Нашлось хорошее в процессе работы...

Nov 21, 2018 10:19



«Штамп для художника - гражданская смерть».
Иллюстрации советского художника Владимира Гальдяева

от
vitroshop

2 ноября, 2016

Младший сын принес из школьной библиотеки книжку: «Чучело» Владимира Железнова. Я, признаюсь, люблю хорошую детскую и подростковую литературу, и «подчитываю» за детьми, что найду. В свое время я не читала «Чучело» и за пару часов «проглотила» книжку. Больше всего меня в ней поразили иллюстрации. Книга хороша, спору нет, но иллюстрации просто завораживают. Ни низкое качество печати на плохонькой серой бумаге, ни чернота картинок, которые, судя по всему, изначально были созданы автором с использованием акварели, не помешали мне восхититься и очароваться этими работами.



Потом уже я открыла для себя в интернете и другие произведения замечательного советского художника Владимира Гальдяева (1938-2001).
А сперва просто откопировала картинки из «Чучела», для себя, чтобы потом внимательно изучить, подсмотреть авторские приемы…
Сегодня делюсь иллюстрациями и своим небольшим исследованием.

Коротко о художнике.

Владимир Гальдяев родился в 1938 году. По собственному признанию  в интервью в журнале «Детская литература» за 1985 год, впервые рисовать картинки к литературным произведениям он начал в детстве - в десять лет. Это детское увлечение переросло  в профессию. Владимир учился в Московском педагогическом институте им. В. П. Потемкина на художественно-графическом факультете. Посещал студию карикатуристов при сатирическом журнале «Крокодил», затем начал публиковать свои иллюстрации в журналах, позже - оформлял книги: создавал дизайн, как мы бы сейчас сказали обложек и иллюстрации к текстам на внутренних страницах.

Уже создавая эту статью, я обнаружила, что была знакома  творчеством Гальдяева с детства, но, конечно, об этом не знала, и даже не задумывалась, кто и зачем создает картинки в книжках.



Г

Посмотрите на эти обложки: наверняка многие из этих книг знакомы Вам с детства: что невозможно было купить, брали почитать в библиотеках. Многие из этих изданий до сих пор стоят на наших книжных полках, а кое-что еще встречается на столах уже наших детей.



Владимир Гальдяев состоялся именно как иллюстратор детской и юношеской патриотической литературы. Список книг, с которыми он работал, - более полутысячи (!). Более 500 книг для детей и подростков был издано в СССР и до сих пор издаются с иллюстрациями В. Гальдяева.
«Дядя Степа»  и «Василий Теркин», рассказы Аркадия Гайдара, книги В. Железникова (в том числе то самое «Чучело», которое сподвигло меня на эту статью), многое из классики советской военно-патриотической литературы.



Иллюстрации к этим книгам выдают хорошее знание художником эпохи: и бытового, предметного мира, и эмоциональных переживаний людей того времени. Это не удивительно,  ведь многие из иллюстрируемых сюжетов прошли перед глазами Владимира Гальдяева, и некоторые он и сам пережил, находясь в эвакуации. Он придавал большое значение предварительной работе: сбору информации, документальных материалов, личным впечатлениям и воспоминаниям.



О годах революции и гражданской войны он имел точное представление благодаря воспоминаниям матери, а тот факт, что она своими глазами видела живого Ильича в 1917 впоследствии помог ему в работе над Ленинианой.

Его собственные детские  переживания  от жизни в годы войны стали основой для иллюстраций на тему военного времени: разрушенные дома и бедность, солдатские радости и печали, хотя и не пережитые им самим, тогда еще мальчиком, но естественно вплетенные в ткань его собственной жизни, танки и лошади, смерть, холод и голод.

Но не об этой военно-патриотической теме будем говорить сегодня. Далеко ушла от нас та эпоха, юному поколению она уже неинтересна, а для старших - современников тех событий, она еще не стала историей, но уже набила оскомину ее когда-то официальная искаженно-приторная трактовка.



После того, как насмотришь несколько десятков рисунков Гальдяева, легко узнаешь остальные. Он, несомненно, обладал собственным почерком, той манерой, которую сегодня бы назвали «авторской», и которую так редко удавалось выработать иллюстратору книг в советское время, особенно если иллюстрации были к хрестоматийным книгам на темы войны, вождей и радостно-правильной советской жизни.



Зрелые работы В. Гальдяева отличают мастерское острое рисование, неожиданные ракурсы, бледная, иногда едва заметная, разработка сюжета в цвете.



В композиционном построении его иллюстраций многое заимствовано из кинематографа, да и сам он не скрывал, что был неравнодушен к кино, и «подглядывал» на экранах кинозалов необычные решения для своих работ.



Сказалась и практика в качестве карикатуриста при журнале «Крокодил». Это особенно чувствуется в созданных художником отрицательных персонажах, образы которых часто шаржированы.



Если кому-то кажется, что иллюстратор только «иллюстрирует» уже готовый сюжет, персонажей, предметы обстановки - он будет не прав. Работы Гальдяева глубже и шире простого изображения предметов, а уж тем более гламурной красивости, которую мы сплошь и рядом видим в творчестве современных иллюстраторов, барышень, клонирующих цветочки-веночки-косметику.



Посмотрите иллюстрации Гальдяева: если в ранних работах еще есть поверхностная иллюстративность, то впоследствии он избавился от нее в пользу психологической характеристики состояния героев.



А сверхзадачей иллюстратора он считал «предощущения поступка».  Что это значит? Когда поступок еще не совершен, а ощущение, каким он будет, уже есть. Это едва уловимое состояние, уже вместе с его оценочным знаком: будет он благородным или нет, - мы видим и в положительных и в отрицательных персонажах его иллюстраций.



Какими средствами художник достигал этой сложнейшей задачи? Передачей внутреннего состояния героя через видимую позу, внешний жест, силуэт фигуры, а также цвет, состояние окружающего мира, природы.



Сам художник считал, что ему необходимо избавиться от лишней описательности в деталях. Из того же интервью: «Емкий лаконизм - как мне его подчас не хватает!» И это говорил человек, который создал такие сильные образы, что дух захватывает!



Чего боялся Владимир Гальдяев? Повторов. Долго работая над одной темой художник неосознанно повторяет свои собственные приемы и находки. «Штамп для художника - гражданская смерть». Именно поэтому он подчас делал иллюстрации к книге совсем не так, как от него ждали.



В советское время в заслугу художнику ставили создание графической Ленинианы. Он создавал иллюстрации с изображением Владимира Ленина для воспоминаний В. Бонч-Бруевча, стихов С. Михалкова, многочисленных рассказов о вожде революции. Нам, сегодня, в начале ХХI века более ценными кажутся другие, жанровые сюжеты, его зарисовки людей, наверняка портретные, уж очень жизненными они выглядят.



А лично мне еще очень интересно разглядывать пейзажные зарисовки художника, которые почти всегда являются фоном для героев и событий их жизни.















Эти небольшие зарисовки, выполненные иногда просто акварелью, иногда с добавлением черного контура тушью или чернилами, довольно часто являются вполне самостоятельными миниатюрами пейзажного жанра, и имеют ценность сами по себе, безотносительно их иллюстративной функции.

Гальдяев

Previous post Next post
Up