О христианах продвинутых…

Feb 13, 2011 19:57

Вот.. не знаю даже с чего начать. И вряд ли найду слова для того, чтобы передать всю полноту задевшего меня проблемного явления.
Духовный и мистический опыт христианства весьма и весьма многообразен. Существуют различные, порой противоречивые традиции этого опыта, но часто бывает, что приверженцы одной традиции находят нечто «родное и близкое» в другой, как, например, католики чтущие св. Франциска Ассизского с благоговением относятся к памяти св. Серафима Саровского.

Но сейчас я хотел бы затронуть другую, не менее важную, как мне кажется, и насущную проблему. Проблему взаимоотношения православных христиан, взгляды которых на христианство порой расходятся в разные стороны как корабли на просторах океанов.

Один полюс «православности» хорошо описан, проанализирован и подвергнут критике игуменом Петром (Мещериновым) в небольшом сборнике его статей, вышедшем под названием, подчеркивающим важность проблемы - «О некоторых наших ошибках». Там идет речь о «лубочном» (термин о. Петра) православии, для приверженцев которого самыми важными моментами богослужения являются освящения яблок да куличей, многочисленные «Спасы» имже несть числа, паломничества по монастырям с целью поиска старцев и проч.

С другим полюсом мне часто приходится общаться в силу моего «богОсловского» образования и даже порой идентифицировать себя. Это «продвинутые христиане» (мой термин). Характеризуется этот полюс глубоким интересом к наследию свв. Отцов и учителей Церкви (жаль, что интерес чаще научно-софистический, чем практический), любовью к литературному наследию прот. Александра Меня (собственно часто эти самые продвинутые относят себя к наследникам традиций меневских кругов) и прот. Александра Шмемана (я ни в коей мере не призываю к приуменьшению значения наследия этих действительно замечательных пастырей и миссионеров), свободой и широтой христианских взглядов. И порой употребляют эту свободу мысли как удобнее заблагорассудится для «уютно-христианского» компромисса с собственной совестью (это не ко всем представителям данного полюса, а является злоупотреблением особо «продвинутых»).

Но наиболее ярким аспектом проблемы являются взаимоотношения двух полюсов. Хотя представители обоих часто осведомлены о словах Христа «По тому узнают, что вы мои ученики, если будете иметь любовь между собою», но… к представителям противоположного «клана» относятся мягко говоря «не очень хорошо». В лучшем случае снисходительно-скептично, в худшем - с открытой неприязнью…
Конечно, христианин должен преуспевать в изучении Св. Писания и Предания, исследовать Писания, по слову апостола Павла. Но это может служить подлинно христианским целям только в случае искренней любви к собратьям по вере.
Дааааа… написал прям как с себя… теперь каждый день надо читать эту чудную самокритику)))))

любовь, как смерть, яблочный Спас, общество, крепка, христианство

Previous post Next post
Up