Оригинал взят у
aldusku в
Замок Румянцевых и Паскевичей: прогулка по парку В любом постсоветском городе безошибочно можно определить центр - по нахождению памятника Ленину. Обычно за спиной Ульянова прячется здание местной мэрии или облисполкома, но в Гомеле, втором по величине городе в Беларуси меня ждал сюрприз. Один из самых больших и прекрасных городских парков расположился в самом сердце города.
Парк и дворец, расположенный в нем, и являются сердцем Гомеля, от которого расходятся, словно мощные артерии, улицы: Советская (бывшая Чечерская, Румянцевская, главная улица города), проспект Ленина (ранее Замковая) и Пролетарская (бывшая Фельдмаршальская).
История Гомеля в составе Российской империи - это и есть история дворца и парка, собственников земли (Румянцевых, позже Паскевичей) и народа, проживающего здесь. В заметке я не ставлю задачу рассказать интереснейшую историю города и замка (мне больше нравиться дореволюционное наименование - замок, а не принятое сейчас - дворец). Но даже при такой подачи материала, тема растянется как минимум на 4 заметки. Сегодня - немного прогуляемся по парку и посмотрим на фасады зданий, входящих в Гомельский дворцово-парковый ансамбль.
Краткая (очень краткая:) история.
В состав Российской империи Гомель вошёл в 1772 году. Уже 1775 был подарен императрицей Екатериной II полководцу П. А. Румянцеву-Задунайскому «для увеселения». Вскоре его хозяином стал сын, граф Николай Петрович Румянцев.
Напомню, что в основе библиотеки им. Ленина лежит книжное собрание Н.П. Румянцева. На тот момент оно было самым значительным в Российской империи, свыше 28 тысяч томов. Но многие забывают, большая часть коллекции графа располагалась именно в этом замке, здесь берет начало наша
leninka-ru. Н.П. Румянцев не был женат, и его состояние перешло младшему брату Сергею Петровичу Румянцеву. За исключением собрания книг, рукописей, медалей и монет - которое было завещано предоставить «на общую пользу» (был создан Румянцевский музей).
Брат библиофила имел страсть к картам, к сожалению, не географическим, а игральным. И усадьба вместе с городом перекочевала в руки светлейшего князя Варшавского И. Ф. Паскевича. С именем Ивана Фёдоровича (именно он основал прекрасный парк, по которому мы прогуливаемся сегодня) и его потомков связана вся дальнейшая судьба усадьбы и города, вплоть до революции.
Начнем же прогулку.
Петропавловский собор или собор святых Петра и Павла.
Собор заложен протоиереем Иоанном Григоровичем 18 октября 1809 года во владении Н. П. Румянцева, строился в 1809-819 гг. (архитектор Джон Кларк жил в Гомеле все время строительства). Размещается на высоком мысу над Сожем. Освятили собор в 1824 году. Сооружение в стиле позднего классицизма в высоту достигало 25 метров. В разрезе собор имел форму креста. В 1826 году на 74-м году жизни Николай Румянцев скончался в Петербурге. Согласно его завещанию, тело графа перевезли в Гомель и захоронили в левом приделе собора.
Внутри величественно. Мне очень понравились росписи (см. ниже)
На фото видны мощи святой преподобной Манефы Гомельской
Суета сует и всяческая суета
Бюст княгини Паскевич Ирины Ивановны (урожденной Воронцова-Дашковой (1835-1925)) и мемориальная доска на стене Петропавловского собора. В Гомеле есть памятник ей. Подробнее см.
Wi-Ki Вдали крестильный храм
Внутри крестильного храма
Часовня-усыпальница князей Паскевичей
Идея создания родовой часовни-усыпальницы в Гомеле принадлежала Федору Ивановичу Паскевичу, владевшему Гомельским имением с 1856 по 1903 г. Возведение фамильного склепа началось в 1865 г. Устройством и отделкой наземно-подземного сооружения руководили два петербургских архитектора: Максимилиан Егорович Месмахер и Оскар Эмильевич Вегенер.
К сожалению, внутри нельзя фотографировать. А жаль, есть что. Живописные работы осуществлял выпускник училища барона Штиглица Сергей Иванович Садиков. В Петербурге он реставрировал интерьерную живопись Петропавловского собора, исполнил роспись часовни в память храма Пресвятой Троицы на Смоленском православном кладбище. В 1878-1879 гг. принимал участие в реконструкции храма Успения Девы Марии, расписав интерьер. Элементы узоров, выполненных художником в Гомельской часовне, напоминают орнаментальные бордюры этих росписей.
Самое интересное, что во время реставрационных работ в Петропавловском соборе в Гомеле под слоем штукатурки были обнаружены фрагменты росписей, которые схожи с сюжетами, выполненными Виктором Васнецовым в киевском соборе. Эта работа была очень популярна и копировалась во многих храмах России. Но есть основание предполагать, что в часовне работал сам В.М. Васнецов. По окончании работ в киевском Владимирском соборе В.М. Васнецов получил многочисленные заказы на оформление храмов в Петербурге, Гусь-Хрустальном, Дармштадте и Варшаве. Именно в этот период он мог работать и в Гомеле.
Слева: Оранжерея Дворца Румянцевых и Паскевичей
Вид на Дворец Румянцевых и Паскевичей
Памятник Н.П. Румянцеву на фоне дворца
Дворец Румянцевых и Паскевичей
Дворец неоднократно воспроизводился на банкнотах: на купюре 20 тысяч белорусских рублей 2000 г. выпуска; на купюре 20 белорусских рублей 2009 г. выпуска
Башня (на фото слева) высотой 32 метра имела часовой механизм на последнем этаже, а также веранду с балконом. Это сооружение, которое несколько выбивается из общей архитектуры здания, создавалось как личная резиденция Паскевича. Здесь располагалась библиотека хозяина дома, хранилась богатая коллекция произведений искусства. Забегая вперед скажу, что от библиотеки князей Паскевичей ничего не осталось.
Живописная беседка. Парк просто огромен, я не разместил ни обзорную башню, ни зимний сад, ни парк аттракционов
Родовой герб Румянцевых на Н.П. Румянцеву
Вот современные владельцы парка
В следующих заметках мы посмотрим интерьеры замка и посетим филиал Ветковского музея с неплохой коллекцией старославянских книг.
Copyright © aldusku.livejournal.com