают не сами продукты, а их «сущности». После этого съедобные жертвоприношения можно забирать и потреблять в поминальных трапезах. При этом, лишенные «сущностей», они якобы ощутимо меняют свой вкус.

Украшают все это специально выращенными к этим дням «цветами мертвых». На самом деле это обыкновенные ноготки, или календула, только покрупнее и помясистее наших. Их тоннами на грузовиках привозят в город. Из оранжевых лепестков, не скупясь, выкладывают пышные узоры, дорожки и кресты. Тяжеловатый запах ноготков смешивается с родным ароматом ладана.

Праздничные дни пронизаны атмосферой безудержного инфернального веселья. Дни мертвых можно было бы назвать еще «Днями черного юмора», только благодаря ноготкам цвет у них не черный, а оранжевый.

Католическая Церковь освятила языческие обряды своими праздниками «День всех святых» (1 ноября) и «День поминовения усопших» (2 ноября), давно уже перенеся их сюда с других дат календаря. Но «оfrendas», милостивая жертва нищим, подаваемая на помин души покойников, одно из центральных понятий католических поминальных дней, здесь превратилась в жертвоприношения и поклонения самим покойникам, в веселые языческие «алтари».

Церковь, похоже, смотрит на это сквозь пальцы: чем бы дитяти не тешились, лишь бы это были не жестокие человеческие жертвы, чем славилось милое нашим современникам язычество.




































Сама жизнь, Мексика, Христианство

Previous post Next post
Up