Умберто Эко умер...

Feb 21, 2016 04:05

Оригинал взят у alexander_pavl в Эко-смерть
Умер один из лучших писателей современности, один из моих любимых романистов.



Конечно, по времени ему пора уже, но как-то странно думать об этом. Он был энергичен, писал язвительные и точные политические
и культорологические прогнозы, отличные романы - с каждым новым романом поднимаясь на ступеньку выше.


Мне все его книги нравятся. "Имя розы", которое я прочитал ещё в "Иностранной литературе", мне просто понравилось, а "Маятник Фуко"
привёл в восторг.





"Имя розы" - качественный "средневековый детектив" с философским и культорологическим бэкграундом, взорваший книжный рынок и породивший
тыщу подражаний разного качества. Это хорошая развлекательная книга. Но "Маятник" - эталонный роман «конца века», даром, что издан в 1988,
когда описываемые тенденции только набирали скорость и масштаб. Я хохотал над ним до упаду, хотя, собственно, смеяться там особо не над чем
- события, которые описываются с подчёркнутой несерьёзностью, достаточно зловещи, а тенденции должны пугать. В сущности, Эко описал
современный механизм создания элиты на пустом месте, из ничего.

Да, я знаю, главным аттракционом «Маятника Фуко» считается фейерверк эрудиции и пародийная реинтерпретация мировой истории, но на самом
деле там всё гораздо сложнее. Интеллектуальные эскапады слегка примаскировали разоблачение технократического «вечного фашизма»,
о котором впрямую Эко высказался позже, в «Пражском кладбище».

Меня очень сильно задели ретроспекции романа во времена детства героев, в эпоху фашизма и его падения. Эти экскурсы в личное прошлое
усилили яркость "современных" глав «Маятника Фуко» и придали тексту инерцию, отправляющую его в будущее, в наше время и даже дальше.
Так что благодаря личной исторической перспективе героев романа, книга ещё очень долгое время будет оставаться остроактуальной.

Очень объёмный роман, насыщенный информацией... Ну ладно, никаких новых фактов я не узнал, зато Эко продемонстрировал, как можно
общеизвестные факты связывать по новому. Пародийный роман, высмеивающий уже опубликованный в тот момент «Эгипет» и ещё не написанный
«Код да Винчи». Философский роман, буквально принуждающий внимательней всматриваться в текущую политику и банальную повседневность,
напоминающий, что у каждого бытового явления есть метафизическое измерение и в нашем хрупком мире следует «жить осторожно».
В общем, книга, которая учит думать. Буквально - «Маятник Фуко» показывает, как можно (и как не следует) думать о различных вещах.





А потом был "Остров накануне". К нему трудно относиться объективно. Наверно, это в самом деле неудачный роман. Неудачный в том смысле,
что он не может захватить любого читателя, что многие читатели, которым понравилось начало, охладевают к середине книги и мало кто доберётся
до финала. К тому же, части романа настолько различны, что вообще могут восприниматься как самостоятельные книги. Все эти недостатки
(а это в самом деле недостатки) свойственны, например, Томасу Манну в «Избраннике» и в «Иосифе и его братьях», что ничуть не отменяет
ни обаяния этих книг ни их высокого эстетического и интеллектуального значения.

В общем, для меня «Остром накануне» одна из любимых книг (я необъективен), потому что в ней происходит поразительное по убедительности
погружение в мир XVII века, во вселенную ошибок, предрассудков и открытий той эпохи. Я очень интересуюсь тем столетием, которое вызывает
у меня восторг и отвращение одновременно - и Эко замечательно передал эту заворожённость эпохой барокко.

Замечательная книга, в которой барокко показано изнутри, с точки зрения не посетителя музея или пытливого эрудита, а с позиции творца стиля.
Что думали, что чувствовали люди, вот так расписывавшие потолки, создававшие вот такие инстурументы, вот так смешивавшие науку и магию?
Да, не всем это интересно, читатели, которым не понравился «Остров» абсолютно в своём праве не любить или разочароваться романом Эко.
В конце концов, в «Острове накануне» совершенно отсутствуют аллюзии на современный мир, читателю не на что опереться, кроме своего знания
о мире барочной культуры. А если таких знаний нет? Тогда через книгу практически не продраться.

Повторюсь - великолепный, мягкий, богатый образами и интеллектуальными парадоксами роман, который одновременно является своего рода
компедиумом эпохи барокко и рефлексией Эко над эпохой барокко. Одна из самых моих любимых книг, которую стоит перечитывать.



Мне бы хотелось увидеть этот роман изданным в виде серии томиков ин-октаво, с множеством иллюстраций - гравюр XVII столетия, с вкладышами
карт, с маргиналиями, уводящими читателя в сторону от сюжета, чтобы обложки были под тиснёную кожу библиотек барокко, а бумага - плотной,
чуть желтоватой, как бы пожелтевшей от времени.

А затем "Баудолино", более простой, но лучше написанный, напоминающий не то о Болеславе Прусе, не то об Александре Говорове, но уж всяко
не о Дмитрии Мережковском. А потом "Таинственное пламя королевы Лоаны", каталог памяти, к которому не останется равнодушным ни один
человек, интересующийся Европой в целом и Италией в частности.

И наконец - издевательски мрачное "Пражское кладбище", беспощадное вскрытие воспалённого аппендикса европейской культуры
и недвусмысленное указание на то, что история (как и в "Маятнике Фуко") отнюдь не завершена, что она длится сейчас и уже запускает свои
шупальца в будущее. В определённом смысле, "Маятник Фуко" и "Пражское кладбище" образуют дилогию. Они очень разные, но оба романа
посвящены механизмам манипуляции культурой и развитием цивилизации в перспективе.



Последний роман Эко я ещё не читал, это удовольствие мне предстоит. Но увы! Это будет действительно последний роман великого романиста
и честного интеллектуала.

грустное, писатели

Previous post Next post
Up