Аскольд Иванович Кузьминский - художник-график-дизайнер
Нет ни одного сотрудника Ленинградского Института дизайна (ЛФ ВНИИТЭ), кто бы не знал, не чтил, не помнил прекрасного и уникального человека - нашего коллегу и друга Аскольда Кузьминского.
https://www.designspb.ru/news/history_of_design/kuzminsky/ Портрет А. И. Кузьминского
Скромный, интеллигентный, вежливый, даже стеснительный, всегда приветливый и улыбчивый, добрейший и отзывчивый - и при этом по-настоящему талантливый, трудолюбивый, энциклопедически развитый, обладающий идеальным вкусом и тактом и высоко профессиональный художник-график и художник-конструктор - таким был Аскольд Иванович Кузьминский (1938 - 2005 гг.) и таким он навсегда останется в нашей памяти.
С 1963 по 1995 гг. Аскольд Иванович работал ведущим дизайнером в Ленинградском филиале ВНИИ технической эстетики. Он был одним из создателей Союза дизайнеров СССР, членом первого Правления Ленинградского отделения Союза дизайнеров СССР (1987 - 1992 гг.).
В фойе Эрмитажного театра в 2018г. была открыта выставка Аскольда Кузьминского, потому что Эрмитаж помнит своих «героев», тех, кто вложил часть своей души в его развитие. Собственно, выставка в основном и посвящена одной из работ Аскольда Ивановича: фирменному графическому стилю как части большой проектной работы «Дизайн-программа «Эрмитаж», проведённой в 1994 - 1998 гг. творческим коллективом дизайнеров под руководством Е.И. Монгайта и А.И. Кузьминского.
Её итогом, помимо разработки Знака «Э» и всего фирменного графического стиля, стала реорганизация пространства главного вестибюля Зимнего дворца, новое размещение кассовых модулей, создание системы информационного обеспечения посетителей, информационного центра, что позволило открыть вход в музей со стороны Дворцовой площади, через центральные ворота, дав возможность посетителям наслаждаться пребыванием в великолепном внутреннем дворе Зимнего Дворца.
Обложка буклета выставки. Рабочие эскизы знака «Э»
Элементы дизайн-программы «Эрмитаж»
Абсолютно все жители нашего города знают знак Санкт-Петербургского метрополитена, графика которого отличается от начертаний эмблем метро всех других городов и потому делают его оригинальным и запоминающимся. Но никто не знает, что композицию, рисунок знака СПб метро придумал и выполнил Аскольд Кузьминский. Естественно, кроме знака, был разработан весь фирменный графический стиль организации. Помогал ему в этом Михаил Ивашин, работавший под его руководством.
Эмблема Санкт-Петербургского метрополитена
На выставке широко представлены и другие графические работы Аскольда. Это портреты, книжные иллюстрации, эскизы, скетчи и т. д. Творческая философия художника, его уникальный стиль и собственная техника работы особенно отражены в иллюстрациях двухтомника сочинений Эдгара По (1995 г.).
Иллюстрации к рассказам Э. По
Надо признать, что автор всех этих графических совершенств, творческих перлов известен лишь узкому кругу лиц, знавших его лично. Он не выставлялся на крупных художественных выставках, о нем не писали центральные газеты, он не делал портретов передовиков производства, его не осаждали журналисты. Зато его очень хорошо знали и любили в родном Грязовце, городке недалеко от Вологды, где он родился и вырос. Где плодотворно работал последние годы жизни. Он был близко знаком с Даниилом Граниным, создавая иллюстрации к его книге о Петре I. А в юности Аскольд Иванович был знаком с Анной Ахматовой и часто бывал у неё на даче в Комарово. Вот как он сам рассказывает о рождении в 1965 году его рисунка Ахматовой: «Анна Андреевна как-то сказала, что ей надоели во всех изданиях одни и те же ее портреты (Альтман, Анненков и т. д.). Нет ли новых, молодых дарований. Накануне мне был подарен «Реквием» (в машинописном варианте), я переплел его и на обложке нарисовал портрет автора. На следующий день принес свое творение. Анна Андреевна долго рассматривала:
- Пожалуй, подпишу Вам «Реквием», хотя никогда этого не делала.
И этот портрет пригодится. И эти печальные брови».
Портрет А. Ахматовой
На своей основной работе, в Ленинградском филиале ВНИИ технической эстетики, Аскольд Иванович в должности ведущего дизайнера принимал активное участие в разработках многих изделий и комплексов для отечественной промышленности. Одной из первых крупных работ была «Комплексная разработка системы типовых конструкций для химических предприятий» (1984 - 1985 гг.) для НПО «Химавтоматика» г. Северодонецк. Были разработаны корпуса приборов, шкафы-стойки, пульты управления, тележки, центральный пункт управления (ЦУП) химическим производством, зоны рекреации, спецодежда операторов.
Руководил работой бессменный зав.сектором приборостроения Б.Л .Иоффе, соавторы П. Алексеев, Е. Монгайт. Работа получила I премию ВНИИТЭ за 1985 г.
Тележка-тумба. Комплексная разработка для НПО «Химавтоматика» (макет). Типовые корпуса приборов. Комплексная разработка для НПО «Химавтоматика» (образцы). Рабочее место оператора, элемент пульта управления. Комплексная разработка для НПО «Химавтоматика» (макет). Центральный пункт управления (ЦУП) химическим производством. Комплексная разработка для НПО «Химавтоматика» (макет)
Для Тюменского приборостроительного завода, в 1986 году, в соавторстве с Е. Монгайтом им была выполнена разработка «Телефонной станции».
Телефонная станция диспетчерской связи (макет)
Аскольд Иванович принимал активное участие в начале разработки Дизайн-программы «Часы-87».
Обсуждение проектов часов дизайн-программы «Часы-87». Слева руководитель проектного направления программы Е. Монгайт, справа А. Кузьминский.
Всего за время работы в ЛФ ВНИИТЭ им выполнено более 200 дизайн-проектов и получено 38 авторских свидетельств на промышленные образцы.
ещё--
https://www.sobaka.ru/entertainment/art/86086http://www.marie-olshansky.ru/ct/bdokt-askold.shtml