Про почту! Про музей!... специально! ... для меня )

May 29, 2016 20:16

Оригинал взят у tomtar в Прiемъ корреспонденцiи всякаго рода
Специально для sergej_manit

Чем мне нравятся шведские музеи, так это тем, что в них никогда не бывает скучно. Неважно, чему посвящена экспозиция - тысячелетнему
культурному наследию или вчерашнему мусору, - в любом случае она будет сделана с любовью, чувством юмора и толикой сентиментальности.
Занимательность и познавательность смешаны в деликатной пропорции, равно пригодной для маленьких и больших.
Почтовый музей в Стокгольме - не исключение.









Занимает он солидное здание старого Главпочтамта в двух шагах от королевского дворца. Посетителей в нем немного и они, как правило, аборигены, хотя вся информация ( а ее немало) заботливо продублирована на английском. Разумеется, как в любом шведском музее, имеется тематический детский уголок, который отчетливо демонстрирует, что блестящая детская литература Швеции - всего лишь одна из граней общей завидно высокой культуры детства. "Маленькая почта" на нижнем этаже Почтового музея предлагает своим посетителям, надев форменную тужурку, разнести мешок писем, причем нужно еще угадать, за какой дверью живет правильный адресат, и двери эти вряд ли оставят вас равнодушными . А уж отказать себе в удовольствии проштемпелевать корреспонденцию за старинной почтовой стойкой или напечатать пиьсмецо на "Ундервуде" не в состоянии ни один визитер.


 



 





Людей серьезных, не склонных тратить время попусту, ждут верхние этажи с прекрасной коллекцией марок и почтовых карточек, в которой есть редчайшие экземпляры.




Залы между "Маленькой почтой" и коллекционерским раем занимает история шведской почты.
















Многое в ней кажется узнаваемым, почти родным, хотя и с местным колоритом. Вот шведская разновидность ямской гоньбы: почта доставлялась крестьянами от хутора к хутору, на своих двоих. Обычно эту повинность возлагали на мальчиков-подростков. Письмоносец получал в свое распоряжение дубину и почтовый рожок, в который он должен был протрубить, подходя к следующему хутору, где корреспонденция передавалась дальше по эстафете.







Доставка должна была быть круглосуточной, задержки не допускались. Расстояние в 10 км посыльный обязан был преодолевать за два часа, не дольше, иначе следовало наказание - опоздавшего сажали на восемь дней в кутузку на хлеб и воду. Несмотря на все строгости, такая почтовая служба была не слишком надежной, и со временем крестьянских мальчиков заменили королевские курьеры, которым на хуторах должны были выделять лошадь. Крестьяне роптали: мальчики в хозяйстве ценились меньше.




Почтовая реформа, приведшая к созданию привычных нам почтовых отделений, таила в себе ростки эмансипации: служащих не хватало, и во второй половине XIX решено было принимать на работу женщин. Предполагалось, что женщины по природе своей аккуратнее и ответственней, к тому же им можно было платить значительно меньше, чем мужчинам. Собственно, исключительно шведским достижением это считать нельзя, жизнь вынуждала к таким решениям повсеместно. По свидетельству писателя, географа и этнографа Михаила Круковского, женщины-почтальоны не были редкостью и на Русском Севере. Но уже с отечественной спецификой, о чем повествует его рассказ.

[Груняха-почтальон]






























В стокгольмском почтовом музее есть своя женская история - камерная драма "Станционный смотритель из Бюгдео".



Августа Брун была одной из первых женщин, принятых на казенную службу, и первой женщиной-служащей в провинции Вестерботтен. Ее судьба не была столь трагичной как у солдатской вдовы Аграфены, но по-своему исполненной печали.

Катарина Мария Августа Брун родилась в 1842 году в приходе Бюгдео, тихом захолустье на севере Швеции. В Бюгдео и сейчас-то едва наберется полтысячи человек, а сто семьдесят лет назад, наверное, было вдвое меньше. Мать Августы состояла в родстве с зажиточной и влиятельной по местным меркам семьей Хэггстрём, но сама она попадала в тоскливую категорию "бедный родственник": муж ее хоть и владел торговым судном, но, к несчастью, с ним и потонул, оставив вдову с дочерьми Августой трех лет и новорожденной Анной-Робертиной. Похоже, в дочерях был весь достаток семейства Брун, и потому Августа, достигнув двадцати трех лет, вынуждена была зарабатывать себе на жизнь. Она поступила на службу смотрителем почтового отделения в Бюгдео. Можно предположить, что более состоятельная родня поспособствовала ей в трудоустройстве, избавив себя таким образом от содержания приживалки, но скорее всего Августа могла предложить казне нечастое в масштабах прихода достоинство - она была грамотной.




Работа почтового смотрителя оказалась для Августы Брун спасением и приговором. В крошечном городке любой государственный служащий автоматически становился птицей высокого полета, лицом уважаемым и значительным. Щуплая, с птичьим личиком фрекен Августа во всей славе своей держалась с аристократическим достоинством. Пейзане при встрече отвешивали госпоже смотрительнице почтительные поклоны. Однако цена уважения была немалой: смотрительница почтового отделения должна была оставаться незамужней, иначе она лишилась бы места. Августа Брюн вышла замуж за почту. Почтовое ведомство оказалось взыскательным супругом: за все 47 лет, что Августа Брун проработала в почтовом отделении Бюгдео, у нее не было ни единого выходного дня. Она так и состарилась за своей конторкой, неизменно сдержанная и аккуратная. При первой же возможности королевская почта торопливо списала свою верную слугу на пенсию, и Августа прожила еще двадцать лет - без занятия, которому посвятила жизнь, и совсем одна. Мать давно скончалась, а младшая сестра вышла замуж за местного торговца, довольно поздно и не очень удачно: обзаведясь четырьмя детьми, супруги расстались, и Анна-Робертина со всеми отпрысками уехала искать счастья в Америку. Почтмейстерша из Бюгдео умерла в одиночестве в 1931 году в возрасте 89 лет. На ее могиле стоит скромный литой крест с надписью: "Августа Брун, смотритель почтового отделения с 1865 по 1912 год".




Ее тихий трудовой подвиг остался незамечен и неоценен. Приход равнодушно заботится о могиле, с трудом вспоминая, кто в ней лежит. По прихоти судьбы у жителей Бюгдео оказалась диковинка поярче: у самого входа в церковь стоит надгробие генерал-майора Семена Степановича Готовцова, погибшего в битве при Саваре в самом конце последней русско-шведской войны. Викарий Бюгдео ради христианского милосердия и 75 российских рублей взялся позаботиться о похоронах и установке надгробной плите со высеченными на ней словами: "Здѣсь лежитъ тѣло генералъ-маїора и кавалера Семена Степанова сына Готовцова, который убитъ на полѣ сраженія бывшаго противу шведскихъ войскъ 1809 года августа 7 числа при селеніи Цеферъ. Житія его было 40 лѣтъ 7 мѣсяцевъ 7 дней".







Надо отдать должное шведам: плита была честно установлена и простояла на месте до 1994 года, когда ее заменили новым камнем, старательно перенеся на него русскую надпись - не без ошибок, правда, ну так и русский язык в тех местах не в ходу, да и оригинал время не пощадило. Он, кстати, доныне хранится в церковной колокольне и, возможно, память о Семене Степановиче Готовцове, шефе Азовского мушкетёрского полка и георгиевском кавалере, сейчас живее и отчетливей в чужой для него земле, чем в родной Костромской губернии.

А poststationen föreståndarinna Катарина Мария Августа Брун все же получила запоздалую признательность - трогательный стенд в столичном почтовом музее.




музей, почта, Швеция

Previous post Next post
Up