Грандиозное! ...
Оригинал взят у
russos в
Северомуйский тоннельСеверомуйский тоннель - легендарная стройка БАМа, которая продолжалась 26 лет. Подготовительные работы
по прокладке тоннеля были начаты в 1975 году, горнопроходческие - 28 мая 1977 года. Основная часть горнопроходческих
работ была выполнена в период с 1977 по 1991 годы - 13 057 погонных метров, в 1991-2001 годах - 2216 погонных метров.
Строительство осуществлялось ОАО «Бамтоннельстрой» (подземная часть) и ОАО «Нижнеангарсктрансстрой»
(наземные объекты) с двух сторон - с западного и восточного порталов, а также в обе стороны от вертикальных стволов
диаметром 8,5 м, пробитых с вершины Северомуйского хребта (глубиной 302, 334 и 162 м). Работы по сооружению тоннеля
велись в крайне сложных геологических и гидрологических условиях, по трассе тоннеля было выявлено четыре тектонических
разлома шириной от 5 до 900 метров. Приток воды из этих разломов доходил до нескольких сотен кубометров
в час при гидростатическом давлении до 34 атмосфер. К тому же часто поступала вода повышенной температуры.
Были обнаружены щели-разломы, в которых гранит был перетёрт в песок и насыщен водой: получились плывуны в гранитах.
К тому же имело место перенапряжённое состояние пород. По мнению специалистов, набор условий такой сложности
до строительства этого тоннеля нигде в мире не встречался
В целом, это копипаста с вики. Про этот тоннель написано сотни килобайт текста, сняты фильмы и вообще очень много
информации. В конце поста я приведу список ссылок для самостоятельного изучения.
А в посте я расскажу о своих личных впечатлениях. Ну и немного воспользуюсь разными источниками для цитат.
В тоннель я хотел попасть очень давно. Как показывает жизнь, надо что-то очень хотеть и верить в это. Тогда это сбудется.
Поэтому я и поехал на БАМ. Из первоначальной идеи снять только Северомуйский тоннель получилась большая поездка
по небольшому участку БАМа. Вы это все увидете в ближайшее время: строительство второго Байкальского тоннеля,
Мысовые тоннели и просто красивые виды. А начну свой репортаж с Северомуйского тоннеля.
Причем фотографий порталов в сети очень много. Из самого тоннеля я нашел пару мутных фото. Так что смотрите полнейший
эксклюзив. В посте присуствуют обои. На всякий случай напомню, что обои вы можете совершенно бесплатно скачивать,
ставить на любые компы. Вы можете даже их распечатать и повесить дома или в оффисе. Но любое коммерческое
использование запрещено. Мои юристы с одними ушлыми дельцами, которые поставили фото на футболку, уже работают.
Огромное спасибо за организацию съемки всем сотрудникам Восточно-Сибирской железной дороги, ее пресс-службе
и лично Аркадию Петшику и Роману Ринчинову.
Обои:
1024x768 |
1280x1024 |
1280x800 |
1366x768 |
1440x900 |
1680x1050 |
1920x1080 |
1920x1200 |
2560x1440 |
2880x1800 1. Памятный знак на спуске с перевала Северо-Муйского горного хребта. Знак сделан из железобетонных тюбингов взятых со строительства разведочной транспортно-дренажной штольни. Строители тоннеля жили в двух посёлках - Тоннельном (располагался у западного портала, после окончания строительства выселен) и Северомуйске, который остался.
2. Восточный портал Северомуйского тоннеля. Здесь в мае 77-го года началась проходка. Сначала дренажной штольни,
а потом и основного тоннеля. Через год началась проходка со стороны западного портала. Параллельно велись работы
по закладке трех стволов.
3. Восточный портал и один из многочисленных мостов 18-ти тысячного обхода. Что такое 18-ти тысячный обход вы узнаете
в соответствующем посте :)
4. Первоначально по трассе тоннеля были спроектированы разведочные скважины, которые должны были находиться через
каждые 500 метров. Для удешевления проекта скважины были выполнены через 1 километр и они не обнаружили геологических
проблем на пути тоннеля. Строители резво начали выдавать породу, не зная, что впереди ждет в буквальном смысле ад.
Первая серьёзная авария произошла на западном участке в 1979 году. При преодолении гранитного массива проходчики
попали в высоконапорный ангараканский плывун. Давление воды с песком взломало гранитную перемычку и вода с песком
хлынула в тоннель, увлекая за собой каменные обломки. Сила потока была такова, что породопогрузочная машина весом
более 20 тонн была передвинута на расстояние около 300 метров. Последствия аварии были ликвидированы в 1981 году.
Для ее ликвидации был построен четвертый шахтный ствол глубиной 242 м между западным порталом и стволом № 1.
5. Для поддержания микроклимата в тоннеле на обоих его порталах установлены специальные ворота, открываемые только
для прохождения поезда. Причем ворота выполнены из легкого материала, чтобы в случае их не открытия локомотив мог
спокойно их выбить без последствия для себя и поезда.
6. Как я уже говорил, рядом с тоннелем находится транспортная-дренажная штольня. В ней проложены узкоколейные пути
и осуществляется доставка рабочих, материалов, оборудования и пр. к месту обслуживания тоннеля. Соответственно,
есть и депо, где мини-поезда проходят обслуживание.
7. Пора в тоннель. По программе мы едем до третьего ствола, там выходим и обратно возвращаемся пешком.
Объектив тут же запотел и какое-то время пришлось снимать в тумане.
8. Поезд состоит из нескольких людских вагончиков. Перед отправлением машинист обходит всех и спрашивает,
где кому выходить. Адрес прост - мне выходить около сбойки номер такой-то.
9. Остановка «тридцать какая-то сбойка». Номер не помню уже. Быстро десантируемся из вагона и мини-поезд уезжает
в темноту.
10. Штатный свет в штольне сгнил почти сразу после завершения работ. Сейчас он там не нужен и штольня никак
не освещена. Только сбойки.
11. При длине тоннеля 15 343 метра общая длина выработок составляет более 45 километров!
12. Разведочно транспортно-дренажная штольня проходит параллельно основному тоннелю на расстоянии 15-30 метров.
Ее забой опережал основной на 300-400 метров. И все прелести неожиданных тектонических разломов пришлись
как раз на ее проходку.
13. Помимо традиционного буровзрывного способа штольню проходили механизированными тоннелепроходческими
комплексами диаметрами 4,5 и 5,6 м фирм Robbins (США) и Wirth (Германия). Один щит так зажало при проходке,
что пришлось строить обходную штольню и пробираться к ротору с боку, чтобы его освободить. Вирт, отработав на БАМе,
поехал в Екатеринбург
строить метро.
Обои:
1024x768 |
1280x1024 |
1280x800 |
1366x768 |
1440x900 |
1680x1050 |
1920x1080 |
1920x1200 |
2560x1440 |
2880x1800 14. Все четыре ствола используются как вентиляционные. Причем в постоянной работе находится только второй ствол.
Остальные три в дежурном режиме на случай чрезвычайной ситуации. На фотографии тоннельные вентиляторы третьего
ствола (или по-другому - нижний вентиляционный узел третьего ствола).
15. Направо уходит подходняк к дренажной штольне. Подъем налево - это подходная выработка к основному тоннелю.
Чтобы не пересекаться с дренажной штольней она проходит над ней (по горной терминологии - кроссинг).
Обои:
1024x768 |
1280x1024 |
1280x800 |
1366x768 |
1440x900 |
1680x1050 |
1920x1080 |
1920x1200 |
2560x1440 |
2880x1800 16. Третий ствол глубиной 162 метров и диаметром 8,5. Из него все демонтировано. Даже трапа не оставили.
Вся эвакуация предполагается только по транспортной штольне.
17. А это его оголовок.
18. Ствол и руддвор.
19. Тоже самое, но рыбьим глазом. Надо было чуть ближе поставить штатив, но вот увы.
20. Руддвор. В торце начинается обгонная штольня. Чтобы ускорить все операции, порода из груженной вагонетки
опрокидывается в скиповый подъемник и выдается наверх. А порожняя вагонетка выдается в сторону обгонной штольни,
освобождая место следующей. Таким образом грузопоток направлен только в одну сторону, а порода в стволе направлятся
«на гора» или наверх.
21. Подходная штольня к трассе тоннеля.
22. Налево - руддвор. Вправо - обгонная штольня. Как мне сказали, за последних восемь лет тут не было ни одного
журналиста или фотографа.
23. Электрощитовая.
24. Еще раз снимаю вентиляторы и пора идти в тоннель.
25. Наконец-то, тоннель. По сравнению с метрошным он просто огромен!
Обои:
1024x768 |
1280x1024 |
1280x800 |
1366x768 |
1440x900 |
1680x1050 |
1920x1080 |
1920x1200 |
2560x1440 |
2880x1800 26. Тоннель построен как однопутный, двускатный (уклон от середины к обоим порталам). Величина уклона - 6 ‰ в одну
сторону и 7,5 ‰ в другую. Строительство второго тоннеля не предполагается и при укладке второго пути будет снова
задействован обход. Скорее всего, в очень отдаленном будущем, к строительству второго тоннеля вернутся,
но это будет очень не скоро.
Обои:
1024x768 |
1280x1024 |
1280x800 |
1366x768 |
1440x900 |
1680x1050 |
1920x1080 |
1920x1200 |
2560x1440 |
2880x1800 27. Вдоль всего тоннеля устроены ниши для укрытия персонала при проходе поезда. Смонтирована специальная
сигнализация, которая предупреждает о подходе поезда и показывает откуда он едет.
Обои:
1024x768 |
1280x1024 |
1280x800 |
1366x768 |
1440x900 |
1680x1050 |
1920x1080 |
1920x1200 |
2560x1440 |
2880x1800 28. Первоначально в тоннеле предлагалась традиционная контактная подвеска, а ей через два километра
(обусловлено длиной контактного провода в бухте) нужны камеры натяжения с грузами. Потом проект был переделан
на ромбовидную подвеску, а камеры вот, остались.
Обои:
1024x768 |
1280x1024 |
1280x800 |
1366x768 |
1440x900 |
1680x1050 |
1920x1080 |
1920x1200 |
2560x1440 |
2880x1800 29. Северо-Муйский тоннель построен в сейсмоактивной, так называемой рифтовой зоне: в 1959 году здесь зафиксировано
землетрясение в 10 баллов. Древние горы «дышат». Хотя 10 баллов - некая условная цифра, так как никто не знает,
сколько их было в 1959 году. Может, 10, а может 12 или 15... Некому было измерять. Северо-Муйский хребет в одно мгновение
сдвинулся по подошве на полтора метра. Жертв не было, поэтому это не катастрофа как таковая. А жертв не было,
потому что этот район вообще не был обжит, не было здесь людей. Ну, сдвинулся хребет, и бог с ним. А сейчас здесь уже живут люди...
Обои:
1024x768 |
1280x1024 |
1280x800 |
1366x768 |
1440x900 |
1680x1050 |
1920x1080 |
1920x1200 |
2560x1440 |
2880x1800 30. Дождался поезда. Впечатляет!
Обои:
1024x768 |
1280x1024 |
1280x800 |
1366x768 |
1440x900 |
1680x1050 |
1920x1080 |
1920x1200 |
2560x1440 |
2880x1800 31. Что такое разлом? Вот один блок земной коры, вот другой, между ними 60-70 метров. Чем заполнено это пространство?
Перетертыми до дресвы породами, глиной - с наличием трещино-жильных напорных вод под таким давлением,
что когда бурилась скважина с поверхности для водопонижения, они самоизливались подобно нефтяному фонтану.
Мало того - они еще и термальные, до 70 градусов. Как это преодолеть? Заморозкой? Пытались на отдельных участках,
на маленьких разломах. Но это - термальная вода. Там, где была холодная вода, впервые применяли горизонтальное азотное
замораживание. А как быть с горячей водой? Вот тогда и перешли на химическое закрепление грунтов. И тоже методом тыка:
кого только ни приглашали... А первые композиции, первые компоненты были внедрены при участии Киевского института
высокомолекулярных соединений.
Обои:
1024x768 |
1280x1024 |
1280x800 |
1366x768 |
1440x900 |
1680x1050 |
1920x1080 |
1920x1200 |
2560x1440 |
2880x1800 32. На тоннеле работало много импортной техники. Про механизированные щиты я уже написал.
Еще были высокопроизводительные буровые установки сечением до 56 м² фирм Furukawa (Япония), Tamrock (Финляндия).
Они использовались как раз в основном тоннеле. А для возведения железобетонной обделки использовалась
механизированная опалубка фирмы Saga Kogio (Япония).
Обои:
1024x768 |
1280x1024 |
1280x800 |
1366x768 |
1440x900 |
1680x1050 |
1920x1080 |
1920x1200 |
2560x1440 |
2880x1800 33. При проходке работы пришлось вести в самом широченном диапазоне крепости пород: от 0,6-2 до 14-18
(по Протодьяконову). Это от почти воды до крепчайшей скалы.
Обои:
1024x768 |
1280x1024 |
1280x800 |
1366x768 |
1440x900 |
1680x1050 |
1920x1080 |
1920x1200 |
2560x1440 |
2880x1800 34. 1,5 млн.куб.м вынутого грунта, 700 тыс.куб.м монолитного бетона, 55 345 смонтированных чугунных тюбингов,
70 тыс.т металлопроката.
Обои:
1024x768 |
1280x1024 |
1280x800 |
1366x768 |
1440x900 |
1680x1050 |
1920x1080 |
1920x1200 |
2560x1440 |
2880x1800 35. Для обеспечения основных производственных процессов применялось свыше 850 единиц оборудования.
Обои:
1024x768 |
1280x1024 |
1280x800 |
1366x768 |
1440x900 |
1680x1050 |
1920x1080 |
1920x1200 |
2560x1440 |
2880x1800 36. Слева выработка для воздушно-тепловой занавесы. Она была построена, но из-за изменения проекта не используется
по назначению.
Обои:
1024x768 |
1280x1024 |
1280x800 |
1366x768 |
1440x900 |
1680x1050 |
1920x1080 |
1920x1200 |
2560x1440 |
2880x1800 37. Эвакуационная сбойка в транспортную штольню, совмещенная с вентсбойкой.
Обои:
1024x768 |
1280x1024 |
1280x800 |
1366x768 |
1440x900 |
1680x1050 |
1920x1080 |
1920x1200 |
2560x1440 |
2880x1800 38. Почти вернулся к восточному порталу. Здесь смонтировано около 400 колец чугунных тюбингов.
Именно где-то здесь находится один из разломов.
Обои:
1024x768 |
1280x1024 |
1280x800 |
1366x768 |
1440x900 |
1680x1050 |
1920x1080 |
1920x1200 |
2560x1440 |
2880x1800 39. Тоннель полностью прямой. Только на восточном портале у самых ворот начинается кривая.
Обои:
1024x768 |
1280x1024 |
1280x800 |
1366x768 |
1440x900 |
1680x1050 |
1920x1080 |
1920x1200 |
2560x1440 |
2880x1800 40. Сбойка была осуществлена 30 марта 2001 года (со стороны западного портала), при этом отклонение между осями
тоннелей составило всего 69 мм по горизонтали и 36 мм по вертикали. Первый поезд по тоннелю прошёл 21 декабря 2001 года,
но в постоянную эксплуатацию тоннель был принят только 5 декабря 2003 года.
41. Также в горных выработках отмечалась высокая концентрация радиоактивного газа радона (до 3000 Бк/м³,
при норме радиационной безопасности на производстве дя персонала группы «А», не более 1240 Бк/м³), что приводило
к переоблучению работников. Сейчас в тоннеле работает постоянная вентиляция и обстановка с радиацией нормализовалась.
Для постоянного мониторинга ситуации по трассе тоннеля установлены газоанализаторы и датчики радиационного контроля.
Для слежения за сейсмообстановкой в тоннеле смонтирована сеть сейсмодатчиков.
42. На строительстве произошёл ряд аварий с человеческими жертвами, общее число погибших - 57 человек
(по другим данным - 31 человек).
43. Ввод в эксплуатацию Северомуйского тоннеля дал возможность безостановочного движения по БАМу тяжеловесных
грузовых поездов (до 1989 г. такие составы приходилось расцеплять и перемещать через хребет по обходному пути частями).
По состоянию на 2010 год время в пути на участке сократилось с 2 часов до 20-25 минут, тоннель за сутки пропускает
14-16 составов.
Обои:
1024x768 |
1280x1024 |
1280x800 |
1366x768 |
1440x900 |
1680x1050 |
1920x1080 |
1920x1200 |
2560x1440 |
2880x1800 44. Тоннель построен силами тоннельных отрядов «БамТоннельСтроя».
Обои:
1024x768 |
1280x1024 |
1280x800 |
1366x768 |
1440x900 |
1680x1050 |
1920x1080 |
1920x1200 |
2560x1440 |
2880x1800 Ссылки для самостоятельного изучения:
-
Северомуйский тоннель-
Северомуйский тоннель-
Северомуйский тоннель-
Северомуйский тоннель-
Скафандр для тоннеля: Северо-Муйский тоннель-
Шикарный сайт ТАСС, посвященный 40-ю БАМа Отдельное спасибо моему сопровождающему по тоннелю - Юрию Васильевичу. Его рассказ о строительстве, о эксплуатации и его терпение по время съемки было бесценно.