Художники-иллюстраторы произведений А.П. Гайдара.

Aug 12, 2015 10:56

- Тут наконец мне нашлось фото самого Адриана Ермолаева!
(... и ещё воспоминания - История встречи Аркадия Петровича Гайдара
с читателями Ивановской детской библиотеки... внизу по ссылке)






Среди иллюстраторов книг Гайдара немало прославленных мастеров книжной графики. Одно из первых произведений писателя - рассказ «Р.В.С.»,
изданный в 1926 году, был оформлен художником А. Пахомовым.

Ивановская областная библиотека для детей и юношества хранит в Музее детской книги, к сожалению, лишь одно прижизненное издание
Аркадия Гайдара - повесть «Всадники неприступных гор», вышедшую в 1927 году в издательстве «Молодая гвардия».
Художником-иллюстратором книги выступил Петр Дмитриевич Покаржевский.








Петр Дмитриевич  Покаржевский (1889-1968) был членом объединений «Бытие», «АХРР» (Ассоциация художников революционной России). Жил и работал в Туле, затем переехал в Москву, где работал для издательства «Молодая гвардия».

Петра Дмитриевича обычно причисляют к мастерам батального жанра, хотя сам художник говорил, что его картины «находятся как бы около батального жанра». Это верно: кроме батальных мотивов, Покаржевского всегда интересовали пейзаж, портрет, и с особым чувством он изображал кавалерийских коней. Наверно, поэтому ему и было предложено проиллюстрировать книгу А.П. Гайдара.

В 1930-е годы - годы создания новой детской литературы и нового искусства оформления детских книг - иллюстрирование книг Аркадия Петровича Гайдара было продолжено такими крупными мастерами, как С. Герасимов и К. Рудаков, П. Алякринский и Д. Шмаринов, М. Родионов.


Тогда же начал иллюстрировать книги А. Гайдара художник Адриан Михайлович Ермолаев (1900-1977).

Отношения художника и писателя определились сразу: современники, почти сверстники, они прошли один и тот же путь, где главным событием была гражданская война.

Личное участие в походах определило характер их начинающегося в те годы творчества. Отличительными чертами этого творчества были ясность, романтика, красота нового, возникавшего на их глазах и при их участии мира.

Первую книгу Аркадия Гайдара А.М. Ермолаев иллюстрировал почти одновременно с работой над графическими циклами к «Истории гражданской войны в СССР», войны, которую художник прошел в Чапаевской дивизии. Молодые деятели искусства, Гайдар и Ермолаев, ощущали себя опытными, много повидавшими людьми. В сущности, это так и было. Отсюда и возникла их обоюдная потребность - передать свою убежденность и горячую любовь к юной стране тем, кто шел за ними, - молодому поколению.

Графика Адриана Ермолаева к произведениям Аркадия Гайдара кажется иной раз рисованием на натуре, когда художник наблюдает события рядом с писателем, заносит в рабочий альбом мгновенно и легко выполненные зарисовки, чуть небрежные и непосредственные, «для памяти».


Иллюстрируя книги А.П. Гайдара, А.М. Ермолаев всегда стремился к достоверности изображения. Вот почему он выбрал штриховой, выполненный в быстром, как бы «репортерском», темпе, перовой рисунок, иногда только подкрашивая его легкой акварелью - такова техника большинства его графических серий к произведениям Гайдара. Художник словно предоставляет первенство писателю, создавая скромные иллюстрации в его книгах, обращая читателя, прежде всего, к слову и только иногда приоткрывая ему зрительные «окошки» в текстовых рядах. Адриан Михайлович Ермолаев просто присутствует в процессе чтения и лишь очень редко «помогает» читать.

Набросочный, легкий характер рисунков, их умная «неподробность» вместе с точностью немногих деталей создают в книгах с иллюстрациями А.М. Ермолаева единый стилевой синтез писателя и художника.

Адриан Ермолаев начал работать над произведениями Гайдара в 1937 году. К повести «Тимур и его команда» художник возвращался несколько раз. Им проиллюстрированы следующие книги Аркадия Петровича: «Четвертый блиндаж», «Школа», «Маленькие рассказы», «Чук и Гек», «Р.В.С.», «Дальние страны» и собрание сочинений Аркадия Гайдара, выпущенное в 1955-1956 годах.














Другим художником, много сделавшим для детской книги в период военных лет, был Валериан Васильевич Щеглов (1901-1984). Так же как и Ермолаев, он был подготовлен к этому довоенной работой над иллюстрированием «Истории гражданской войны» и оформлением ряда книг для юношества на исторические и военные темы.

Творчество Валериана Щеглова типично для поколения художников, начавших свою работу в детской книге в середине 1930-х годов. Он был художником героико-романтической темы, живо откликавшимся на современную жизнь.

В годы Великой Отечественной войны В.В. Щеглов работал в газете «Комсомольская правда», создавал плакаты для фронта и тыла, оформлял книги серии «Военная библиотечка школьника».

Валериан Васильевич использовал карандашный рисунок станкового типа, чтобы рассказать «по горячим следам» о героизме советских людей, особенно молодежи. Рисунки эти одноплановы и далеки от раскрытия всех сторон литературного текста. Но в них - характерная для Щеглова романтика патриотического подвига, искреннее восхищение героями, их отвагой и моральной чистотой. В основном, художник выбирает конфликтные драматические сцены, у него все проникнуто оптимизмом: не тем безоблачным оптимизмом, который был характерен для детской книги 1930-х годов, а жизнеутверждающим чувством моральной правоты, уверенности в ее конечном торжестве.








Как и Адриан Михайлович Ермолаев, Валериан Васильевич  Щеглов иллюстрировал многие повести для школьников в характерной для него манере организованного и четкого рисунка пером. Им проиллюстрирована повесть «Школа», вошедшая в четырехтомное собрание сочинений А.П. Гайдара.

Вернувшийся с войны с большим опытом фронтового рисования Орест Георгиевич Верейский (1915-1993) выполнил рисунки к повести А. Гайдара «Дальние страны».

Сила графики и рисунка О. Верейского - в достоверности, в желании идти от жизни, как она представлена в литературном произведении.

В послевоенные годы в издательском деле и искусстве книги вновь наступило оживление. Увеличивались с каждым годом тиражи, росло количество названий выпускаемых книг, улучшалось их полиграфическое качество, возвращались к работе над детской книгой мастера, оторванные от нее войной, приходили новые молодые силы. На иллюстрацию детской книги благотворно влияли многие обстоятельства.








Новые достижения, новый уровень развития советской иллюстрационной графики дали детской книге еще одного обаятельного художника - Давида Александровича Дубинского (1920-1960). Он стал известен уже в послевоенные годы и быстро стал, несмотря на свою молодость, одним из ведущих мастеров графики. Приход Давида Дубинского в детскую иллюстрацию был несколько неожиданным.

Творческая деятельность Д.А. Дубинского начиналась с карикатуры. В шестнадцатилетнем возрасте Д.А. Дубинский получил первую премию на Всесоюзном конкурсе карикатуристов-любителей. Когда он обращается к книжной иллюстрации, его привлекают преимущественно книги писателей-юмористов и сатириков. Остроумный, веселый, общительный, Давид Александрович ценил и понимал юмор. Карманы Дубинского вечно были набиты небольшими, в размер записной книжки, альбомами в холщовой обложке, которые он специально заказывал. В них можно было обнаружить беглые зарисовки «непостижимых комических ситуаций» и многое из того, что замечал внимательный глаз художника. Работая над книгами, художник нередко обращался к своим альбомам за справкой.

В 1950 году издательство «Детгиз» заказывает Д. Дубинскому иллюстрации к небольшому рассказу А.П. Гайдара «Чук и Гек» - одному из самых нежных и поэтических творений писателя. Художник не просто воссоздал в рисунках линию интересных и забавных событий, а сумел проникнуть в сложный мир этой замечательной детской книги, показать окружающую ребят большую жизнь, полную необыкновенных открытий.

Может быть, оттого, что Гайдар был для Дубинского писателем его собственной юности, что гайдаровскую романтику, его восторженное ощущение радости нового советского бытия художник переживал сам, иллюстрации к «Чуку и Геку» буквально дышали этим ощущением. Жизнь огромной страны, которая строит, дымит заводскими трубами, переговаривается телеграфными столбами и электромачтами, посылает к далеким заманчивым Синим горам своих смельчаков-изыскателей, - эта жизнь кипела вокруг двух братьев, отправляющихся с матерью в далекое путешествие. Рисунки Дубинского были удивительно просты, жизненны. Художник заглядывал в тихий уголок московского двора, следил за детской дракой на диване, разделял с Чуком и Геком тревожное ожидание на незнакомой железнодорожной станции.

Д.А. Дубинский «ломал» привычный тип оформления литературы для младших школьников. К рассказу, где текста было всего на двадцать пять страниц, он выполнил около сорока черных акварелей, суперобложку и обложку, очень мягкую по колористическому решению и по характеру силуэтных рисунков. Были здесь и заставки, и концовки, и множество крупных и мелких иллюстраций на страницах.

На переплете книги художник изобразил две маленькие фигурки мальчишек, бредущих в снегу, почти затерявшихся в бесконечном снежном просторе. Этим он как бы обозначил тему, развитию которой посвящена книга.







На титульном развороте - простые строгие буквы названия, под ними - маленькая сосновая веточка с застрявшим в ней конвертом письма, того самого письма, с которого и начинаются все события книги. Этот мимолетный рисунок - своеобразный эпиграф к предстоящему повествованию.




Художник выбирает для иллюстрирования, казалось бы, незначительные эпизоды, о которых писатель упоминает вскользь, но именно они создают точную и убедительную атмосферу рассказа.

Успех иллюстраций к рассказу  «Чук и Гек» побудил Д. Дубинского вновь обратиться к творчеству А.П. Гайдара.










В 1951 году вышла в свет книга «Р.В.С.» с его иллюстрациями. Еще большая сосредоточенность на сложном процессе становления детского характера отличает иллюстрации Давида Александровича Дубинского к повести «Дальние страны». Очень внимательно следит художник за тем, как меняется мироощущение двух приятелей, Васьки и Петьки, под влиянием новой жизни, зарождающейся на заброшенном железнодорожном полустанке.

После этих трех книг Аркадия Петровича Гайдара, вышедших одна за другой, прошло несколько лет. Незадолго до смерти (Дубинский, как и Гайдар, умер молодым, не дожив до сорока лет) художник вновь обращается к творчеству писателя. На этот раз он иллюстрирует один из самых любимых рассказов Гайдара - «Голубая чашка».







Давид Александрович иллюстрировал это произведение, уже будучи зрелым мастером. Живописные, сочные иллюстрации, пропитанные солнечным светом и теплом последнего летнего месяца, сопровождают неожиданное и увлекательное путешествие папы и дочери Светланы по окрестностям деревни, где они живут на даче.

Мастерски исполненные, непринужденные и легкие акварели Давида Дубинского передают многообразие душевной жизни героев - прошедшего гражданскую войну отца, перенесшей немало горя Маруси и удивительно доброй, чуткой, обаятельной Светланы.

А.П. Гайдар не успел при жизни увидеть иллюстраций Д.А. Дубинского к своим произведениям, но «встреча» писателя и художника тем не менее состоялась, и она оказалась счастливой. Человечность рассказов писателя, его доброжелательный юмор, знание детской психологии, многозначность содержания нашли в рисунках художника достойное пластическое воплощение. Встретились две крупные личности. Это тот случай, когда, по словам Давида Александровича Дубинского, «художник превращается из простого копировальщика сюжета в равную писателю творческую индивидуальность».

Среди выпущенных в 1980-е годы изданий для детей младшего возраста примечателен сборник «Гайдар - детям» ленинградского отделения издательства «Детская литература» с рисунками Юрия Михайловича Данилова (1918 г.р.).

Талантливый график-станковист, плакатист и живописец Юрий Михайлович Данилов много лет работал в периодической печати. С его рисунками вышли десятки изданий для детей.

В иллюстрациях художника чувствуется культура ленинградской графической школы. Ю. Данилов проиллюстрировал знаменитые рассказы и повести А.П. Гайдара - «Чук и Гек», «Голубая чашка», «Р.В.С.» и другие, вошедшие в сборник «Гайдар - детям».

Художник выбрал пастель и акварель. Его рисунки колоритны, образны и наполнены энергичным движением. До этого красочные решения книг прозаика встречались не так уж часто. Большинство сочинений Аркадия Петровича печаталось с черно-белыми рисунками, особенно в 1930-1950-е годы, когда в книгах преобладали так называемые тональные иллюстрации.

В иллюстрациях Юрия Михайловича Данилова к произведениям А.П. Гайдара появляется изображение природы, что не было традиционным. До этого еще никогда на страницах гайдаровских изданий не было столь эмоциональных и живописных пейзажей. Удачной находкой художника стало введение общего голубого тона на весь страничный разворот.




Среди лучших иллюстраций к рассказу «Чук и Гек» - такие событийные сценки, как «Чук и Гек, разбуженные сторожем». «Мать ищет Гека», «Встреча с отцом». Эти рисунки привлекают свежестью и простотой.

Другой цикл Данилова - иллюстрации к рассказу «Голубая чашка» - близок мажорной жизнерадостностью его рисункам к «Чуку и Геку». Но он отличается большим лиризмом, эмоциональностью, более индивидуализированы характеры героев. Ощущение взаимопроникновения жизни человека и природы выражено в нем полнее и значительнее. Пейзаж стал как бы основой всего композиционного решения цикла иллюстраций. В этом рассказе речь идет не только о дружбе взрослого и ребенка - отца и Светланы, но и о глубинной связи человека с родной землей.

Рассказ «Р.В.С.» овеян романтикой гражданской войны.  Бурная пора зримо возникает уже на предшествующем тексту шмуцтитуле, оформленном Юрием Михайловичем Даниловым выразительно и динамично. Драматизм суровой эпохи художнику удалось раскрыть даже в простых бытовых эпизодах, вроде игры детей возле старых сараев, мрачно чернеющих на краю села. Приближающейся опасностью, тревогой проникнут и страничный рисунок с фигурками ребят близ покосившихся строений с одиноким могильным крестом.

Исключительно ценно для художника детской книги умение передать характер маленьких героев. Главные герои произведения,  Димка и Жиган, изображены здесь вполне индивидуально - у каждого свой характер. Это весьма существенное обстоятельство, так как опыт иллюстрирования повести свидетельствует, что именно детские портреты оказывались «камнем преткновения» для большинства авторов предшествующих рисунков - в них юные персонажи напоминали братьев-близнецов. На страницах сборника «Гайдар - детям» героев трудно спутать, что важно для детской книги.

Юрий Михайлович Данилов уделял большое внимание разнообразному и эмоциональному изображению событий и пейзажей, а также связи их с литературной основой.


Нельзя не сказать и об интересном портрете Аркадия Гайдара, созданном для этого сборника. Во внешности писателя художник уловил и передал то, что отмечали современники в его характере: «в нем было что-то детское». Тонко подчеркнуты прямодушие и жизнерадостность, свойственные прозаику. Образ писателя-воина дополнен простым и лаконичным рисунком на переплете книги - изображением полевой сумки и цветущих веток.

Уместны и продуманы концовки к тексту рассказа «Р.В.С.» и на корешке супер-обложки - кавалерийская шашка и буденовский шлем - завершающие общий графический замысел.

Во все времена интерес иллюстраторов к творчеству Аркадия Петровича Гайдара велик. К нему обращаются и маститые, известнейшие художники, и только еще входящая в искусство молодежь. И для каждого находится в гайдаровском наследии нечто, что задевает какие-то сокровенные струны, что вызывает благодатный и плодотворный импульс сопереживания, сотворчества.
Художник Владимир Гальдяев нашел себя в работе над иллюстрациями к рассказу «Голубая чашка».

Владимир Леонидович Гальдяев (1938-2001) в своем творчестве особое внимание уделял наброску, много рисовал с натуры, возможно, поэтому и пришел в детскую книгу. Один из его любимых писателей - К.Г. Паустовский, а еще - А.П. Гайдар.

В «Голубой чашке» Владимир Леонидович показал близкую ему тему - тему взаимоотношений человека и природы, сохранения гармонии между красотой родной земли и человеком на ней. Не случайно большие развороты художник отдает то сцене военного учения, происходящего в поле на глазах у героев рассказа, то небольшим фигурам Светланы и ее отца, идущим по раздольным, золотистым полям, то одной только Светлане, стоящей в окружении цветов.










Очень интересные циклы иллюстраций были сделаны для «Мальчиша-Кибальчиша» в 1933 году советским художником Владимиром Михайловичем Конашевичем (1888-1963).


В 1950-е-1960-е годы эту сказку оформляли Юрий Петрович Рейнер (1911-1973) и Вениамин Николаевич Лосин.

Вениамин Николаевич Лосин  (1931-2012) иллюстрировал детские книги более шестидесяти лет. За свою творческую жизнь он создал иллюстрации к ста восьмидесяти книгам. Среди них и рассказы Аркадия Гайдара.

В.Н. Лосин умел сочетать в своих иллюстрациях нарядность и сказочность с правдивостью и искренностью.

Если иллюстрации Ю.П. Рейнера отличает техническая завершенность, досказанность, то оформление В.Н. Лосина выглядит современнее, его изобразительная речь более экспрессивна, остра.







Работы первых иллюстраторов книг Аркадия Петровича Гайдара практически не переиздавались и сейчас превратились в библиографические раритеты. Более  поздние иллюстрационные циклы, наоборот, часто воспроизводятся во все новых и новых изданиях. Это отчетливо прослеживается, например, в издании собраний сочинений А.П. Гайдара. Поисками современного и самобытного графического воплощения гайдаровского творчества отмечены и некоторые работы современных иллюстраторов.

Творчество Гайдара многопланово и универсально, но одновременно своеобразно и индивидуально. И удача сопутствует тем из его иллюстраторов, которые умеют погрузиться в стихию гайдаровского творчества, зажечься его горением и вложить в свои иллюстрации высокое мастерство и подлинное вдохновение.

http://www.iv-obdu.ru/content/view/3716/238/

Верейский, Дубинский, биографии, Гальдяев, Лосин, книга детская, Ермолаев

Previous post Next post
Up