Из давнего... недавнего...

Sep 12, 2020 03:58

Выставка «Livre d’artiste»

19 апреля в Кемеровском областном музее
изобразительных искусств открылась выставка «Livre d’artiste» (или
«Книга художника») из фондов Государственного музея истории религии (г.
Санкт-Петербург).



Государственный музей истории религии и
Кемеровский областной музей изобразительных искусств связывает давняя
дружба и успешные творческие проекты. С 1998 по 2013 годы были
осуществлены 3 масштабные выставки, отражающие историю христианства:
«Святая Русь» (1998); «Православная Россия. События и образы» (2008);
«Земное и небесное в произведениях западноевропейского искусства»
(2013).


Выставочные проекты, посвященные
западноевропейскому искусству, очень редки для нашего региона, поэтому
каждый чрезвычайно ценен и интересен. Предыдущий проект представлял
живопись и пластические искусства, сейчас мы увидим произведения графики
и полиграфии.

Экспозиция новой выставки знакомит
кузбасского зрителя с уникальным явлением в мире иллюстрированной книги,
недавно начавшего представляться на отечественных вернисажах и в
музейных экспозициях, да и то в Москве и Санкт-Петербурге.
Провинциальному зрителю это направление изобразительного искусства
практически  незнакомо.  Возможно, настоящая выставка - это первый
масштабный показ образцов livre d’artiste за пределами столиц.

На выставке представлено 70 листов 5
изданий, исполненных 4 авторами: «Жизнь Святого Доменика» Анри-Доминика
Лакордера и «Подражание Иисусу Христу» Фомы Кемпийского с иллюстрациями
Мориса Дени, и три издания «Божественной комедии» Данте Алигьери с
иллюстрациями Эдуарда Гёрга, Эдуарда Эди-Леграна и Сальвадора Дали.

Феномен «книги художника» возник в
Париже на рубеже XIX и XX веков благодаря энергии издателей и
художников. Условной датой рождения жанра большинство исследователей
считает выход в 1900 году сборника стихов «Параллельно» Поля Верлена с
литографиями Пьера Боннара, изданного по инициативе знаменитейшего
французского маршана Амбруаза Воллара. То обстоятельство, что
инициаторами изданий являлись не издатели, а торговцы произведениями
искусства, определила принципы подхода к созданию «книги художника». В
первую очередь это было представление художника, причем в редчайших
случаях он являлся профессиональным иллюстратором. Чаще обращались к
прославленным авторам своего времени, первоклассным мастерам-гравёрам и
лучшим издательствам.

Художники довольно свободно подходили к
литературному тексту, часто для них это был лишь мотив, для создания
произведения. «Книги художника» сразу задумывались как библиографическая
редкость, текст набирался вручную, использовались лучшие сорта бумаги,
ограничивался тираж и каждый экземпляр имел собственный номер, граверные
доски уничтожались. «Книга художника» соединила усилия писателей,
издателей и художников в создании шедевров полиграфического искусства.

К сожалению, даже во многих крупнейших
отечественных музеях не представлены образцы этого жанра. Самая большая
коллекция «Livre d’artiste» хранится в Государственном Эрмитаже. Одним
из музеев, который последовательно занимается собиранием и
представлением этого направления, является Государственный музей истории
религии, так что благодаря плодотворному сотрудничеству наших двух
музеев зрители региона получили возможность познакомиться с уникальным
явлением западноевропейского искусства - livre d’artiste.

Выставка будет работать до конца мая.











Адрес и график работы музея

Телефон для справок:
+7 (3842) 36 50 33 , просветительский отдел;
+7 (3842) 36 50 33 , касса.

http://kuzbassizo.ru/index.php?id=932

2018.04.18

1, livre d'artiste

Previous post Next post
Up