Оригинал взят у
vla_dim в
Воспоминания об очередях.Ностальгические. Частенько появляется информация о СССР, о недостатках. Один из них, это понятно - очереди. Вот и вспомнил.
Пожалуй, каждую неделю, а то и чаще, в детстве мне приходилось стоять в очереди. Час, наверное? Забыл уже. С эмалированным трехлитровым бидончиком - за молоком. В одно и то же время.
Занимаешь очередь и ждешь, когда молоко привезут. Везут - сразу после дойки коров. На лошади. Зимой - на санях-розвальнях, летом - на телеге. Поначалу так было. Потом на машине стали возить. Взрослые помогают бидоны занести в магазин.
Продавец оценивает количество молока и очередь. Если молока мало, говорит, что отпускать будет по литру или по два. Чтобы никто с пустой тарой не ушел. Что имеем? Зачатки талонов на продукты питания. Не отсюда ли ноги-то растут? Пока суть да дело, детвора, конечно на санях прокатится. Возница позволяет. Ну и - в очередь. Все обыденно. Очередь, как очередь.
Однако, самое интересное, что происходило это - за краем географии, в Магаданской области, в г. Сусуман. Писал я
здесь. От побережья Охотского моря, где расположен Магадан, находится он на расстоянии примерно 600 км. Не так далеко и полюс холода - Оймякон. Морозы довелось мне видеть (чувствовать?) до -62 градусов.
Молоко дома, в холодильнике всегда стояло некипяченое. Не знал я вкус кипяченого молока, как и сухого. Довелось попробовать сухое уже на Чукотке, где работал в экспедиции. Но это - понятно. Какие коровы на Чукотке-то? А, в Сусумане совхоз был в то время.
Могу я или Фима (Нахим) Шифрин, который и родился там, жалеть о том времени? Вопрос, конечно - риторический. Хочу ли я вернуться в то время? Нет. Это же: "Вперед, в прошлое". Почти, как у Спилберга. Хотя, если рассудить, поразмыслить, что я в то время не имел? Телевизора. Не было там в то время телевидения. Школу закончил и телевизора дома не было.
В кинотеатр ходили. Мороз, 40 градусов и очередь за билетами. На крыльце, на улице люди стоят. С отцом однажды за билетами стояли. Он - уже около кассы, я на улицу вышел. Ну и лизнул из любознательности металлическую дверную ручку. Так и стоял, пока отца не позвали и он меня не оторвал. Но язык цел остался. Книги читали. Много читали. Библиотеки, книжный магазин. И там очереди. Что я потерял? Очереди, наверное. В которых и теперь постоял бы.
Потому и не могу понять недовольство теми временами. Высказывания тех, кто не жил там, молодежи, понятны. Это - манипуляция сознанием, как С.Г. Кара-Мурза (
sg-karamurza) пишет.
Здесь, например. Беда.