Музей замечательный, огорчило только что фотографировать в музее нельзя! ...
-- Вспоминаю как Шагал предлагал передать Эрмитажу огромную коллекцию своих
авторских литографированных книг и живописи, - с тем чтобы его похоронили
хотя бы в Витебске.... Не согласились наши конечно... Теперь покупают за сумасшедшие деньги....
Оригинал взят у
nathalie_zh в
Мемориальный дом-музей Марка Шагала в Витебске Как известно, один из самых знаменитых художников ХХ века Марк Шагал (1887 - 1985) родился в Витебске. Он очень любил свой родной город
и часто изображал его на своих картинах.
Сегодня в Витебске действуют два музея, связанные с именем художника. Это Арт-центр Марка Шагала, где проводятся выставки
его графических работ и Мемориальный дом-музей, экспозиция которого, рассказывает о детских и юношеских годах художника,
проведенных в Витебске. До Арт-центра мы в эту поездку не дошли, а вот в Доме-музее побывали.
Мемориальный дом-музей Марка Шагала располагается в Витебске на Покровской улице в доме №11.
Этот дом в начале 1900-х годов построил отец художника.
К сожалению, в музее фотографировать было нельзя. Поэтому фотографий будет мало. А поскольку музей биографический,
то с биографии художника я начну и плавно перейду к истории создания музея....
Мовша Хацкелевич (впоследствии Моисей Хацкелевич и Марк Захарович) Шагал родился в Витебске 24 июня (6 июля) 1887 года.
Он был старшим ребёнком в семье приказчика Хацкеля Мордуховича (Давидовича) Шагала (1863 -1921) и его жены Фейги-Иты Менделевны
Черниной (1871 - 1915). У него был один брат и пять сестёр.
Марк получил традиционное еврейское образование на дому, изучив древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда. С 1898 по 1905 год
Шагал учился в 1-м Витебском четырёхклассном училище.
Он очень рано почувствовал тягу к рисованию, что, однако, не вызывало понимания и одобрения со стороны других членов семьи, особенно отца,
прочившего своему старшему сыну совершенно иной жизненный путь. Не смотря на то, что и мать тоже не очень понимала его увлечения
рисованием, она все же поддержала юного Марка и направила к известному витебскому художнику
Юделю Пэну, который очень высоко оценил
его рисунки и сразу принял Марка в свою Школу рисования и живописи. В течении 1906 года Марк учился изобразительному искусству в Витебске,
а затем поехал учиться в Петербург.
После неудачной попытки поступить в Училище технического рисования барона Штиглица, он начал посещать школу при Обществе поощрения художеств. Однако занятия там не удовлетворили его, и в 1908 году он поступил в частную художественную школу
Е. Званцевой, где преподавали
М.В. Добужинский и
Л.С. Бакст. Бакст был первым, кто заметил выдающийся талант начинающего художника, и принял его в свою мастерскую.
Но у Бакста Шагал проучился не долго и в поисках собственного творческого пути в 1910 году отправился в столицу мировой художественной жизни - Париж.
В Париже он посещает занятия в академиях
Гранд Шомьер и Ла Палетт. Однако решающее влияние на творческое мировоззрение Шагала оказало знакомство с собранием Лувра, а также с работами импрессионистов, постимпрессионистов и мастеров авангарда 1900-х. В Париже Шагал жил в одной из мастерских
в "Улье" (La Ruch) , на Монпарнасе, где работали художники-иностранцы. В это время он познакомился с художниками
Ж. Браком,
П. Пикассо,
Ф. Леже,
А. Модильяни, с поэтами
Б. Сандраром и
Г. Аполлинером. Творчество Шагала довольно быстро получило отклик и в 1914 Шагал провел выставку своих работ в редакции немецкого журнала «Штурм», а затем отправился в Витебск.
Годы на родине были насыщены событиями. Художник много работал над разными интерпретациями темы Витебска, писал портреты родных и близких, автопортреты, виды города и интерьеры.
С началом Первой мировой войны возвращение в Европу отложилось на неопределенный срок. В июле 1915 года Шагала женился на Белле Розенфельд, роман с которой начался еще до отъезда в Париж и которая стала его большой и единственной любовью. В 1916 году у них родилась дочь Ида, впоследствии ставшая биографом и исследователем творчества своего отца.
Осенью 1915 Шагал вместе с женой переехал в Петроград, где участвовал в многочисленных выставках. Преобразования в стране, пришедшие вместе с Октябрьской революцией, он принял, радуясь освобождению от религиозных и национальных притеснений. В 1918 Шагал по рекомендации наркома просвещения
А.В. Луначарского, с которым познакомился в Париже, был назначен уполномоченным по делам искусств в Витебске. Находясь на этой должности, Шагал открыл здесь
Народное художественное училище. Он сам занимался преподаванием, а также привлек своих друзей - своего учителя Юделя Пэна, художников-авангардистов из Петрограда, среди них были
Эль Лисицкий,
Вера Ермолаева,
Каземир Малевич и другие. Однако, Шагал и Малевич не сошлись в методах преподавания, между ними возник конфликт. При этом многие друзья и ученики Шагала перешли на сторону Малевича и тогда в конце 1920 года Шагал с семьей уезжает в Москву. После этого в Витебск он уже не вернется.
Проработав еще два года в Москве в Еврейском камерном театре, где принимал участие в художественном оформлении театра, создавал костюмы и декорации, в 1922 году он уезжает за границу - сначала в Литву, а потом в Германию. Осенью 1923 года по приглашению очень влиятельного торговца произведениями искусства, коллекционера и издателя
Амбруаза Воллара семья Шагала уехала в Париж. Теперь уже навсегда - в 1937 году Шагал получил французское гражданство.
У него впереди были еще много лет жизни, известность и мировое признание. Однако, в СССР на его имя и творчество в течении очень многих лет был наложен запрет. И даже в 1987 году, когда во всем мире отмечалось 100-летие художника и проходили различные мероприятия, в советской Белорусии празднования были запрещены постановлением партийных органов.
Но все же через некоторое время ситуация стала меняться. В 1988 году известные советские писатели и поэты
Д. Симанович,
В. Быков и
А. Вознесенский отправили в газету «Советская культура» открытое письмо с предложением открыть музей имени Шагала. Эту же тему поднял
академик Д. С. Лихачев в мае 1989 года в письме первому секретарю ЦК КПСС Белоруссии.
23 сентября 1991 указ открыть дом-музей Марка Шагала все-таки вышел. Но случилось это уже после распада Советского Союза, и реализация этого указа сильно затянулась. Экспозиция для посетителей была открыта только в июле 1997 года - открытие приурочили к 110-летию со дня рождения художника.
Интерьер дома был реконструирован по архивным документам. В пяти небольших комнатах представлены предметы быта рубежа XIX - XX веков, а также копии архивных документов, фотографий и работ художника, рассказывающие о его жизни и о жизни его семьи - родителей и других ближайших родственников, о быте и их семейном укладе.
Как я уже говорила, фотографировать в музее было нельзя, но я все-таки нашла несколько фотографий с интерьерами музея в сети:
фото
отсюда
фото
отсюда
фото
отсюда Во дворе музея разбит сад и стоит памятник Марку Шагалу, который называется "Витебская мелодия на французской скрипке"
Здесь художник изображен со скрипкой, гриф которой выполнен в виде Эйфелевой башни, а с корпуса инструмента поднимаются дома и храмы Витебска, которые Шагал так любил изображать на своих картинах.
И в конце я хочу привести репродукции некоторых картин Шагала с видами его любимого Витебска. (К музею они прямого отношения не имеют. Привожу их просто для иллюстрации..)
Марк Шагал. Над Витебском. 1914
Марк Шагал. Над городом. 1918
Марк Шагал. Синий дом. 1917
--
Некоторые виды города узнаваемы и сейчас. В этом можно убедиться посмотрев предыдущую мою публикацию, посвященную Витебску
Поездка в Витебск. Часть 1. Небольшая прогулка по городу. Добавлю лишь, что пост сделала, используя материалы следующих сайтов:
Сайт Музея Марка Шагала в ВитебскеСтраничка Марка Шагала на ВикепедииВитебская энциклопедия