Geoffrey Chaucer, Kelmscott Press Edition ........

Feb 02, 2017 16:41

image Click to view





William Morris’s Kelmscott Press Up for Sale

December 5, 2013 · by Mirabelle Jones · in News
According to the NY Times, the Kelmscott Press, the press which produced the infamous Kelmscott Chaucer printed by William Morris in 1896, is officially up for sale. The Kelmscott Press, or more specifically the Improved Albion Press No. 6551, is seven feet high and weighs in at somewhere between 2,000 and 3,000 pounds of wrought iron. This very press produced 438 copies of the Kelmscott Chaucer, an ornate and beautifully printed leather bound work which is commonly seen as one of the principal works in the tradition of fine press. Although the press has been largely dormant aside from specialty printing performed by previous owners the Lieberman family, there is nothing to stop you, modern printer, from snagging it up and putting it back to good use. Aside from maybe the $100,000 to $150,000 price tag. Read the full article here.



Page from the Kelmscott Chaucer.



William Morris, Age 53.



Mr. Lieberman posing with the Kelmscott Press 1961.



The Kelmscott Press in its current condition. Priced modestly at $100,000 - $150,000.
http://thebookartblog.com/category/articles

«Ке́лмскотт-пресс» (англ. Kelmscott Press) - частная книгопечатня, основанная английским поэтом и художником Уильямом Моррисом в 1891 году. Одним из главных её отличий было использование традиционных книгопечатных технологий. Предприятие просуществовало до 1898 года. Книги
Шрифты




Образцы шрифтов и колофон издательства

Известно, что Моррис хотел заняться книгопечатанием ещё раньше, но его беспокоила необходимость проектирования собственного шрифта - сложная и кропотливая работа, которую сам Моррис тогда называл «чуждой его духу» [4]. В ноябре 1888 года Эмери Уокер сделал для лекции несколько увеличенных фотоснимков шрифта XV в. Это ободрило Морриса, который понял, что может изучать и рисовать шрифты в том размере, какой ему будет удобен.

Тем не менее, проектирование шрифта оказалось одной из самых сложных задач, с которыми столкнулся Моррис. Он нарисовал три шрифта, которыми и напечатаны все книги в Kelmscott Press. Все они были выгравированы опытным пуансонистом Эдвардом П. Принсом.

Первый, «Золотой», шрифт (англ. Golden Type), был основан на работах венецианских печатников XV в., среди которых - знаменитая антиква Николя Жансона и похожий шрифт, которым Якоб Рубеус набрал «Историю Флоренции» Аретино (1476). Моррис не пытался точно скопировать их: в частности, он уменьшил контраст штрихов, чтобы шрифт более гармонично смотрелся рядом с обильным декором и иллюстрациями, выполненными в грубоватой манере продольной гравюры.

Моррис, большой почитатель Средневековья, был очень доволен, когда Уолтер Крейн отметил, что его шрифт «более готический», чем антиква Йенсона [5].

Предполагалось, что этим шрифтом будет набрана «Золотая легенда» Иакова Ворагинского, которая должна была стать первой книгой издательства. Из-за большого объема и некоторых других обстоятельств три тома «Золотой легенды» вышли только в 1892 году. Первой же книгой, вышедшей в «Келмскотт-пресс», стала «История сверкающей долины» Морриса. Она была набрана Золотым шрифтом и напечатана в мае 1891 года.

Пытаясь «избавить готический шрифт от упреков в неразборчивости», Моррис обращается к так называемой готической антикве. Этот шрифт был популярен среди немецких первопечатников (например, его использовали Петер Шёффер и Гюнтер Цайнер), пока его не вытеснили «более готические» ротунда и бастарда. В результате этой попытки появились «Троя» (Troy) и «Чосер» (Chaucer).

«Троя» была изготовлена в двух кеглях специально для переиздания «Собрания повествований о Трое» (1892) - первой печатной книги на английском языке (типограф Уильям Кекстон, 1474). «Чосер», более мелкий шрифт, впервые применен в наборе «Сочинений» Джеффри Чосера (1896).
Бумага

С самого начала Моррис решил использовать бумагу ручного черпания, так что «оставалось лишь выбрать её разновидность» [6]. В качестве образца Моррис выбрал болонскую бумагу 1470-х годов. Захватив книгу, напечатанную на этой бумаге, Моррис и Уокер отправились в Литл-Чарт, графство Кент, к Джозефу Бетчелору, у которого там была бумажная мельница. Бетчелор изготовил нужную бумагу. Для каждого из трех размеров, в которых поставлялась бумага, Моррис нарисовал водяной знак: цветок, окуня и яблоко.

Кроме того, для самых богатых покупателей часть тиража печаталась на особом тонком пергаменте.
Краска

После долгих поисков Моррис остановился на ганноверской краске компании Jaenecke. Её идеальный чёрный цвет полностью удовлетворил Морриса. Но краска была очень густая, что сильно осложняло работу печатника. Рабочие запротестовали, и Моррису даже пришлось угрожать закрыть книгопечатню. Так как потерять высокооплачиваемую работу печатники не хотели, им пришлось уступить. Тем не менее, Уокер отмечал, что с тех пор «количество напечатанных за день листов стало необычайно маленьким» [1].
Переплёт

Моррис сделал два эскиза для издательских переплётов. Не доверяя качеству доступной козлиной и телячьей кожи, он остановился на полумягком пергаменном переплёте с разноцветными шёлковыми завязками. Альтернативой был составной переплёт, с маркой издательства на льняном корешке и крышками, покрытыми бумагой верже серого цвета. Эти переплёты делала лондонская фирма J. & J. Leighton. Второй вариант был одобрен Моррисом как «наиболее удачный временный переплёт», однако почти все сохранившиеся книги Kelmscott Press никогда вторично не переплетались [7].

Время от времени, по особой просьбе покупателей печатни, переплетная мастерская Doves Bindery изготавливала специальные кожаные переплёты.
Иллюстрации

Среди художников, иллюстрировавших книги печатни, были Эдвард Бёрн-Джонс и Уолтер Крейн. Инициалы, рамки, орнамент, титульные страницы рисовал сам Моррис.

Обилие орнамента и иллюстраций, которое некоторые впоследствии критиковали [8], Моррис объяснял тем, что он «декоратор по профессии». Он добавлял, что «всегда рассматривал орнаменты как составную часть наборной полосы… [это] способствовало тому, чтобы оформление печатной книги оказалось бы предельно гармоничным» [9].

Келмскоттский Чосер




Келмскоттский Чосер (1896)
Основная статья: Келмскоттский Чосер
Главным достижением книгопечатни стало издание ин-фолио «Сочинений» Джеффри Чосера [10].

Работа над книгой началась в феврале 1893 года [11]. Бёрн-Джонс нарисовал более 80 иллюстраций. Кроме шрифта («Чосер»), Моррис, как обычно, выполнил орнамент, начальные слова и титульный лист.

Дуглас Кокерелл (младший брат Сидни), работавший в Doves Bindery, по рисунку Морриса изготовил 48 специальных переплётов из свиной кожи со слепым тиснением и серебряными застёжками.

Для печати книги потребовался новый, более мощный пресс, а также помещение для него. Издание книги затянулось и завершено было только в 1896 году, незадолго до смерти Морриса. 425 экземпляров было отпечатано на бумаге, 13 - на пергамене [12]. Несмотря на то, что книга была сразу раскуплена, выручка не покрыла расходов по её изданию.

Келмскоттский Чосер стал не только самой известной книгой издательства, но и одним из самых больших достижений Уильяма Морриса.
Итоги

После смерти Морриса Сидни Кокерелл и редактор издательства Ф. С. Эллис в течение 18 месяцев руководили печатней, завершая незаконченные проекты. В 1898 году вышла последняя книга - каталог изданий Kelmscott Press.

Всего было выпущено 53 издания [13], среди которых работы Морриса, средневековые сочинения и сочинения современных поэтов. Общий тираж книг, напечатанных на бумаге, составил 21 401 экземпляр, на пергаменте - 677 экземпляров [14].
https://deepblue.lib.umich.edu/bitstream/handle/2027.42/108171/kelms.html

Golden Legend (Kelmscott Press, 1892)
http://blog.seattlepi.com/booktryst/2010/09/10/down-with-industrialism-william-morris-and-the-private-press-revolt/

искусство книги, Англия

Previous post Next post
Up