Oct 04, 2010 08:51
Вытеснение
английского «ты» началось еще во времена Шекспира и нашло свое отражение в его
пьесах. Чем примечательна была та эпоха? Прежде всего, зарождением и бурным
развитием капиталистических отношений. В 1554 г. открывается первая товарная биржа в
Лондоне. Большое значение принимают финансовые операции, создаются не только
частные, но государственные банки. В 1640 г. происходит революция в Англии,
завершившая переход власти от вырождающейся аристократии к буржуазии. Право
формально уравняло граждан, и обращение «Sir» сэр, господин, «Madam» мадам, госпожа становится повсеместным. Ну, а к господам
обращаться на «ты» явно не пристало. Местоимение «Вы» подчеркивало автономность
личности, устраняло порой непростую проблему выбора обращения в том или ином
конкретном случае, подчеркивало формальное равенство граждан перед законом.
Отсутствие отчества в англоязычной традиции также упрощало дело, обеспечивая
легкость дружеского обращения вне зависимости от возрастных, должностных или
социальных различий.
Задумаемся, а не
унизительно ли отчество для матери? Неся на себя основное бремя по продолжению
рода, мать, в отличие от отца, лишена возможности передать своё имя ребёнку.
Хотя реальность сегодняшней жизни такова, что зачастую воспитанием детей женщине
приходиться заниматься в одиночестве, кроме отчества не имея от мужской
половины ничего более осязаемого. В отчестве законсервировано гендерное
неравенство, отражающий архаичный принцип мужского доминирования.
Мне неизвестно,
какова была в древнерусском обществе практика использования личных местоимений,
и когда произошло становление современных форм обращения на «Вы» и «ты». Можно
предположить, что это было связано с появлением сословий, социального
расслоения в обществе. Вряд ли правила этикета родовой общины предусматривали
множественную форму для второго лица единственного числа. Суровые условия
выживания, взаимозависимость всех членов общины, близость и родственность
человеческих отношений, равенство людей перед неласковой северной природой не
располагало к церемонным приседаниям и высокоблагородным обращениям. Но вот
когда появились баре и, соответственно, холопы, язык становится средством не
только общения, но и социального дистанцирования. Во множественном числе - «Мы,
самодержец всея Руси», провозглашал свою волю венценосец. Повсеместно
требовалось не только скромное «Вы», но и титулование всяческих Ваших
«превосходительств» и «благородий». Даже косвенное поминание важной персоны
простолюдином не обходилось без подобострастной множественной формы, - «Барыня
почивать изволят-с. Они с дороги, уставши-с».
Неравенство
людей в самом диком виде сохранялось в Российской империи вплоть до отмены
крепостного права в 1861 г.
Только после Великой Октябрьской социалистической революции были упразднены все
формы сословного, национального и прочего неравенства. С отменой частной
собственности уменьшился уровень социального, имущественного расслоения. В
обращении появилось слово «товарищ», подчеркивающее равенство, сопричастность к
общему делу, единство целей. В официальном слоге и документопроизводстве
использовалось обращение «гражданин». То был невиданный исторический рывок к
человеческому достоинству, к уважению личности, к объединению многонациональных
народов бывшей империи с множеством языков, культур, традиций в единый
советский народ.
Перед
большевиками, пришедшими к власти в разрушенной гражданской войной, истощенной
голодом, эпидемиями, разрухой стране встала нелегкая задача не только строительства государства нового типа, но и осуществления
не менее масштабной культурной революции, модификации общественного сознания на
новых этических принципах. Логично было бы предположить, что наряду с
освобождением человека от гнета капитала, генеральной линией новой власти
станет последовательное приближение к равенству, к возвышению человеческой
личности, полному раскрепощению Разума.
Если в обществе
допускается неравенство по каким-либо любым признакам, оно становится разделенным на «нас» и «них». Мы -
это те, кто снизу, они - те, кто над нами.
Такое разделение не носит обязательно классовый характер.
Советское общество продемонстрировало, что неравенство номенклатурное не
намного лучше неравенства сословного. Потомственный пролетарий, попадая в
кожаное начальственное кресло, очень скоро входил во вкус власти и морщился,
когда старые друзья, не прочувствовав статусной разницы, по привычки обращались
к нему на «ты». Чем выше должностной статус номенклатурного чина, тем более
зримыми должны были быть знаки уважения и подобострастия, доходя к самому верху
до полной абсурдности восторженных признаний в любви, братских лобызаний и
здравиц во славу очередного непогрешимого и мудрого руководителя. Сцены чего с
удовольствием тиражировалось западными новостными каналами как убийственная бесплатная
контрпропаганда «реального социализма».
Не могу
отказать себе в удовольствии привести диалог из знаменитого фильма Г. Данелия
«Кин-Дза-Дза»:
«Би: Ну вот у вас, на Земле, как вы определяете, кто перед
кем сколько должен присесть?
Машков: Ну, это на глаз.
Уэф: Дикари!
Уэф: Послушай, я тебя полюбил, я тебя научу. Если у меня
немножко КЦ есть, я имею право носить желтые штаны и передо мной пацак должен
не один, а два раза приседать. Если у меня много КЦ, я имею право носить
малиновые штаны и передо мной и пацак должен два раза приседать, и чатланин
«Ку» делать и энцелоп меня не имеет право бить по ночам. Никогда…»
Идею
плодотворности неравенства далее продолжил Би: «Когда в обществе нет цветовой
дифференциации штанов, то нет цели». Это уже из области либеральной
«философии». Цель, ясное дело, определяется «личным успехом», должностью,
высотой полёта алчущего эгоизма.
Действительно,
кто перед кем и сколько раз должен приседать и говорить «Ку» советским правом
не было регламентировано. Приходилось полагаться лишь на чутье и номенклатурную
интуицию. Однако, сейчас простолюдину приседать приходиться не только перед
бесчисленным номенклатурным людом, но и перед важными новыми хозяевами,
«работодателями», «благодетелями народными», вошедшими во вкус неравенства,
всерьез воспринимающих свою «заслуженность» и «избранность», своё право стать
выше других людей. У этих, правда, ума иногда хватает, не дистанцироваться от
своих «работополучателей», смягчать контрасты подчеркнуто дружеским и доверительным
общением. Иногда ведь так хочется быть не только богатым, но и уважаемым,
любимым своими офисными холопами.
Поскольку, в
новогодние праздники не возбраняется иногда и пофантазировать на старые темы о
главном, хочу представить себе время, когда, войдя в кабинет Президента страны,
в ответ на мое приветствие, он поднимется из-за стола, подойдет, пожмет руку и
скажет, - «Ты мне не выкай, Сергей! Я тебе не господин…»
4 января 2009 г.
этика,
революция,
история,
философия,
справедливость,
обращение,
равенство,
господин,
товарищ