Петруллия Мертезаки : отчаянная борьба со здравым смыслом.
В 2008 году в экраны нашей необъятной Родины вышел документальный фильм «Петрулия Мертезаки : отчаянная борьба со здравым смыслом». Несмотря на небольшой хронометраж ленты ( 18 минут ), каждый кадр пленки просто нагружен смыслами , глубокими размышлениями и противоречиями, которые как римские дороги сходятся на фигуре македонского мыслителя Петруллии Мертезаки.
Молодой режиссер Николай Никулин уже с первого своего фильма, фильма пробного, фильма неуверенного, фильма неопытного - продемонстрировал себя виртуозным мастером символа. Несмотря на документальный характер фильма, именно через символизм передаются основным максимы, которые до нас хотел донести режиссер. Это и постановка кадра и условия съемок и пляска форматов, которые сменяются в фильме с лихорадкой калейдоскопа - интервью, рассказ, пейзаж, художественный кадр.
Этот фильм не только о тяжелой участи борца и мыслителя в наше смутное непростое время, это фильм еще о Ленинской Библиотеке, которая символично предстает в фильме как Царство Разума, как Идеал, как Осколок Великой Цивилизации, где главной ценностью являлся человек и познание человека.
Первые кадры фильма -это ночная Москва, ночная Ленинка. ( В дальнейшем мы будем употреблять именно слово «Ленинка», потому что клеточками тела мы ощущаем созвучие с «Ленинлэнд», «Страна Ленина». Ведь Ленинская Библиотека - это не просто собрание пыльных книг и сумашедщих интеллектуалов ( тоже тип рожденный советской цивилизацией), Ленинка - это целая культура, огромный мир, основанный и живущий по коммунистическим заветам, способный стать домом, осколок Красной планеты, где после ее гибели нашла приют Петрулия Мертезаки). Итак - ночная Ленинка - символ - сон разума. Подойти и понять, обнюхать гораздо проще существо спящее, чем существо бодрствующее.
С первых же секунд фильма в кадре появляется и сам режиссер и с жаром протестантского пастора, который рассказывает о блаженстве рая для праведных, повествует нам о Храме Науки, говорит о Ленинлэнде, говорит что «это святыня, место где собираются только избранные, место где люди общаются с высшими силами, Иерусалимский храм нашей эпохи, настолько же реальный, настолько и мифологизированный, храм науки и вместилище знаний».
В этой фразе мы сталкиваемся с первым символическим противоречием, которое набросано в фильме- антагонизм реальности и мифа.
Следующая сцена обрушивает нас в непознанное, закоулки Ленинской библиотеки, как закоулки разума, дым курилки, как пелена перед глазами сознания, непознанное ходит между нами , да и мы сами, как тени проходим мимо себе подобных, не замечая их.
«От гения до безумства один шаг», - говорит пастор. Затворившейся гений если ли безумец, как быстро он деградирует, или безумец нашедший свой дом, становится ли гением обретя покой и гармонию и приступаю к труду всей своей жизни?
Не сводит ли воздух страны Ленина с ума. Вы пришли сюда за книгой, а остались на всю жизнь, постигая тайны бытия и мироздания, путешествую через текст и теряя самого себя!
С другой стороны, стороны нормальной, курилка - это интеллектуальный клуб, клуб обмены идеями, избранные среди избранных, мышление без слов, общение образами.
В первом же никулинском фильме появляется тема Вагнера, одновременно с появлением на экране Петруллии Мертезаки. Весь фатализм борьбы, вся неотвратимость судьбы, отметина Бога предстает перед нами. Мы видим сумбурно одетую женщины в возрасте, с печатью одаренности и уверенности в себе на лице, с грустным, уставшим взглядом, с морщинами, которые видели войны, гибель, кровь.
Искусный прием документалистики - камера показывает лицо человека, лицо застывшее, лицо твердое, лицо, которому суждено остаться в веках.
Начинается рассказ о Петрулии Мертезаки. Югославская ( македонская ) интеллектуалка, рано открывшая для себя счастье познания, несостоявшаяся балканская Новодворская наоборот. В детства очаровавшись коммунистическими идеями, посвятив большую часть своей жизни изучению Ленина ( при этом не зная русского языка - все интервью в фильме сама Петрулия дает на английском языке) она пишет свой первый и единственный законченный на данный момент труд «Без Ленина как без Александра Македонского». Несмотря на всю абсурдность и невозможность сравнения этих двух исторических личностей, не пропаший еще интеллектуал заметит, что Петрулия уже вышла за пределы реальности, она уже попала в страну мудрых, шопенгауровскую «республику гениев», где великие люди истории общаются между собой. И такой человек, как Петрулия, положившая жизнь на изучение их небесного диалекта, преданная и вдохновленная была допущена в обиталище духов и смогла подслушать их разговор, а потом передать нам. Но мы ее не поняли, мы заклеймили ее сумасшедшей, мы бежали от нее, мы не желали прислушаться к ней.
В 1991 году начинается гражданская война в Югославии. Дитя Хаоса, Петрулия, потеряв всю свою семью, имущество, но не идеалы, решает переехать в страну своих грез, в вечно прекрасные земли, в Советский союз. Естественно СССР тут выступает как символ рая, символ финала, последней точки, там где пережившего смерть и ужасы войны борца ждет наконец то отдохновение. Но мифическая страна и в правду оказалась мифом, « вместо Красной Москвы она увидела Москву бесцветную и коленопреклоненную».
Рай оказался чистилищем. Петрулия осталась без денег, без документов, она прошла через клоаку московских вокзалов и ментовских побоев. Но испытания только закалили ее, она продолжала свой путь и была вознаграждена. Она нашла осколок той Красной планеты, ковчег, рассекающий волны капитализма и бессмыслицы. Ленинская библиотека дала ей питание, ночлег, воду и доступ к знаниям.
Тут мы вступаем в область безумия. Скоро Петрулия приобрела славу местной сумасшедшей, ее сократовская беседа стала раздражать твердолобых интеллектуалов, ее монологи без приветствия отпугивали молодых гениев. Она была непонятна.
Ленинка - целый мир со своей атмосферой. Чтобы показать всю конечность обретенного приюта, всю монументальность, которая способна раздавить тебя, Никулин использует сокуровский прием - камера выхватывает черные бюсты, колоннаду залов, высоту потолков, глубины лестничных пролетов. Колоссальность разума, твердость разума.
Следующая тема фильма - маниакальность сталинизма. Показав нам, как Петрулия в глазах общества лишилась разума, режиссер наделяет ее пристрастием к сталинизму. В этом свете мы понимаем, что Сталин - это высшая точка сумасшествия, увлечение Сталиным это маниакал, это болезнь, это обреченность. Суд черни вынес свое решение. Сама же Петрулия, с ее слов, считает влюбленность в Сталина, наоборот, духовным ростом, следующей ступенью. Тут со всем остротой показано, как кардинально расходятся взгляды черни и интеллектуалов. Для кого то кровавый маньяк, для кого то учитель и великий мыслитель, которому можно посвятить главную книгу своей жизни.
При этом режиссер вносит в фильм сентиментальные нотки, показывая рассказ о картине с раненным олененком - единственной вещью, которая осталась у Петрулии из ее македонского прошлого. Вот - нам кажется что мы раскрыли всю сущность идейного интеллектуала - раненный олененок, это она и есть. Ранимая, детская, чувствительная, немая в незнакомой злой стране. Ее не понимают и не стремятся понять.
Но тут же вся мелодраматичность ситуации разрушается новым гениальным режиссерским ходом - ребенок предстает вновь умалишенной старухой, которая разгуливает с портретом Сталина и рвет книги, на которых есть американский флаг.
От Ленина до Сталина один шаг. Сочетание двух предыдущий образов - детскости и дикости дает нам уникальный продукт - ее сталинизм предстает как несерьезный, клоунский, детский, как будто ребенок придумал себе кумира и пытается заставить родителей ему поклонятся вместе с ним. Градус нашей жалости к Петрулии в этот момент зашкаливает, он гораздо сильнее, чем в момент рассказа о раненном олененке.
Хотя Сталин и предстает как детская болезнь, которой все как свинкой болеют в детстве, и от которого Петруллия не смогла избавиться до сих пор - суровый суд времени в лице моего сокамерника -
krodionov.livejournal.com/ уничтожает ее : «Коммунисты в своей массе больные люди, совершенно на голову больные люди. Коммунистическая зараза - это вещь, которая не изживается в родном отечестве и я не знаю, сколько еще эта гадость будет в России существовать».
Но вслед за духовной деградацией наступает деградация физическая. Петрулию начинает преследовать специфический запах безумия. В 2005 году у нее отнимают читательский билет и на момент съемок фильма она уже три года живет на улице. Ее оторвали от источника чистого знания, отобрали рукописи и книга всей жизни, книга о Сталине осталась незавершенной. Македонский интеллектуал , переживший гражданскую войну и албанскую резню, человек написавший труд о Ленине и начавший труд о Сталине превратился в городского сумасшедшего, в чьи идеи никто не верит, от запаха которого уходят быстрой походкой. В своей борьбе со здравым смыслом она одержала победу.
Вошедший в Страну Ленина да потеряет разум, покинувший ее да обретет разум. Петрулия не обрела, всю свою жизнь она боролась со здравым смыслом, «этим разумом лавочников и торговцев», как говорил Наполеон. Она боролась с чудовищными условиями, непониманием, побоями и духовной жаждой. Она победила - бескомпромиссный борец, культурная сила, ушедшая впустую. От нее не осталось книг и рукописей, скорее всего они уничтожены. Все что есть -это несколько цитат в фильме и все. Когда через тысячи лет, археологи будущего откопают пленку с этим фильмом, Петрулия попадет в разряд великих мыслителей 21 века, от которого , как от Фалеса или Анаксимандра, остались лишь несколько отрывков, на толкование которых ученые будут тратить тонны бумаги и десятки своих жизней.
Сергей Сирый.
3 января 2010.