тут увидал --
https://red-balls.livejournal.com/292149.html?utm_medium=email&utm_source=GuessWhoBack#t2929973 Возвращение "Тараса Бульбы" с рисунками Александра Герасимова
И снова здравствуйте :))
В порядке инсайдерской информации :))
Сезон у книжников традиционно начинается с 1 сентября. К этому моменту всегда готовились самые-самые вкусные новинки. Пытаемся вернутся в привычное русло, отправив в печать эти самые новинки. В том числе и в нашу самую любимую и ценимую серию "Образ речи". Всё привычно: особая книга, богатый иллюстративный материал, трепетно собираемый по музеям и коллекционерам, особое качество, самые лучшие полиграфические материалы и печать в Латвии. И возвращение еще одной подзабытой книги в идеальном качестве.
"Тарас Бульба" с иллюстрациями Александра Михайловича Герасимова.
Книга эта знаменитая, но издавалась лишь однажды - в 1955 году - в очень-очень подарочном формате: гигантский размер, вклейки, короб, цветная печать, шикарная бумага. Что объяснимо: Александр Герасимов был президентом советской Академии художеств, практически первый среди художников того времени. Но, как мы помним, вскоре после выхода книги времена изменились (особенно для Герасимова), изменился стиль времени, и "сталинский ампир" с его реализмом стал уходить в прошлое. И больше книга не переиздавалась. До 2020 года
Александр Герасимов - фигура очень интересная, противоречивая, небеспорная, возможно это тема отдельного разговора, но в данном случае поговорим именно об иллюстрациях к этой книге - к "Тарасу Бульбе".
Родился и вырос художник на Тамбовщине: степные дальние дали, историческая память о казацкой вольности. Затем, в годы первой мировой, служба в санитарном поезде, который базировался на Галитчине. И любимый писатель. Наверное тогда и стали появляться первые наметки будущей книги. Оформляться они стали уже после революции. Тогда Герасимов вернулся из Москвы в родной город Козлов (ныне Мичуринск), где работал в местном театре. Там часто выступали гастролирующие труппы, в том числе из Украины, вот тогда художник и стал делать первые наброски, которые позднее войдут в книгу.
Собирался материал, делались эскизы. К 40-ым работа активизировалась: в Большом театре планировалась постановка "Тараса Бульбы", для которой Герасимов сделал ряд работ (позднее включенных им в книгу). Но спектакль не состоялся. А работы остались
И вот уже после войны готовится книга, для которой, наряду с уже существующими работами, создаются совсем новые рисунки. Если прежние работы послужили скорее дополнением, то основа книги - это работы именно 1952-1953 гг.
"Тараса" иллюстрировали многие художники, но такого количества иллюстраций не рисовал ни один. Всего в книге почти сотня иллюстраций. Портреты, жанровые сценки, пейзажи, батальные сюжеты. Художник отрисовывает практически все значимые эпизоды, хотя видно, что некоторые моменты цепляют его больше: приезд сыновей, казацкая вольница, гибель Андрея и, конечно, битвы. Тут Герасимов в родной стихии: герои, кони, оружие. И в центре трагическая фигура самого Тараса.
Мы сознательно не стали повторять издание 1955 года. Герасимов не был художником-книжником (и, видимо, не видел в нем необходимости), в книге 1955 года не было четкого макета и, как бы, слишком много всего - книга производит очень пестрое впечатление, от обилия иллюстраций иногда устаешь. При этом, несмотря на статусность издания, и особого качества печати там не видно. По сути, книга 1955 года - это роскошный альбом живописи А.М.Герасимова на тему "Тараса Бульбы".
Нашей задачей было собрать по максимуму оригиналы иллюстраций и создать единую книгу, именно книгу. Работы нашлись в семье художника, в частных колекциях, в нескольких музеях. Собрали по максимуму. Основные работы есть все. Есть и новые рисунки, которых не было в первой книге.
Сами работы скорее ближе к станковой живописи, нежеле к чистой книжной графике. Те иллюстрации, которые в книге 1955 года размером со спичечный коробок, в реальности сделаны на больших листах. И мы хотели по максиму передать яркие впечатления от них. Думаю, в таком качестве эти работы не видел никто (и вряд ли они когда-то соберутся в реальности). Даже, если вам знакома книга 1955 года, то сейчас вы увидите эти работы совсем по-иному. Впечатление они оставляют ошемломляющее! Сочно, ярко, буйно, масштабно!
Переплет кроваво-красный, со сложным блинтом и тиснением фольгой.
Формат книги 207*270, цветные работы даны либо на разворот (вертикальные), либо на полосу (горизонтальные). поскольку они все разного формата (и разных лет), то объединены паспарту. В книге 1955 года их лихо развернули под углом 90 градусов, сейчас так нельзя, поэтому на разворот (сейчас можно, поскольку совмещение на ложных разворотах в корешковом поле теперь практически идеальное), но со смещением, дабы значимые элементы не попали.
Сложные полутоновые работы (мы их между собой прозвали "сепийными") - на полосу, либо на полполосы за обрез.
Штрих (это как правило мелкие зарисовки) - в обтравку, в тексте.
Бумага, естественно, матовая меловка. Печатает Латвия.
ISBN 978-5-9268-3043-6
216 страниц
Тираж - 3 тысячи.