БелАЭС

Jan 05, 2017 16:39

Оригинал взят у szhaman в БелАЭС
Интересно про главный страх литовцев:

"Литва опасается, что БелАЭС заберёт воду из Вилии (в Литве она же зовется Нерис).

Для охлаждения АЭС планируется использовать воду реки Вилия, как будет обеспечиваться непрерывность подачи воды для охлаждения АЭС? Какое влияние работа АЭС окажет на экосистему Вилии и питьевую воду?






С самого начала БелАЭС предусматривала охлаждение с помощью градирен. В настоящее время закончен монтаж двух градирен Белорусской АЭС высотой 167 метров.

Градирни







Сейчас это самые высокие сооружения в Беларуси немачтового типа. Для сравнения, самый высокий дом в Беларуси "Парус" в Минске со шпилем всего 131 метр спокойно поместится в градирню.

В хорошую погоду градирни БелАЭС можно разглядеть со смотровой площадки телевышки в Вильнюсе, до которой 50 километров.

Вид со смотровой площадки на высоте 165 метров вильнюсской телевышки
с расстояния 50 км






В 10,5 от АЭС на реке Вилия напротив деревни Малые Свирянки завершается сооружение водозабора технической воды для охлаждения станции. Отсюда к АЭС сооружена дорога, вдоль которой под землей проложены трубы водоводов.

Водозабор




Дорога между водозабором и станцией




По заявлению белорусской стороны, даже в самое засушливое время года сток Вилии в месте забора изменится не более чем на 5%.

Литовская сторона выразила беспокойство, что сброс тёплой воды из градирен в Вилию может нарушить температурный баланс реки. Эта претензия Литвы была удовлетворена, в данном случае было нарушение природоохранного законодательства Беларуси.

В соответствии с белорусскими стандартами, температура воды, сбрасываемой в реки из систем охлаждения, должна летом быть не более 20 градусов, а зимой - не более 5 градусов.

Также на расстоянии 500 метров от места водосброса температура воды в реке не должна изменяться более чем на 5 градусов.

Естественно, что за 28 километров до Литвы влияние водосброса заметно не будет, но закон есть закон. Для достижения требуемой температуры уже на стадии строительства водоводов пришлось внести изменение в проект и сооружать брызгальный бассейн.

Брызгальный бассейн




Забавное в этой ситуации, что вода в Вилии в летнюю жару прогревается до 26 градусов - АЭС будет отдавать воду ещё более холодную, чем забирает.

От места водозабора до Литвы Вилия течёт 28 километров, пополняясь 13 реками и ручьями, а до Вильнюса Вилия течёт 100 километров, пополняясь 26 притоками. Поэтому уже на границе с Литвой влияние БелАЭС на Вилию обнаружить будет невозможно.

В ярко выраженном беспокойстве о том, что якобы из-за БелАЭС изменится уровень воды в Вилии, власти Литвы забывают очень важное обстоятельство: уровень воды в Вилии уже 42 года как регулируется из Беларуси.

В 2016 году исполнилось 40 лет, как была открыта Вилейско-Минская водная система, созданная для переброски по каналу протяжённостью 62 километраводы из Вилии (водный бассейн Балтики) в Свислочь (бассейн Чёрного моря) - небольшую реку, на которой стоит Минск.

В начале канала в 1973 году Вилия была перекрыта плотиной, а в 1975 году самое крупное в Беларуси Вилейское водохранилище достигло проектного заполнения.

Вилейское водохранилище







Регулированием водосброса Вилейское водохранилище весной аккумулирует паводковые воды, предотвращая нежелательные паводковые затопления. В засушливый летний сезон созданный весной запас воды позволяет улучшить наполняемость Вилии ниже водохранилища - в том числе и на территории Литвы.

За 42 года регулирования Беларусью наполняемости Вилии власти Литвы претензий к Беларуси не имели. То, что при необходимости Беларусь может увеличить наполняемость Вилии, не дав Литве засохнуть, в Литве, вероятно, не знают.

Зелёная линия - главный канал Вилейско-Минской водной системы.
Синяя линия - Вилия.
Красная линия - трубы водозабора и водосброса.




Дела на стройке

Тем временем, на площадке продолжаются работы. Достиг своей проектной высоты в 73 метра купол реакторного зала первого энергоблока.

Первый блок




В августе был установлен верхний ярус защитной оболочки здания реактора энергоблока №1 - так называемая "тюбетейка".

Монтаж тюбетейки




Второй энергоблок достиг более чем половины от уровня первого.

Второй и первый блоки










Для бетона используется цемент белорусского производителя "Красносельскстройматериалы". Арматура - от Белорусского металлургического завода.

Арматура




Заканчивается возведение восьмиэтажного административного корпуса.

Административный корпус







Сейчас на стройке трудится примерно 6000 человек.

На сооружении первого и второго энергоблоков задействованы 23 субподрядные организации, в том числе 18 белорусских.

Из наиболее значимых - "Гроднопромстрой", строительный трест №8, "Белэнергострой", "Гомельпромстрой".

Командированные рабочие работают вахтовым методом по две недели 12 часов в смену. Большая часть строителей проживает в Островце в двух новых построенных микрорайонах на окраине города в направлении дороги на АЭС. В будущем в эти новые микрорайоны переместится центр Островца.

Новый дом в Островце




Сейчас квартиры используются как общежития, где проживает по два-три человека в комнатах.

После окончания строительства, когда численность работающих на АЭС снизится, планируется сделать в этих квартирах косметический ремонт и использовать их в качестве постоянного жилья для семей персонала АЭС.

Здесь достаивается комплекс зданий новой районной больницы. На АЭС строителей возят служебные автобусы.

Автобусы




Зарплаты на стройке АЭС не намного отличаются от среднебелорусских. Исключение составляют 70 приглашённых высококлассных специалистов из России, которым нет замены из граждан Беларуси. Для этих специалистов сделали зарплату не меньше той, что получали в России.

Работники










Николай Груша




Руководитель группы по взаимодействию с государственными органами и организациями ГП "Белорусская АЭС" Николай Михайлович Груша сравнивает ситуацию с положением в хоккее, когда приглашают легионеров с соответствующей зарплатой - только, в отличие от хоккеистов, некоторые из таких специалистов переехали в Беларусь на постоянное место жительство со своими семьями.

По словам сотрудника службы безопасности, сейчас на стройплощадке работают представители 13 бывших республик СССР. Нет только эстонцев и киргизов.

Почти все ответственные работы по изготовлению и монтажу конструкций осуществляет "Трест Росспецэнергомонтаж", который чаще именуют "РосСЭМ". На стройплощадке численность сотрудников "РосСЭМ" около 1000 человек, в числе которых и белорусы.

Зарплаты у рабочих разные. Зависит от должности, квалификации, условий контракта.

На стоянке перед административным корпусом много легковых автомобилей, с не белорусскими номерами. Россия представлена множеством регионов, включая Ростовскую область (изготовлен корпус реактора), Тверскую, Воронежскую.

Интересно видеть на АЭС номера Омской области, Свердловской, Алтайского края.

Из автомобилей с украинскими номерами мирно соседствуют Киев с Луганской и Донецкой областями.

После инцидента с падением корпуса ректора первого энергоблока БелАЭС охрана стала уделять больше внимания запрету использовать телефоны с функцией фото- и видеосъёмки.

На КПП производственной базы и стройплощадки появилась предупреждающие таблички, запрещающие перемещение на стройплощадку телефонов с функцией фото- и видеосъёмки. За нарушение - удаление со стройплощадки.

Предупреждения







В некоторых СМИ появились выводы о том, что запрет введён, чтобы скрывать истинное положение дел на АЭС, и особенно, инциденты, подобные падению корпуса реактора.

Николай Груша пояснил, что подобный запрет является нормой на всех стройках АЭС. Действовал этот запрет и раньше, но на ранней стадии строительства на запрет охрана меньше обращала внимания.

Сейчас за нарушение запрета на первый раз выносится предупреждение. На второй раз - лишение допуска на стройплощадку. То есть, рабочий не увольняется, и при желании и возможности может продолжить работать за пределами стройки АЭС, например, на строительстве жилья в Островце.

Части персонала - обычно это инженера и сотрудники охраны труда - разрешено проносить устройства фото и видеосъёмки.

В день посещения стройки на куполе было занято множество рабочих. По радиусу купол ограждает защитная сетка.

В стене реакторного помещения на уровне примерно пятого этажа видно круглое отверстие транспортного шлюза, через которое в помещение будет доставлен корпус реактора, парогенераторы, а также будет осуществляться загрузка и выгрузка топлива.

ТВС будут доставляться в горизонтальном положении под подъёмный кран, вертикально подниматься на уровень люка в стене, вновь переводиться в горизонтальное положение и в таком виде доставляться в реакторный зал.

Первый блок













С начала строительства здесь задействовано два подъёмных крана "Liebherr LR 11350" грузоподъёмностью 1350 тонн.

Подъёмные краны




В машинном зале идёт монтаж крупногабаритного оборудования.

Машзал




Работают установленные под потолком мостовые краны, с помощью которых происходит перемещение сепаратора, по габаритам напоминающего корпус реактора. Сепаратор обвязан брезентовыми чалками, одна из которых находится близко к краю корпуса.

Николай Груша пояснил, что примерно так пытались переместить корпус реактора.

Сепараторы







Командующий операцией по перемещению, остановив подъём сепаратора, ждёт, пока я закончу фотосъёмку, и просит удалиться.




На промплощадке под навесами покоятся парогенераторы.

Парогенераторы




В октябре 2016 года железнодорожным транспортом был доставлен статор турбогенератора весом примерно 500 тонн - вероятно, самая тяжёлая деталь оборудования Белорусской АЭС.

За время сооружения БелАЭС на стройке погибло три человека. Причина - нарушение техники безопасности. Двое рабочих погибли, сорвавшись с высоты - не пристёгивались страховочным поясом, один - при падении на него газового баллона, который транспортировался подъёмным краном.

С целью недопущения подобного пришлось усилить требования к соблюдению норм безопасности труда, чем недовольны некоторые рабочие.

Из-за этого стали уделять больше внимания трудовой дисциплине и соблюдению мер по охране труда.

Начальник информационного центра АЭС Эдуард Свирид рассказал, что, поскольку сооружение АЭС ведут различные организации, в каждой из которых свои требования по безопасности, то были сформированы группы по четыре-пять человек, которые постоянно перемещаются по площадке с целью выявить нарушения.

Обычная ситуация на стройке БелАЭС: находящийся на площадке в ночную смену безопасник, наблюдающий в бинокль за рабочими на высоте - одета ли каска, пристёгнут ли страховочный пояс, не отвлекается ли на разговоры по мобильному телефону.

При подозрении на употребление алкоголя или наркотиков - проводятся экспресс-анализ. В случае положительного результата - лишение допуска на стройплощадку.

Недалеко от реакторного помещения под специально сооружённым навесом ожидает своего возвращения к месту рождения в Волгодонск известный своим падением корпус реактора первого энергоблока.

Корпус реактора первого блока




Инцидент произошёл 10 июля. Общественность узнала о происшедшем только 25 июля от известного своей активной позицией противника строительства АЭС жителя Островца Николая Уласевича.

Белорусское министерство энергетики признало инцидент только во второй половине дня 26 июля, когда белорусское общество было сильно взволновано.

1 августа 2016 года заместитель генерального директора ГК "Росатом" Александр Локшин пояснил детали инцидента. Российская сторона первой предложила заменить упавший, но пригодный для использования корпус реактора по причине "общественной приемлемости".

4 августа А.Лукашенко, комментируя инцидент, сказал: "Даже если есть малейшие повреждения или царапины, мы от этого корпуса должны отказаться".

Поскольку корпус реактора был выкрашен серой краской, царапины нашлись. 11 августа белорусской стороной было принято решение отказаться от использования этого корпуса реактора.

Сопровождавший сотрудник службы безопасности запретил снимать вблизи корпус реактора, сославшись на необходимость получения специального разрешения.

Визуально следов падения на реакторе не заметно. Зато видны следы зачистки корпуса шлифмашиной, нанесённые в этих местах крестики для проведения исследования на возможное изменение его геометрии из-за падения.

Корпус реактора первого блока




Николай Груша подтвердил, что корпус реактора при подъёме выскользнул и коснулся днищем о землю.

Проведённое на месте исследование показало, что изменений с корпусом не произошло. Но, поскольку падение корпуса не предусмотрено правилами его транспортировки, по причине несоблюдения правил транспортировки белорусская сторона попросила "Росатом" заменить корпус на другой, который изготовлен для второго энергоблока АЭС.

Российская сторона сразу же согласилась.

Как пояснили ответственные работники БелАЭС, россияне, понимая, что Беларусь наиболее сильно из бывших союзных республик пострадала от Чернобыльской катастрофы, предъявляют к Белорусской АЭС особые требования к безопасности.

Несмотря на то, что проведённые исследования на месте показали пригодность использования этого корпуса, его решили заменить.

Как признался Николай Груша, решили перестраховаться: "Не дай Бог, если через 40-60 лет работы реактора с ним может что-то произойти, я не хочу, чтобы это было из-за того, что мы не заменили корпус на новый".

На график введения в эксплуатацию первого энергоблока замена корпуса реактора существенно повлиять не должна.

Продолжается сооружение новых ЛЭП в районе БелАЭС силами китайцев.

Строительство ЛЭП







Рядом с АЭС строится воинская часть внутренних войск № 7434, созданная для охраны АЭС.

Строительство воинской части




Планируется, что в подразделении будет 300 военнослужащих. Командиром части назначен Виктор Юрьевич Жадобин - сын бывшего министра обороны Беларуси.

На территории части возведены административное здание, клуб, учебный городок для подготовки к боевой службе по охране БелАЭС, солдатская столовая, склады для хранения всех видов материально-технических средств, кинологический городок, автомобильный парк.

Офицеров в форме внутренних войск можно увидеть на АЭС - они из комендатуры воинской части, контролируют строительство городка и объектов на станции, которые будут переданы под охрану части и установку инженерно-технических средств.

Часть военнослужащих контрактной службы проходит профессиональную подготовку на базе учебных воинских частей Федеральной службы войск Национальной гвардии и в Институте глобальной ядерной безопасности России, который готовит бойцов для охраны энергетического ядерного комплекса.

Примерно в 5 км от АЭС строится военный городок "Ворняны" для проживания военнослужащих.

Военный городок




14 октября 2016 года эксперты МАГАТЭ завершили 12-дневную поездку в Беларусь для комплексной оценки регулирующей инфраструктуры ядерной и радиационной безопасности.

Вывод МАГАТЭ, распространённый официальными белорусскими СМИ - Беларусь одна из самых передовых стран среди ядерных новичков.

Второй корпус

31 октября из Волгодонска отправился к БелАЭС новый корпус реактора. По дороге произошёл инцидент.

На сайте БелАЭС появилась официальная информация:

26 декабря 2016 г. во время выполнения маневровых операций на станции Славное Белорусской железной дороги произошло в негабаритном месте незначительное касание защитного металлического транспортного кожуха перевозимого сверхнегабаритного груза (корпуса реактора для Белорусской АЭС) об опору контактной сети. Повреждений на корпусе реактора не выявлено. Нарушения графика движения поездов не было. Груз далее следует по установленному расписанию.

Станция Славное - это 140 км от Минска по дороге на Москву.

Состав, перевозящий корпус реактора, состоял из двухсекционного М62, платформы, полувагона с габаритными вешками, пяти полувагонов для создания расстояния между габаритными вешками и негабаритным грузом, транспортёра с двумя вагонами обслуживания и замыкающего полувагона.

Поезд с корпусом реактора







В пути следования работникам железной дороги приходилось отклонять от поезда с негабаритным грузом опоры железнодорожных светофоров и знаков.




При прохождении вблизи препятствий поезд сбрасывает скорость до нуля. Корпус реактора перемещается около препятствия с минимальной скоростью. Вероятно, в такой момент и произошло соприкосновение опорой контактной сети.




Автор материала, сделавший фотоснимки поезда с корпусом реактора в районе посёлка Олехновичи в 130 км от БелАЭС, визуально повреждений следов соприкосновения корпуса реактора с опорой контактной сети не обнаружил.







28 декабря в 20.00 корпус реактора благополучно прибыл на территорию строящейся БелАЭС.

Белорусская АЭС




http://atominfo.ru/

перепост из жж

Previous post Next post
Up