Из книг графа Николая Петровича Румянцева...

Sep 14, 2016 13:05

- весёлый человек, не правда ли? :) --



(1754 - 1826) - Канцлер, Председатель Государственного совета, владелец крупнейшей библиотеки в Российской империи.
-  На её основе и была впоследствии создана ГПБ


На протяжении всей государственной деятельности Н. П. Румянцев занимался собиранием старинных рукописей, древних грамот на пергаменте,
книг, списков с летописей. Главным увлечением его были рукописные древности, и поэтому самым значительным собранием коллекции графа
Румянцева стала обширная библиотека - одна из самых известных в то время. В ней насчитывалось 28 тысяч томов. В её состав входила
коллекция рукописей и старопечатных книг, в том числе кирилловского шрифта, 104 экземпляра инкунабул, издания XVI-XVII веков знаменитой
голландской фирмы «Эльзевир», а также несколько сот различных географических карт (как их тогда называли - ландкарт). Рукописи и книги
покупались в России и Европе. Покупались даже целые библиотеки, например, библиотека академика Лерберга.

Граф Н. П. Румянцев не был женат, и все его состояние было завещано младшему брату Сергею Петровичу Румянцеву, а всё собрание книг,
рукописей, медалей и монет было завещано предоставить «на общую пользу». В 1826 году коллекции и библиотека были переданы
С. П. Румянцевым Министерству народного просвещения. Для передачи коллекций была создана специальная комиссия.
В её состав вошли представители Департамента народного просвещения, а также академики Ф. И. Круг, Г. К. Кёлер, Х. Д. Френ.

Император Николай I 22 марта (3 апреля) 1828 года подписал указ об учреждении Румянцевского музея и рескрипт о правилах управления музеем.
В 1831 году музей был открыт в особняке Румянцева на Английской набережной в Санкт-Петербурге.

В 1861 году музей перевели в Москву. К этому времени обнаружилось, что коллекция Румянцева не вписывалась в структуру петербургских
учреждений культуры и влачила убогое существование. Попечитель московского учебного округа Н. В. Исаков взялся на основе библиотеки
Румянцева, как писал В. В. Стасов, «создать в Москве публичную библиотеку наподобие петербургской, приводившей его тогда в восторг,
как вообще и всё русское общество».

При передаче Румянцевского музея в 1861 году А. Х. Востоков составил «Опись вещам Румянцевского музеума».

В Москве Румянцевский музей разместился в доме Пашкова и был объединён с вновь учреждавшимся тогда Московским публичным музеем.
Таким образом, в 1862 году был создан Московский публичный и Румянцевский музеум. Музей подразделялся на три отдела - живописный,
гравюрный и т. н. Дашковский музей, в который вошли собрания русских путешественников, в частности, Крузенштерна и Лисянского.
Входившая в состав музеума Румянцевская библиотека в 1863 году была провозглашена публичной.

Собрание периодически пополнялось за счёт приобретения коллекций частных лиц. В 1913 году появилось новое название: Императорский
Московский и Румянцевский музей.

В 1924 году, уже при советской власти, здание музея и его библиотека были переданы созданной на её основе Государственной библиотеке СССР
им. В. И. Ленина. Полотна Рембрандта и других европейских художников были переданы в ГМИИ им. А. С. Пушкина, собрание отечественной
живописи - в Третьяковскую галерею, а экспонаты Дашковского музея - в Музей народов СССР.

Про его дворец, музей и библиотеку тут уже вспоминали --
http://sergej-manit.livejournal.com/551655.html
http://sergej-manit.livejournal.com/595486.html

-- а теперь одна из книг его библиотеки -- Издание сочинений Клода Жозефа Дора (Claude Joseph Dorat). 10 т.т.
Paris: Sebastien Jorry, 1767. 213,206 с....: с илл.



Фотографии в альбоме «Румянцев», на Яндекс.Фотках


В десяти индивидуальных цельнокожаных переплетах того времени с тисненым золотом картушем с инициалами по центру обеих крышек.
На корешке: наклейка из красной кожи с золототисненым названием издания (Oeuvres de Dorat) и номером тома; элементы растительного
орнамента.
Форзацы из бумаги `под павлинье перо`. Красные тонированные обрезы. Шелковое ляссе. Все тома содержат знаменитый гербовый экслибрис
 графа Н.П. Румянцева: `NIC. DE ROMANZOFF - E. BIBL. CANC. IMP. COM` (`Из библиотеки Канцлера Империи Графа Николая Румянцова`, лат.,фр.).
Заметим еще по поводу Дора, что ему добрую службу сослужили гравюры, деланные Марилье и Эйзеном; если сами литературные труды нашего
поэта быстро вышли из моды, у книжников издания его трудов продолжают цениться очень высоко благодаря изящным гравюрам этих мастеров.






























































Франция, музей, Румянцев, библиотека, древние книги, гравюра

Previous post Next post
Up