Оригинал взят у
enibook в
19 мая родился Владимир Михайлович Конашевич
19 мая родился Владимир Михайлович Конашевич (1888-1963), русский художник, иллюстратор детских книг
книги к празднику
http://www.labirint.ru/authors/94299/ Владимир Михайлович Конашевич (19.05.1888, Новочеркасск - 27.02.1963, Ленинград) - русский художник-график, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств РСФСР (1945). Создал индивидуальный, узнаваемый стиль оформления сказок, в котором яркость образов, витиеватые узоры и виньетки сочетаются с ироничным взглядом художника, умением увлечь ребёнка игровыми, живыми композициями, поэтичностью фантазии и красочной декоративностью рисунка.
Художественное образование В. М. Конашевич получил в МУЖВЗ (1908-13), где его учителями были К. А. Коровин, С. В. Малютин и Л. О. Пастернак.
Вскоре после окончания учебы переехал в Петроград, навсегда связав свою жизнь с этим городом. Поначалу он брался за многое, даже служил в пригородном Павловском дворце-музее, из-за чего надолго поселился в Павловске.
С 1920-х гг. его интересы полностью сосредоточились на графике. В книжной графике известность и авторитет ему принесли отличные иллюстрации к стихотворениям А. А. Фета (1921), затем к произведениям И. С. Тургенева, А П. Чехова, М. М. Зощенко, К. А. Федина и др.; одним из высших его достижений стали иллюстрации к "Манон Леско" аббата Прево (1931).
В станковой графике он заявил о себе прекрасными литографскими сериями середины 1920-х гг. - "Павловский парк", "Павловская шпана", "Улица"; создал он и ряд интересных гравюр на дереве.
С 1930-х гг. Конашевич почти полностью отдался иллюстрированию детских книг, лишь изредка делая исключение для пейзажей, натюрмортов и портретов, которые исполнял в полюбившейся ему специфической технике - тушью или акварелью по китайской бумаге.
В детской книге он дебютировал еще в 1918 г. книжками "Азбука в рисунках" и "Розовая азбука" Е. Е. Соловьевой. Сотрудничая с издательством "Радуга", затем с отделом детской и юношеской литературы Государственного издательства, он стал признанным мастером. Его работы отличались склонностью к шутливой гротескности и затейливо-декоративной манере, восходящей к графике "Мира искусства".
Постепенно в книжной графике Конашевича начала преобладать сказочная тема. Больше всего его увлекали произведения К. И. Чуковского, которые художник иллюстрировал по многу раз и в разных вариантах; среди них выделяется роскошный сборник "Сказки", выпущенный издательством "Academia" в 1935 г. Из-за этой книги Конашевич подвергся, вместе с В. В. Лебедевым, несправедливым нападкам в статье "О художниках-пачкунах" ("Правда", 1936, 1 марта), развязавшей травлю талантливых ленинградских художников детской книги.
В 1941 г. художник, спасаясь от наступления германских войск, переселился в Ленинград и провел здесь всю блокаду, работая сначала над воспоминаниями о своем детстве, а потом над иллюстрациями к сказкам Х.-К. Андерсена (1943).
После войны, под давлением догматических требований, его искусство стало понемногу утрачивать присущие ему яркую фантазию и романтичность.
Возрождение Конашевича началось лишь в середине 1950-х гг. В 1956 г. он блеснул превосходными иллюстрациями к сборнику "Плывет, плывет кораблик", в которых подытожил свою давнюю работу над английскими народными песенками. Затем последовали десятки книг, в их числе "Чудо-дерево" К. И. Чуковского, "Приходи, сказка!", "Старик-годовик" В. И. Даля. Последней работой художника было иллюстрирование всех сказок А. С. Пушкина (1961-62). Книга эта вышла в свет уже после его смерти.
Такого бурного потока разноцветных фантазий детская литература, пожалуй, не припомнит. Много, ярко, густо, громко… Да-да, именно так: громко и звонко, потому что страницы, украшенные Конашевичем, в буквальном смысле слова звучат, как большой спектакль, разыгранный весёлыми актёрами. О, эти персонажи не стесняются: уж если жест, то наотмашь, если шаг, то сколько хватит ног…
Так двигаются свободные маленькие дети. А рисуют люди, наделённые особым сердцем. Корней Иванович Чуковский говорил, что у Конашевича сердце «огромное, в три обхвата».
И Маршак, и Чуковский, и Андерсен были бы совсем другими писателями без «картинок» Владимира Михайловича Конашевича!