"Сладкие триумфы и тончайшие складки" эпохи Возрождения...

May 22, 2016 17:38

Оригинал взят у pratina в Когда не хочется употреблять слово "понты"
Буквально недавно закончились оживленные дебаты, вызванные огромными тратами на свадебную церемонию очередного олигарха. Обсудили все, начиная от платья невесты, заканчивая огромным тортом. Кто-то считал подобные траты скандальными, другие призывали не считать чужие деньги...
Мне же сия пышность свадебного торжества позволила вспомнить о проходившей в прошлом году во Флоренции выставке "Сладкие триумфы и тончайшие складки" ( "Dolci trionfi e finissime piegature")
Выставка  была посвящена подобной роскошной свадьбе, ставшей знаковым  событием для Флоренции эпохи Возрождения.  В качестве доказательств аристократического величия семьи Медичи, чья наследница была невестой, и их политического влияния в Европе на свадебном банкете использовали редчайшие и поныне искусства:  скульптуры из сахарного литья и из столового оригами.




Буквально небольшой экскурс в историю, чтобы стало понятно, почему так  носились с той свадьбой, что она  настолько запомнилась потомкам в деталях.

Случилось так, что на границе 16-ого и 17-ого веков  Франция оказалась в долгах, как в  шелках, а  в семье флорентийских князей Медичи наследница Мария засиделась в девках. Четыре раза ее пытались выдать замуж и каждый раз жених, что называется, сбегал  из-под венца.

Чтобы заключить брак с Марией Медичи, за которой обещали огромное приданное, французский король Генрих IV открыто заявил  о своей супружеской неверности, а потом и вовсе добился развода. Понятно, что такой альянс нужен был определенным политическим кругам Европы.

Как только Мария объявила "Я готова!", во дворце Медичи начались приготовления к свадьбе, которую наметили на 6 октября 1600 года . Эта сказочная по задумкам церемония  должна была бы показать всей Европе величину и политическую значимость этой семьи.

Чтобы больше не возвращаться к фигуре невесты, нужно с горечью отметить,  что невеста была зело страшна и не шибко умна...
Французский язык она так и не выучила, значимыми людьми окружить себя не сумела. Единственный из ее друзей, который  нам известен, был художник Пауль Рубенс, который и содержал ее до смерти. Умерла она в Кельне, сбежав туда из заключения, в которое ее упекли после смерти мужа. Мир праху ее!

Парадный портрет Марии Медичи,  представленный на выставке




Но мы тут собрались не для того, чтобы обсуждать мыльную оперу  семьи Медичи, а насладиться произведениями тех  редких видов искусств, которыми   украсили элегантные свадебные столы: скульптурами из сахарного литья и художественными складками  льняного полотна.

Понарошку войдем вместе с гостями, приглашенными на свадьбу, среди которых послы всех европейских стран, в зал, в котором установлен постамент-буфет, украшенный  французской лилией.  На постаменте в момент свадебного банкета были расставлены 2 тысячи драгоценных предметов приданного.

Буфет, восстановленный учениками флорентийской Accademia delle Belle Arte




На выставке на постаменте были расставлены скульптуры из сахарного литья, отлитые с бронзовых оригиналов. С тех же самых отливали свои скульптуры и  флорентийские мастера-конфеттьеры в 16-ом веке.

Геркулес, быки, львы и конная скульптура короля Генриха IV и т.д.

Скульптуры из сахарного литья, выполненные Fonderia Del Giudice




На банкетные столы скульптуры из сахарного литья, высоты  некоторых была свыше метра, расставлялись в моменты перемены блюд, чтобы развлечь и удивить гостей. Естественно, кто-то отламывал кусочки, чтобы полакомиться настоящим сахаром, из которого они были сделаны. Если вспомнить, что сахар в те времена продавался в аптеках на граммы, можно прикинуть, какая удача выпала аптекарям. Поэтому  скульптуры не могли жить долго, хоть и подвергались реставрации для будущих банкетов.

Флорентийская мастерская, которая отливала скульптуры для выставки, совершила настоящий экскурс в прошлое, изучая  старинные технические документы по сахарному литью. Как и четыреста лет назад, скульптуры формировались при помощи форм из воска, но  сами формы создавали  уже при помощи компьютерных технологий.

Если скульптуры из сахарного литья могли вызвать у посетителей выставки закономерное восхищение тонким мастерством литейщиков, то  скульптуры, выполненные из льна при помощи художественной складки,  поражали в самое сердце. Мало, кто в мире,  знаком с искусством столового оригами, как сейчас называется искусство складывания салфеток.

Салфетки, сложенные голубками, для новобрачных




В книге с официальным описанием свадебного банкета, которая тоже была представлена на выставке, было подчеркнуто, какое восхищение гостей вызвали тончайшие складки ткани, из которой были выполнены скульптуры носорога,...




...львов,....




...медведей и т.д.




Плохое качество моих фотографий и одно, слямзенное из сети, объясняются тем, что фотографировать на выставке было запрещено. Я снимала из-под полы, пока тетеньки-хранительницы гоняли других фотографов.

Скульптура " Охотник" из столового оригами




Скульптура "Охотничья собака" из столового оригами




Искусство художественной складки столового белья  родилось в связи с тем, что во время застолий для защиты дорогих туалетов гостей стали использовать  очень большие льняные скатерти. Выстиранные после застолий, скатерти складывались и убирались в шкафы.

Был замечен оптический эффект складок, образующихся на полотне. Постепенно техники складывания льняных полотнищ усложнялись, и сначала среди портных родилось искусство складывания салфеток.  В середине 16-ого века искусство  перешло в руки т.называемых креденцьеров, т.е. буфетчиков, обязанностью которых было не только накрывать столы в знатных домах, но и сервировать  холодные закуски и хлеб.

Салфетка, сложенная также, как на картине той эпохи




Рядом с салфеткой был представлен текст из книги Mattia Gienher " Трактат по складыванию", написанной в 1629 году. Книга использовалась в качестве учебника для преподавания этой материи, которое началось в ту эпоху в университете Падуи.

Для флорентийской выставки скульптуры из столового оригами выполнил каталанский маэстро Joan Sallas . Мне довелось услышать рассказ свидетеля о том , как маэстро  кропотливо выполнял свои работы: на  простой по технике сложения рисунок скатерти, на которой расставлены сахарные скульптуры, было затрачено 3 часа.

Как работает маэстро и насколько прекрасны его работы, можно понаблюдать в видео.

image Click to view



К сожалению, искусство столового оригами и сахарные скульптуры эфемерны, недолговечны, поэтому их нельзя поместить в музей. К счастью, все, что было представлено на свадебном банкете при дворе Медичи, было подробно запротоколировано, поэтому и дошло до потомков.

Чем же накормили гостей на банкете? Судя по роскошеству льняных салфеток, банкет должен был остаться в истории и своим великолепным меню.  На помощь флорентийским поварам были приглашены  французские.

Сначала были 24 подачи холодных закусок, среди которых  желатиновый купол, внутри которого была живая рыба. Потом 28 горячих блюд и нескончаемые десерты, выпечки... Почему-то не упоминалось мороженое, хотя Флоренция была известна этим сладким. Кофе тоже не подавали... Я надеюсь, что хоть вина приглашенные выпили вдоволь))))

Пока гости не разомлели от гастрономического спектакля и не разошлись по укромным местах, возбужденные обильными специями, им показали шоу, которое и по нынешним временам могло захватить все первые полосы завтрашних газет.

С потолка сошли Юнона с павлинами на поводках и Паллада с радугой над головой. Почти голливудские штучки! Две красотки с небес разбрасывали пратовские бискотти!!! (ну или кантучини) и пели в честь новобрачных. И т.д и т.п.

Банкет, конечно, имел огромное количество отходов и остатков со стола, которые были розданы народу,  наевшего наконец-то до отвала.

Наша счастливая Мария отправилась в Ливорно, чтобы сесть на корабль до Марселя. По дороге  ее двор ждала еще масса приемов и банкетов в лучших тосканских семьях, и еще множество непривычных к обильной пище бедняков пострадало от несварения желудка...




Как заметил однажды наблюдательный  Леви-Страус,  ритуал застолья -это язык, которым общество бессознательно представляет свою структуру и даже не понимая того, свои противоречия.

Мне бы не хотелось после описания красивых моментов свадебного банкета при дворе Медичи  использовать вульгарное слово "понты"... Но все другие синонимы, которыми можно было бы заменить этот термин, слабо отражают суть того мероприятия:   показная роскошь на службе политики и в качестве средства усиления власти...

К счастью, для нас гораздо интереснее и привлекательнее   искусство и красота, чем история попыток флорентийских князей Медичи добиться всеми средствами могущества , которое им, впрочем, удалось.

Флорентийские музеи, наполненные произведениями искусства, собранными семьей Медичи,  и прошедшая выставка с чудными эфемерными скульптурами из сахара и оригами, оставляют все-таки чувство причастности к прекрасному даже, если в какой-то момент оно было создано для пущей славы.



Previous post Next post
Up