Пиррова победа Ангелы Меркель.

Oct 01, 2013 02:12

Неделю назад в Германии состоялись парламентские выборы - событие знаковое как и для самой Первой экономики Евросоюза, так и для погрязшей в кризисе Европы. Опираясь на колоссальный для Старого Света 63% рейтинг ( выше только у папы Франциска ) своего лидера Ангелы Меркель, победу на выборах предсказуемо одержал блок ХДС/ХСС. Однако не смотря на то, что консерваторы получили лучший за последние 20 лет результат - 41,5% - и остановились буквально в паре-тройке депутатских мандатов от возможности сформировать однопартийное правительство и сосредоточить в своих руках всю полноту власти, победа фрау Канцлер оказалась пирровой победой. Теперь ( из-за отсутствия союзников, чей рейтинг сожрала ХДС ) Ангела Меркель вынуждена искать объединения со своими вчерашними врагами, с Зелеными или же с Социал-демократической партией. Чтобы остаться канцлером «тевтонской Тэтчер» придется искромсать программу и поступиться частью полномочий. Переговоры о создании коалиции могут затянуться, но как бы они не закончились, свой третий срок «матушка» Европы рискует провести в статусе «хромой утки».

Императрица Европы.

Выборы в немецкий Бундестаг с нетерпением ждала вся Европа. В Греции даже шутили, что «сегодня в стране выборы, но пройдут они в Германии». Еще четыре года назад экономики стран Южной Европы стремительно тонули, а еврозона расползалась по швам. Тогда в 2009 году Меркель удалось избавиться от союза с постшредеровскими социал-демократами, развязать себе руки, и кнутом сокращения расходов и пряником многомиллиардной помощи подавить кризисные тенденции. Сегодня евро сохраняет свою стабильность, а еврозона - свою целостность, не исторгнув из себя даже такую проблемную страну как Греция. Однако болезнь скорее загнана внутрь, чем побеждена. Ближе к будущей весне старые проблемы могут снова встать в полный рост. В Греции, не смотря на выполнение всех требований Брюсселя и Берлина, уровень госдолга достиг уже 300% ВВП. Стране срочно требуется третий пакет помощи размером порядка 10-11 млрд. евро, который бы смог покрыть текущий дефицит бюджета. Напомним, что Греция уже получила порядка 240 млрд. евро, большая часть из которых в будущем будет списана. Примерно треть программ помощи проблемным странам оплачиваются из бюджета Германии, и на данный момент немецкие налогоплательщики уже раскошелились на спасение еврозоны более чем на 300 миллиардов евро, что составляет около 13% ВВП страны. Именно этими колоссальными цифрами может быть объясним успех новой политической партии «Альтернатива для Германии», составленной из профессоров университетов, евроскептиков и бывших однопартийцев Меркель, которые выступают за скорейший выход Германии из еврозоны и за возвращение к дойчмарке. Будучи образованной всего несколько месяцев назад, «Альтернатива» чуть было не прошла в Бундестаг, набрал около 4,7 %, остановившись в полушаге от 5% проходного барьера. Подобной старт уже назван одной из главных политических сенсаций прошедших выборов. Понятно, что по мере углубления кризиса, популярность «Альтернативы» будет расти и в ближайшее время радикальные евроскептики начнут штурмовать ландтаги федеральных земель. А поводов для этого будет предостаточно. Помимо Греции, напряженной остается обстановка и в других странах Европы. В следующем году истекает срок действия программы внешней помощи для Португалии. Но одна из иберийских экономик по прежнему находится в глубокой депрессии, и скорее всего, правительство Португалии затребует очередных финансовых вливаний. Депрессия наблюдается и в других южных странах : ВВП Испании за год просел на 1,8%, Италии на 2%. В компанию к южанам неожиданно добавились благополучные Нидерланды, всегда бывшие одной из опор немецкого доминирования на континенте. ВВП страны тюльпанов неожиданно снизился во втором квартале на 0,2%. На фоне всего этого американская Washington Post на следующий же день после выборов называет Меркель «императрицей Европы». В этом титуле много правильного. Канцлер Германии лишь задает рамочные правила, логику игры, предлагает пакеты реформ по спасению той или иной экономики, но выполняют рекомендации уже сами «провинившиеся». Вполне нормально, что в период кризиса все нуждающиеся страны смотрят на Германию - на единственную крупную экономику еврозоны, которая еще умудряется сводить бюджет с профицитом. Смотрят и просят денег. За доминирование надо платить. По словам самой Меркель : « Мы укрепляем евро потому, что это идет на пользу Германии…обеспечивает наши рабочие места…особенно на этом выигрывают наши предприятия, ориентированные на экспорт…выигрываем мы все». От того, что «выигрываем мы все», за ХДС воскресенье назад и проголосовала почти половина немцев. Разговоры о том, что в Германии больше невозможна «народная партия», которая бы выражала позицию большинства немцев, сразу прекратились. Ведь по сравнению с выборами четырехлетней давности, ХДС подросла аж на 8%.

Одна на вершине.

То что происходит сегодня в Германии, иначе как административным или управленческим парадоксом не назовешь. За последние три года партия Меркель на региональном уровне проиграла вообще все, что только можно было проиграть. Из 13 выборов в ландтаги ХДС проиграла 8. Еще четыре избирательных поединка консерваторы свели вничью, заключив пакт о большой коалиции с прямыми конкурентами из Социал-демократической партии. Единственным бастионом консерваторов остается Свободное государство Бавария, где две недели назад «сестринская» партия ХСС одержала уверенную победу, продлив свое полувековое нахождение у власти еще на четыре года. В свое время в 2005 году только одна с треском проигранная земельная кампания - в Северном Рейне-Вестфалии, где проживают 17 из 80 миллионов граждан Германии - привела к падению правительства Герхарда Шредера. Правительство Меркель же за три последних года не свалили и восемь ( ! ) подобных разгромов. В некоторых землях были обновлены исторические минимумы, в некоторых ХДС скатилось на третье место, пропустив вперед Зеленых. Как результат - Меркель имеет оппозиционный себе второй парламент - Бундесрат - Федеральный Совет, где заседают представители земель, и который окрашен сегодня в красно-зеленые цвета и занят преимущественно тем, что блокирует инициативы фрау Канцлер и портит ей кровь. Парадокс состоит в том, что являясь по сути безальтернативным лидером страны, политиком, чей рейтинг прошлым летом достиг исторического максимума в 68%, главой партии, за которую голосует половина немцев, Меркель фактически не контролирует собственную страну. Второй парадокс состоит в том, что сегодня Меркель осталось в политическом одиночестве, партийной блокаде. ХДС/ХСС, вобрав в себя как в зонтичную общенемецкую партию рейтинги бывших союзников - остался в Бундестаге один. Меркель банально не с кем объединяться для создания коалиции, удобного «довеска», каким последние 4 года была Свободная демократическая партия, больше нет. ХДС буквально сожрал рейтинг либералов, которые потеряли за цикл почти 10% и впервые в свой истории не попали в парламент. В итоге «желтым» не хватило 0,2%, чтобы пройти в Бундестаг, а Меркель не хватило трех депутатских кресел, чтобы повторить рекорд Конрада Аденауэра 1957 года, когда ХДС/ХСС единственный раз в истории ФРГ смогли сформировать однопартийное правительство, кабинет абсолютной власти.

Теперь перед «тевтонской Тэтчер» лежит два пути : либо попытаться переманить на свою сторону «Зеленых», пообещав им искромсать свою программу по вопросам социальной поддержки и атомной энергетики, или же создать Большую коалицию со вчерашними «непримиримыми врагами» из СДПГ, разделив власть почти пополам с социал-демократами. Не стоит и говорить, что оба варианта ставят Ангелу Меркель в весьма стеснительное положение, лишают широты маневра, и она уже не сможет, как последние четыре года, свободно рулить как и экономикой Германии, так и экономикой Еврозоны.

Третий раз по Большому.

Сегодня перед Меркель два варианта хромоты : или объединяться с маленькой партией «Зеленых», или же произвести ( ради трех кресел ) равноценное объединения с социал-демократами. Первый вариант для Меркель был бы самым удобным, но его вероятность оценивается экспертами как достаточно низкая. В программах ХДС и Грюнеров очень мало пересечений, некоторый же компромисс был достигнут только в вопросе сокращения сроков эксплуатации АЭС, и то только после аварии на японской Фукусиме, и только после того, как рейтинги Зеленых резко пошли вверх и на региональных выборах он стал обгонять партию Меркель. Еще во время избирательной кампании, зеленые заявляли о том, что они нацелены исключительно на создание красно-зеленой коалиции с партией Пеера Штайнбрюка, другие же варианты для них неприемлемы. Сразу же после выборов, почти все руководство грюнеров ушло в отставку, посчитав результаты голосования и четвертое место в общем забеге - провалом. Так что договариваться не с кем и не о чем.

Самым вероятным вариантом дальнейшего развития событий является создание так называемой Große Koalition - Большой коалиции, объединения двух больших немецких партий - ХДС и СДПГ - для создание дееспособного правительства и преодоления политического кризиса. В итоге два медведя в одной берлоге только и будут делать, что мешают друг другу работать, сохраняя при этом деловые дружеские улыбки. Можно сказать, что в этом случае работа правительства окажется замороженной на ближайшие четыре года, все реформы, которые захочет проводить фрау Меркель придется согласовывать с противоположным лагерем. Опыт «Большой коалиции» ФРГ имела дважды. Один раз в 1966 году, когда распалась коалиция 1965 года ХДС-СвДП во главе с Людвигом Эрхардом, а второй раз в 2005 году, и лидером Большого Кабинета в тот раз тоже была Меркель. Сегодня «заклятая дружба» грозит Германии в третий раз. Избиратели еще помнят опыт 2005-2009 года и относятся к подобному развитию событий без особого энтузиазма. Хотя первым и самым очевидным плюсом от объединения с «красными» является снятие вето оппозиционного Меркель Бундесрата, в котором большинство у СДПГ и Зеленых.

На самом деле между Большой коалицией 2005-2009 года и тем объединением, что будет создано в ближайшие недели - огромная разница. В 2005 году и ХДС ( 35,2% ) и СДПГ ( 34,2% ) набрали поровну голосов, представляли из себя две равноценные по силе и масштабу политические силы. И Шредеру и Меркель просто не хватило голосов союзников, чтобы создать каждому по альтернативной коалиции. И сколько бы Шредер тогда не кричал, что не будет объединяться с женщиной, создать Большую коалицию пришлось. Это был брак по расчету. Сегодня же социал-демократов во главе с Пеером Штайнбрюком, которого вполне могут принести в жертву будущему объединению, подводят под брак по принуждению. СДПГ ( 25,7% ) почти в два раза уступает тотальной популярности Меркель и ХДС ( 41,5 % ). Социал-демократы боятся, что из второй политической силы страны они превратятся в удобный довесок к партии Меркель, как это уже было со свободными демократами. Поэтому, хотя Штайнбрюк всячески и намекал избранному канцлеру, что «мяч на ее стороне», на самом деле социал-демократы всячески затягивают переговоры, выторговывая себе более-менее независимую позицию в будущем правительстве.

На самом деле, если снять слой взаимной критики и присмотреться к программам двух враждующих партий, то мы увидим, что между правоцентристами и левоцентристами очень много общего. В последние четыре года Меркель занималась тем, что интегрировала наиболее электорально успешные требования левых в свою программу. Главные точки раздора на сегодня это, во-первых, введение МРОТ, как инструмента социальной защиты соискателей работы, а во-вторых, «альтернативная возобновляемая энергетика» ( ветряки и биогаз ) , которая до сих пор дотируется из государственного бюджета, что приводит к росту тарифов на электроэнергию, а следовательно убыткам для населения, малого и среднего бизнеса. А резкий пост цен на электричество уже испортил немцам пару последних зим. И это беспокоит немцев гораздо больше, чем, например, проблема однополых браков, стандартная тема любой социалистической партии в последние годы. Но раз ХДС и СДПГ сходятся на том, что в фундаменте должна лежать социальная справедливость и разумная экономика, то все остальное уже детали и лишь «давняя вражда». ХДС и СДПГ сейчас можно сравнить с двумя крыльями в партии Саркози «Союз за народное движение», чем с ощетинившимся друг на друга «леваками» и «ультраконсерваторами». Обе силы - центристы, а это значит, что они договорятся. Единственное, что Меркель придется пожертвовать социал-демократам несколько крупных министерств, и сто процентов это не будет министерство экономики. Скорее всего на откуп новым партнерам отдадут армию и внешнюю политику, в то время как вопросы еврозоны Меркель оставит в своих руках.

Плюс Россия.

Вариант «Большой коалиции» является самым приемлемым и для России. Между Владимиром Путиным и Ангелой Меркель установились хорошие партнерские отношения. Это не дружба, как было с Герхардом Шредером, а взаимовыгодное сотрудничество, в основе которого лежит чистый прагматизм. В ходе предвыборной кампании тема отношений России почти не всплывала в предвыборных речах кандидатов - как Меркель, так и Штайнбрюка. Если же им задавали подобный вопрос, то оба всегда высказывались в духе, что Россия является частью Европы и что только с присутствием России в европейском партнерстве, континент может чувствовать себя полноценным. Решительно все за добрососедские отношения и «стратегическое партнерство» с Россией. Что же касается вечной темы нарушения прав человека и своеобразного понимания правительством Путина демократических свобод, то теперь, с будущим немецким правительством, градус критики должен резко снизится. Раньше за критику России отвечали преимущественно либералы из СвДП. Джентльменский набор, от однополых браков до «непрозрачных методов» ведения бизнеса, всегда был атрибутом либеральной партии. Сегодня она удалена из правительства и парламента, так что из российско-германских отношений, скорее всего, будут удалены последние ростки какой-либо идеологии. В сухом остатке будут лишь одна торговля, которая в последнее время немного снизила обороты ( Германия уступило первое место Китаю и Нидерландам ), да военное сотрудничество по вопросу предотвращения конфликтов, как это было в последние раз на форуме Большой Двадцатки в Петербурге, когда Меркель в очередной раз проявила солидарность с российской позицией, на этот раз в вопросе по Сирии.

*   *   *

Сегодня, пока еще не завершены переговоры по формированию Большой коалиции, пока не разграничены сферы интересов и не распределены министерские портфели, рано говорить о том, насколько стабильным окажется «черно-красное» правительство. В некоторых землях альянс ХДС/СДПГ существовал по пять лет, в некоторых разбегался через год, не договорившись по какой-то мелочи. На федеральном уровне, Большая коалиция, скорее всего, отработает все положенные четыре года, так что досрочных выборов ждать не приходится. Однако в эти четыре года давление на страны-должники снизится, темпы преобразований замедлятся, государственные расходы увеличатся, а профицит бюджета рискует испариться. Кнут станет мягче, пряник слаще, а дисциплина начнет серьезно хромать.

выборы, московские новости., статья, меркель, германия, прогноз

Previous post
Up