- в завершение темы от 5. 10.
(
burnevil_8) в
lovers_of_art Эрих Мария Ремарк и его коллекция произведений искусства (часть вторая)
Поль Сезанн - Деревушка Валермей. Овер-сюр-Уаз - 1881
Особенное влечение Ремарк испытывает к творчеству Сезанна, причем за художественные достоинства он наиболее ценит акварели художника. Сезанн был наиболее последовательной страстью Ремарка, это увлечение будет длиться долгие годы. Из ста пятидесяти произведений в коллекции Ремарка восемнадцать - работы Сезанна.
Позже писателю представится возможность принять участие в проекте по сохранению наследия любимого художника - он стал одним из спонсоров Мемориального Комитета Сезанна, основанного в 1952 году, который выкупил студию Поля Сезанна в Экс-ан-Прованс. В 1954 году в доме открылся музей художника - "Мастерская Сезанна".
Поль Сезанн - Терраса в саду в Лове - Экс ан Прованс - 1906
Поль Сезанн - Пейзаж в Провансе - 1882
Поль Сезанн - Деревья и цистерна в парке Черного Замка - 1902
В 1939 году Ремарк покупает через Вальтера первое большое полотно Сезанна "На равнинах Бельвю". Словно предчувствуя, что это их последняя сделка, Вальтер дарит Ремарку акварель Сезанна "Два черепа", шутя называя работу их двойным портретом. Вскоре их на долгие годы разлучит война, Ремарк будет часто писать своему "единственному другу юности".
Поль Сезанн - Два черепа - 1890
Фото: strannik17.livejournal.com
Ремарк, Дитрих, Сезанн. Кто "третий лишний"?
В 1937 году на Венецианском кинофестивале Ремарк познакомился с Марлен Дитрих. Богиня-кинозвезда и интеллектуал-одиночка казались полными противоположностями, но многое их сближало: ранний успех и финансовая независимость, каждый в свое время публично отвернулся от нацистов, хотя они не были евреями и переехали в Америку, и накануне войны оба переживали личные кризисы: "У нас слишком много прошлого, - писал Ремарк актрисе, - и нет будущего".
Историю их отношений Ремарк отчасти опишет в романе "Триумфальная арка".
Марлен Дитрих и Эрих Мария Ремарк
Дитрих всецело овладела помыслами Ремарка. Писатель мучился из-за непостоянства и холодности актрисы, ревновал к поклонникам и любовникам, которые не исчезли с его появлением в жизни актрисы. В периоды терзаний, тоски и ревности спасением для Ремарка становились новые приобретения для своего собрания, как никогда его успокаивали акварели Сезанна.
Марлен Дитрих в своей квартире в Нью-Йорке - 1948
Что ж, единственное, что было неподвластно влиянию Марлен, - это коллекция писателя, та страсть, с которой он отдавался своему увлечению. Сезанн всего дороже? Что ж, Дитрих время от времени требовала подарить ей работы французского художника в залог его любви к ней. И Ремарк одаривал свою возлюбленную изысканными украшениями, дарил рисунки Коро, Сезанна и Делакруа (у самой актрисы было несколько живописных пейзажей Коро и Утрилло).
Их роман был непродолжительным, но пройдут еще долгие годы годы прежде, чем писатель полностью освободится от наваждения по имени "Марлен". И тогда их отношения предстанут перед ним как грандиозная иллюзия, полная лжи и самообмана. Своей переводчице и другу Ремарк как-то с горечью скажет, мол, чтобы удержать Марлен, ему пришлось бы подарить ей всю свою коллекцию.
Поль Сезанн - Гора Сент-Виктуар со стороны Lauves - 1906
"Картины - такие же эмигранты, как и вы, - сказал Силверс. - Иногда они попадают в самые неожиданные места. Хорошо ли они себя там чувствуют - вопрос особый".
Эрих Мария Ремарк ("Тени в раю")
Земля обетованная
Накануне войны в сентябре 1939 года Ремарк приехал в Америку и поселился в Лос-Анджелесе. Первый год в Штатах был для Ремарка сложным: несмотря на финансовую независимость, он страдал от одиночества и депрессии, связанной с вынужденным переездом. Искусство и коллекционирование стало важной частью жизни Ремарка в эмиграции.
В Лос-Анджелесе в то время не было крупных музеев и галерей, и когда в июне 1940 года арт-дилер Сэм Зальц (Sam Salz) открывает там филиал своей галереи - Ремарк в числе первых посетителей. По иронии судьбы Зальц был заклятым врагом Файльхенфельдта, но Ремарк и на этот раз стал спасательным кругом для эмигранта Сэма Зальца, познакомив его с голливудскими актерами и продюсерами.
Зальц специально для Ремарка разыскивает Сезанна, но также обращает внимание писателя на работы других модернистов. Собрание Ремарка пополняется работами новых для него художников -Тулуз-Лотрека, Утрилло, Пикассо, Домье и Писсарро.
Камиль Писсарро - Портрет девочки с куклой
Клод Моне - Эффект тумана в окрестностях Дьеппа - 1882
В сентябре 1940 в Лос-Анджелес прибыла коллекция Ремарка - более года он был разлучен со своими "Сезаннами, Дега и Ренуарами". Он немедленно принялся распаковывать работы, ведь "в этих вещах есть ощущение дома" - отметил он в своем дневнике, после того, как разместил их в новой квартире. Через несколько дней он пригласит новых друзей посмотреть его собрание. Среди приглашенных - Сэм Зальц, литературный агент Отто Клемент, актер Эдвард Робинсон, режиссер Джозеф фон Штернберг (оба последних также коллекционеры), актриса Элизабет Бергнер с супругом, арт-дилер из Нью-Йорка Герман Селигман и Марлен Дитрих.
Летом 1940 года Ремарк изменил свое отношение к коллекционированию. Обычно его собрание могли увидеть лишь друзья, а теперь он хочет показать свою коллекцию широкой публике. В феврале 1941 писатель передал четыре работы в Музей Метрополитен на выставку "Французская живопись от Давида до Тулуз-Лотрека", а в январе 1942 - работу Ван Гога на выставку в нью-йоркскую галерею Розенберга.
Поближе познакомившись с директором Городского музея в Лос-Анджелесе Роландом МакКинни, он представляет всю свою коллекцию на выставке под названием "Коллекция Э. М. Р.", которая проходила с ноября 1942 по июль 1943 года. Событие для города было значительным и не осталось незамеченным.
Анри де Тулуз-Лотрек - В цирке. Испанская прогулка - 1899
Эдгар Дега - В театре
С приездом в Нью-Йорк Ремарк проявляет еще большую активность. Он познакомился со многими нью-йорскими владельцами галерей, включая Пола Розенберга, Германа Селигмана, Джорджа Валденштайна, Альфреда Салмони, и продолжает приобретать новые работы. Также он знакомится с известными коллекционерами. С одной стороны, ему интересно взглянуть на их собрания, с другой - эти люди становятся объектами его наблюдений и появляются в романах Ремарка: "Посоветуйте вновь испеченному миллионеру купить Ренуара, и он поднимет вас на смех. Для него что Ренуар, что велосипед - один черт. Но скажите ему, что Ренуар придаст ему больший вес в обществе, и он тут же купит две его картины" ("Тени в раю").
В 1943 году Ремарк предоставляет для выставки в Галерее Knodler тринадцать живописных работ, тридцать два рисунка и два фаюмских портрета. Критик New York Times Эдвард Алден Джевелл писал о "необыкновенно большой роли" коллекции Ремарка в тогдашнем арт-сезоне. Затем произведения из собрания Ремарка из Галереи Knodler отправились на выставку в Музей Метрополитен, а еще позже - в Цюрихский художественный музей.
Свое собрание работ Сезанна Ремарк передал на временную экспозицию в музей Метрополитен, где они находились с 1949 по 1956 год, а с 1956 до 1979 года они заняли место в Художественном музее Цюриха.
Ремарк был признан публикой, критикой и коллекционерами одним из важнейших собирателей и знатоков искусства своего времени.
В коллекции Ремарка были два фаюмских портрета - редкие образцы искусства Древнего Египта римского периода. В начале ХХ века эти работы принадлежали коллекционеру Рудольфу Моссе - немецкому издателю еврейского происхождения, владельцу богатейшего собрания. Он умер в 1920 году, оставив все свое состояние дочери Фелисии Лахманн-Моссе. Нацисты конфисковали коллекцию и в 1934 году более четырёхсот произведений из собрания Моссе были проданы на аукционе. Неизвестно, при каких обстоятельствах приобрел эти портреты Ремарк, так как писатель не покупал работы с сомнительным провенансом. В 1970-е фаюмские портреты на аукционе приобрел Цюрихский университет, а в 2015 году по закону реституции они были переданы наследникам семьи Моссе.
Портрет женщины Фаюмский портрет - ІІ век нашей эры - Частное собрание
Фото: christies.com
Портрет мужчины с бородой - Фаюмский портрет - І век нашей эры - Частное собрание
Фото: christies.com
В Нью-Йорке Ремарк любил бывать в музее Метрополитен, каждый его визит вдохновлял его на философские размышления и дарил мятежному сердцу писателя необыкновенное умиротворение.
"В первый раз придя в музей, я боялся, что во мне всколыхнется что-то более сильное, однако теперь я знал, что Метрополитен лишь снова погружает меня в ту же защитную тишину. Ничто во мне не дрогнуло, пока я медленно бродил по залам. Мир и тишина исходили даже от самых бурных батальных композиций на стенах - в них было что-то странно метафизическое, трансцендентное, потустороннее, какая-то поразительная умиротворенность оттого, что прошлое безвозвратно кануло в небытие, умиротворенность и тишина, какую имел в виду пророк, говоря, что Бог являет себя не в буре, а в тишине; эта всеобъемлющая тишина оставляла на своих местах, не давая войне взорвать этот мир, - мне казалось даже, что она защищает и меня самого. Здесь, в этих залах, у меня родилось безгранично чистое ощущение жизни, которое индийцы называют "самадхи", когда возникает иллюзия, будто жизнь вечна и мы вечно пребудем в ней, если только нам удастся сбросить змеиную кожу собственного "я" и постигнуть, что смерть - всего лишь "аватара", превращение. Подобная иллюзия возникла у меня перед картиной Эль Греко, изображающей Толедо - мрачный и возвышенный пейзаж; она висела рядом с большим полотном - портретом Великого Инквизитора, этого благообразного прообраза гестаповца и всех палачей мира. Я не знал, существует ли между ними взаимосвязь, и вдруг в мгновенном озарении понял: ничто не связано друг с другом и все взаимосвязано, и эта всеобщая взаимосвязь - своего рода извечный человеческий посох в земном странствии, один конец которого ложь, другой - непостижимая истина. Но чем является непостижимая истина? Непостижимой ложью?".
Эрих Мария Ремарк - "Тени в раю"
Клод Моне - Дворец Дожей с острова Сан-Джорджио Маджоре - Венеция - 1908
"Чудо всегда нас ждет где-то за углом отчаяния".
Эрих Мария Ремарк
Клод Моне - Палаццо Дукале - Дворец дожей
Счастье на горе Преображения
В 1948 году Ремарк вернулся на свою виллу "Каса Монте Табор" в Швейцарии. В 1930-е годы она служила ему крепостью, укрывавшей от нацистов, а теперь станет райской обителью, где он будет жить со своей второй женой, голливудской актрисой Полетт Годдар. Для обоих это будет последний и самый счастливый брак. Полетт вернет ему вкус к жизни, меланхолия писателя отступит перед жизнерадостным и легким характером актрисы. Они много путешествуют по Европе: чередой идут Сант-Мориц, Зальцбург, Вена, Лондон, Париж, Канны, Венеция и любимый город Полетт - Рим.
Искусство - их общее увлечение. Полетт также собирала произведения искусства задолго до знакомства с Ремарком. Ее интересовала антикварная мебель, декоративно-прикладное творчество древнего Египта, Азии, а также искусство доколумбовой эпохи. В 1947 году вместе со своим третьим мужем Берджессом Мередитом она открыла антикварный магазин и художественную галерею "High Tor Associates" в штате Нью-Йорк.
Полетт Годдар и Эрих Мария Ремарк на вилле в Порто Ронко - Швейцария - 1960-е годы
Полетт Годдар и Эрих Мария Ремарк
Полетт Годдар
Фото: the-decophile.blogspot.com
У актрисы была также роскошная коллекция ювелирных украшений от Cartier, Van Cleef & Arpels, Trabert & Hoeffer-Mauboussin, Paul Flato, а также эксклюзивные изделия от Сальвадора Дали. Полетт никогда не покупала драгоценности, но давала понять своим мужьям и обожателям, что именно принесет ей удовольствие. Когда актрису не утвердили на роль Скарлетт в фильме "Унесенные ветром", утешением стали два подарка - брошь с бриллиантами от финансиста фильма Джока Уитни и серьги с браслетом с изумрудами и бриллиантами от ее второго мужа Чарли Чаплина.
Эдгар Дега - Две отдыхающие балерины - 1885
В коллекции Полетт были работы Диего Риверы, с которым она познакомилась в Мексике во время фотосессии для журнала Look.
Она жила в Сан-Анджело-Инн напротив студии художника - актриса случайно узнала о готовящемся аресте и предупредила Риверу. С ее помощью он пересек границу и приехал в Калифорнию, а встретившим его репортерам заявил, что Полетт спасла ему жизнь. Ривера написал портрет актрисы в 1940-1941 годы. Работа, начатая в Мексике, была закончена в Америке.
Полетт Годдар и Диего Ривера
Полетт Годдар и её портрет
Согласно последней воле Полетт картина была пожертвована образовательной организации и продана на аукционе Christie’s в Нью-Йорке в 1992 году за 552 500 долларов.
Диего Мария Ривера - Портрет Полет Годдар - 1941
... Ремарк умер в 1970 году в возрасте семидесяти двух лет на своей вилле. После смерти писателя Полетт время от времени продавала работы из собрания мужа. На аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке в 1979 году была продана значительная часть коллекции: двадцать девять картин и эскизов Тулуз-Лотрека, Дега, Сезанна, Моне и принесли вдове три миллиона долларов. Через два десятилетия не только коллекция была разрознена, но и Эрих Мария Ремарк исчез из памяти как собиратель.
Полетт Годдар пережила мужа на двадцать лет. Она завещала 20 миллионов долларов Нью-Йоркскому Университету (NYU) на развитие образовательных и исследовательских программ. Исполняя ее волю, в 1995 году Университет основал Институт Ремарка. Это учреждение ведет множество проектов, главная цель которых - поддерживать и развивать связи между Европой и Америкой. Таково было желание самого Ремарка.
Вилла писателя в Порто Ронко, Швейцария
Фото: partmebel.ru
Вилла Ремарка также была завещана Университету в Нью-Йорке, но администрация отказалась платить 18 миллионов франков налога на наследство, поэтому виллу продали частным лицам. В наше время муниципалитет швейцарского города Тичино собирает средства на выкуп виллы для создания международного культурного центра.