Основатели сюрреализма...

Feb 18, 2016 09:42

-- как то сразу мысль про старину Сальвадоро, а вовсе и нет!  :)  ...

Сюрреализм возник как литературное течение, но вскоре приобрел статус художественного явления.
Сюрреализм сегодня прочно ассоциируется с именами целого ряда художников-новаторов, включая Макса Эрнста, Хуана Миро,
Рене Магритта, Андре Массона, Ива Танги.


Принято считать, что само слово сюрреализм “изобрёл” Гийом Аполлинер, использовав его впервые в одной из своих пьес 1918 года
и в статье того же года “Дух времени и поэты”.
Как термин он впервые был использован двумя годами позже, в статье будущего мэтра этого течения поэта А. Бретона.

Следом за этим, в 1922-1923 годах, сюрреалисты проводят серию сеансов сна - “эпидемию сна”, на которых поэт Робер Деснос диктовал
видимое им во сне и отвечал на вопросы участников сеанса; ответы записывались и были опубликованы затем в виде стенограмм.

Сюрреализм - космополитичное течение в литературе, живописи и кинематографе, возникшее в 1924 году во Франции и официально
завершившее свое существование в 1969 году.
Cливаясь с массовой культурой, пересекаясь с пост- и трансавангардом, вошел в качестве составной части в постмодернизм.

Андре Массон



Андре Массон сформулировал три условия бессознательного творчества:

1. освободить сознание от рациональных связей и достичь состояния, близкого к трансу;

2. полностью подчиниться неконтролируемым и внеразумным внутренним импульсам;
3. работать по возможности быстро, не задерживаясь для осмысления сделанного.





БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Родился в Баланьи-сюр-Терен (Бельгия) 4 января 1896 в семье директора школы. Детство его прошло в Брюсселе.

В 1908 окончил курсы рисования при Брюссельской школе художественной вышивки и поступил в местную Академию художеств.

В 1912 продолжил учебу в парижской Школе изящных искусств. В начале Первой мировой войны пошел на фронт добровольцем и был тяжело ранен (1917). Жил преимущественно в Париже, первоначально зарабатывая на жизнь в качестве керамиста и газетного корректора.

Заключив контракт с известным галеристом Д.-А.Канвейлером, смог с середины 1920-х годов целиком посвятить себя искусству. В ранних его вещах проявляется сильное влияние красочно-символистской манеры Дж.Энсора. Прошел также через период кубизма. Нашел себя в русле сюрреализма, познакомившись после первой своей персональной выставки (1924) с А.Бретоном.




Сюрреалистически развивал кубистские формы, затем (с 1926) работал в технике «автоматической живописи», создавая живописные и графические композиции (графика всегда играла в его творчестве полноправно-параллельную роль), где отдельные фигуры и символы во все большей степени подчинялись спонтанной игре ритмов, красок и штрихов (Битва рыб, 1926, Музей современного искусства, Нью-Йорк).

К 1929 временно прервал связи с сюрреалистами, но по-прежнему следовал их мифологии насилия и эротизма, характерной для его вещей испанского периода (1934-1936) и иллюстраций к Песням Мальдорора Лотреамона (1937). Антично-мифологические мотивы, к которым он часто обращался (Лабиринт, 1930, Национальный музей современного искусства, Париж), получили центральное звучание в его искусстве рубежа 1930-1940-х годов (серия «картин с Минотавром»). После начала немецкой оккупации Парижа уехал на юг Франции (1940), а в 1941 - в США. Здесь его творчество послужило непосредственным импульсом к формированию абстрактного экспрессионизма, сам же Массон испытал глубокое впечатление от произведений классической китайской живописи в американских коллекциях.

Вернувшись во Францию (1945), провел два года в Экс-ан-Прованс, где писал импрессионистические местные пейзажи. Его работы 1953-1959 относят к «азиатскому периоду» в силу доминирующих в них перекличек с дальневосточной живописью тушью.

В 1964 по заказу Министерства культуры исполнил плафоны для украшения парижского театра «Одеон».

Умер Массон в Париже 28 октября 1987.
ТВОРЧЕСТВО

В юные годы Массон увлекается импрессионизмом и символизмом, ар-нуво, модными идеями Ницше и Вагнера.

В апреле 1919 года он отправился в город Сере на юго-западе Франции, где зародился кубизм. Там с 1905 года работали Андре Дерен, Пабло Пикассо, Хуан Грис и многие другие художники. В пейзажах, которые написаны Массоном в этот период, сильно чувствуется влияние Сезанна и Ван Гога. В других работах - влияние пост-кубизма.

В Париже Массон быстро знакомится с молодыми писателями и художниками. В 1921-22 году его мастерская на улице Blomet, 45, находящаяся по соседству с мастерской Жоана Миро, становится местом притяжения группы художников, в которую входили Лейрис, Салакру, Лимбур и Арто. В этот же период состоялось знакомство с американскими писателями - Эрнестом Хемингуэем и покровительницей молодых художников Гертрудой Стайн. Они стали одними из первых покупателей произведений Массона. Так, в 1922 году Хемингуэй приобрел из мастерской художника знаковую картину «Бросок игральных костей», на которой изображены художники круга Массона.

Ранние работы Массона, в особенности, 1922-1923 гг. на тему леса, отражают влияние Андре Дерена, к концу 1923 года в работах проявляется влияние аналитического кубизма.

Под влиянием идей сюрреалистов и Массон и Миро начали экспериментировать с «автоматическим» рисованием. Две такие работы были воспроизведены в первом выпуске альманаха «Революции сюрреалистов» (La Révolution surréaliste) в декабре 1924 года. Идеи «автоматизма» нашли развитие в песчаных картинах - «автоматический» рисунок наносился на холст клеем, затем на клей насыпался цветной песок. Наиболее характерной работой этого периода творчества Массона является песчаная картина «Борьба рыб» (1927).




По совету Джакометти в 1927 году Массон начинает заниматься скульптурой из гипса.

В 1928-29 гг. Массон решил, что «автоматизм» ограничивает его возможности, он видел развитие своих творческих поисков в области биоморфических абстракций. На этой почве произошли разногласия с Андре Бретоном, который занимал авторитарную позицию по отношению к членам группы и декларативно исключил Массона из состава сюрреалистов. В период 1931-34 гг. в творчестве Массона преобладают темы насилия и эротики (серия рисунков с линиатурами «Резня», серия «Летние развлечения»), его интересуют мифологические сюжеты древней Греции.

В 1937 году начинается второй сюрреалистический период творчества Массона. В январе 1938 года Массон принимает участие в Международной Выставке Сюрреализма в Париже. Увлечение античной мифологией воплотилось в картинах с Минотавром, в «Лабиринте».

В 1931 году на французский язык был переведен очерк Зигмунда Фрейда «Бред и сны в «Градиве» Йенсена», который оказал сильное влияние на сюрреалистов. Сюрреалисты приняли откровения Фрейда по спасению от любви к женщине как свою программу и Градиву как свою Идеальную Женщину. Градива примиряла реалистическое и сюрреалистическое, созидание и разрушение, жизнь и смерть. В 1939 году Массон создает полотно «Градива», изображающее наполовину женщину, наполовину мраморное изваяние из музеев Ватикана. Тема Градивы присутствовала в произведениях и других сюрреалистов, в эссе Бретона, в работах Фрейда как миф о метаморфозах и возрождении жизни.




И в наши дни образ Идеальной Женщины занимает воображение интеллектуалов. Сильное впечатление производит фильм знаменитого французского писателя Роба-Грийе «Это Градива зовет вас» (2006г.). В творчестве Массона эта тема получила развитие в работе «Сон Ариадны» (1941), которая олицетворяет тайну женских органов, также как и раковина-вульва в «Градиве» ассоциируется с водой и Венерой, источниками плодородия и символами возрождения одного поколения из смерти предыдущего.

Полна философского смысла также работа «Гете и метаморфозы растений» (1940). Массона интересовал прежде всего Гете как ученый, изучавший минералогию, анатомию, ботанику и теорию цвета. Как и Массон, Гете знал, что ощущение цвета передается мозгу на психологическом и чувственном уровне, свою «теорию цвета» он рассматривал как доказательство против ньютоновской оптики.




Американский критик Клемент Гринберг констатировал, что приезд Массона в США сыграл ключевую роль в развитии абстрактного экспрессионизма в Нью-Йорке. Влияние Массона чувствуется в творчестве Джексона Поллока и Аршиля Горького. Сам Массон в Америке увлекся китайским искусством, широко представленным в музее Метрополитен в Нью-Йорке и в музее Бостона, Массачусетс.

В 1951 году Массон посещает Венецию. В результате серии поездок в Италию появился альбом цветных литографий «Путешествие в Венецию» (1952) и и прекрасная серия итальянских пейзажей.

В середине 1950-х годов в творчестве Массона проявляется влияние китайского и японского искусства, он начинает увлекаться философией дзен-буддизма. Удивительным образом в сюрреализме и дзен-буддизме соединилось мощное проникновение в человеческий характер. Этот период считается «азиатским» в творчестве мастера. В этот же период Массон увлекается импрессионизмом, проявляя интерес к Тёрнеру и Клоду Моне.

В 1964 году по заказу Министерства культуры Франции Массон выполнил роспись потолков в парижском театре Одеон. В последующие годы Массон занимался книжной иллюстрацией и театральными костюмами и декорациями.

В начале 1987 года в Лондоне в галерее Хейвуд прошла большая выставка рисунков Андре Массона, на которой художник присутствовал лично.


ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА

В апреле 1917 года он тяжело раненый лежал всю ночь посреди кровопролитной битвы при Эсне на Дороге Дам, пока на следующий день до него смогли добраться санитары. Ранение в грудь было настолько серьезным, что Массону пришлось провести в госпиталях два года, а последствия контузии привели его даже в психиатрическую лечебницу. Всю жизнь Массона продолжали мучить физические боли, ночные кошмары и бессонница. Доктор, который лечил Массона, настоятельно рекомендовал ему избегать больших городов и стараться соблюдать покой. Массон следовал этим рекомендациям с переменным успехом - он довольно часто жил в Париже, периодически отправляясь в провинцию или за границу. По легенде, его мать-найденыш была цыганского рода, чем друзья и объясняли его частые передвижения и смены адресов.

В 1941 году   Андре Массон с семьей был переправлен в США. На границе таможенники прямо на его глазах разорвали пять рисунков, приняв их за порнографию.


БИБЛИОГРАФИЯ
  • Европейское искусство. Живопись. Скульптура. Графика. Энциклопедия. - Т.2. - М.: Белый город, 2006
  • Лесли Р. Сюрреализм. Минск, 1997
  • Carmine Benincasa «André Masson - L’universo della pittura» - Ed. Mondatori, Milano 1989
  • René Passeron « André Masson et les puissances de signe », Denoël 1975
  • Stephan Moebius « Die Zauberlehrlinge. Soziologiegeschichte des Collège de Sociologie », Konstanz, 2006
  • Jean-Clarence Lambert,« André Masson », Paris, éd. Filipacchi, 1979
  • Daniel Guérin « Eux et Lui. suivi de commentaires, ornés de cinq dessins originaux d’André Masson ». Lille, 2000

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, krugosvet.ru, artclassic.edu.ru, modernartconsulting.ru, en.wikipedia.org

http://allpainters.ru/masson-andre.html

http://modernartconsulting.ru/2011/07/masson-andre/

работы в музеях--
http://www.artcyclopedia.com/artists/masson_andre.html
http://classic-online.ru/ru/art/painter/Masson/6560

ещё--
http://nevsepic.com.ua/art-i-risovanaya-grafika/4143-andre-masson-xxe-andre-masson-195-rabot.html
http://www.artgit.ru/khudozhniki/andre-masson.html
http://www.people.su/72135
http://www.ikleiner.ru/lib/xxcentury/xxcentury-0054.shtml

http://www.cultfine.ru/cfons-77-1.html

Инвестиционная «математика» творчества Андре Массона сопоставима с показателями Ива Танги.
   В среднем 100 долларов, условно вложенные в работы художника в 1997 году, к октябрю 2004-го превратились в 211 долларов.
Цены на выдающиеся произведения живописи Массона на мировых аукционах способны приблизиться к знаковой отметке в 1 миллион долларов,
но пока не превышают ее.
   Значительная часть живописных работ, проданных на аукционах в 2003-2004 принадлежала к ценовому диапазону 40-80 тысяч долларов. Авторская нетиражная графика может стоить от 3,5 до 8 тысяч долларов.

image Click to view




художник, Массон, биографии, сюрреализм

Previous post Next post
Up