Лейденская коллекция в Москве
Лейденская коллекция, названная в честь родного города Рембрандта Харменса ван Рейна, была собрана в уникально короткий срок - всего за 15 лет. Собрание принадлежит американцам - супругам Каплан. Впервые она была показана публике в прошлом году в Лувре. Следом за столицей Франции собрание принимали у себя Национальный музей Китая в Пекине и Long Museum в Шанхае.
Теперь пора Москвы, затем выставка переедет в Санкт-Петербург в Эрмитаж, где откроется 5 сентября. И оттуда уже отправится в Лувр Абу-Даби, открывшийся в столице Арабских Эмиратов в прошлом году, где покажет собрание уже в другом составе.
Это время называют золотым веком голландской живописи. В Нидерландах тогда жили и работали около двух тысяч художников. Самыми известными из них стали Рембрандт, Ян Вермеер, Карел Фабрициус, Франс Халс и другие их современники.
Выставка в Пушкинском музее разбита на три раздела. Первый посвящен Рембрандту и его окружению, второй - Лейденской школе. Третий - знаковым голландским живописцам XVII века. Еще одна работа выставки не относится к нидерландскому искусству. Это один из шедевров коллекции - рисунок Леонардо да Винчи "Голова медведя".
В Белом зале показывают 12 работ Рембрандта, относящихся ко всем периодам его творчества.
Для каждой страны кураторы выбирают свой символ выставки. В России выбор пал на картину Рембрандта "Минерва", которую можно отнести к тому же ряду, что "Даная" и "Флора" в коллекции Эрмитажа. Имя римской богини мудрости было прозвищем императрицы Екатерины II, которая была страстным коллекционером голландской живописи.
Эта картина, написанная в 1635 году, представляет зрелый период творчества Рембрандта. Она была создана вскоре после женитьбы художника на Саскии ван Эйленбург, предположительно, именно супруга позировала Рембрандту для картины. Отодвинув военный шлем, богиня мудрости, искусства, медицины и ткачества сидит перед открытой книгой.
Рембрандт Харменс ван Рейн. Минерва. 1635. Лейденская коллекция, США
Портрет родственника жены художника Антони Копала в 1938 году был украден нацистами из венского дома барона Альфонса де Ротшильда и определен лично Гитлером в музей в австрийском Линце.
В 1946 году картину вернули барону, а в Лейденскую коллекцию она попала в 2007-м.
Рембрандт Харменс ван Рейн. Портрет Антони Копала. 1634. Лейденская коллекция, США
На выставке представлены и рембрандтовские tronies, так называемые экспрессивные головы, из Лейденской коллекции: "Женщина в белом чепце", "Портрет старика", а еще "Голова девушки", которая служила эскизом для Девы Марии в "Святом семействе" (картина находится также в Эрмитаже).
То, что эта работа принадлежит кисти Рембрандта, было установлено лишь в начале 2000-х. До этого картина находилась в частности коллекции, обладатели которой не смогли достоверно выяснить авторство.
Рембрандт Харменс ван Рейн. Женщина в белом чепце. Лейденская коллекция, США
Tronie - это небольшой портрет в причудливом одеянии с предметом в руках или со странной гримасой: насупившиеся, чихающие, смеющиеся - очень живые лица.
Рембрандт Харменс ван Рейн. Голова девушки. 1645. Лейденская коллекция, США
Рембрандт Харменс ван Рейн. Портрет старика (возможно, раввина). Около 1645. Дерево, масло. Лейденская коллекция, Нью-Йорк
Зрелый период творчества Рембрандта уже в Амстердаме, куда мастер переехал в 1631 году, на выставке представляют "Портрет мужчины в красном дублете", "Девушка в расшитой золотом накидке", "Автопортрет с затененными глазами".
Рембрандт Харменс ван Рейн. Портрет мужчины в красном дублете, 1633 год
Рембрандт Харменс ван Рейн. Девушка в расшитой золотом накидке,1632
Рембрандт Харменс ван Рейн. Автопортрет с затененными глазами. 1634. Лейденская коллекция, США
Говерт Флинк (1615-1660). Автопортрет, 1643. Дерево, масло. Лейденская коллекция, Нью-Йорк
Фердинанд Бол (1616-1680). Мужчина в меховой шапке, около 1646-1648. Холст, масло. Лейденская коллекция, Нью-Йорк
Фердинанд Бол (1616-1680). Автопортрет у парапета, 1648. Холст, масло. Лейденская коллекция, Нью-Йорк
Гербрандт ван ден Экхаут (1621-1674). Симеон во храме (Сретение), 1672. Холст, масло. Лейденская коллекция, Нью-Йорк
Творчество Карела Фабрициуса - основоположника дельфтской школы живописи, представлено полотном "Явление ангела Агари" - одним из шестнадцати, сохранившихся до наших дней, и единственным в частной коллекции.
Имя художника вновь громко зазвучало после выхода книги Донны Тартт "Щегол", названной в честь картины Фабрициуса.
Карел Фабрициус. Явление ангела Агари, 1645. Лейденская коллекция, США
Фердинанд Бол (1616-1680). Явление ангела пророку Илии, около 1642. Холст, масло. Лейденская коллекция, Нью-Йорк
Питер Ластман - самый важный исторический живописец, который работал в начале XVII века. Рембрандт отправился к нему в Амстердам учиться писать исторические полотна.
Питер Ластман. Давид и Урия. 1619. Лейденская коллекция, США
Виллем де Портрер (1608-1648). Соломон и царица Савская, около 1630. Дерево, масло. Лейденская коллекция, Нью-Йорк
Томас Каплан выложил
каталог Лейденской коллекции в Сеть. Коллекция на данный момент насчитывает более 250 картин и рисунков, 175 из которых вошли в электронный каталог.
https://galik-123.livejournal.com/393405.html?utm_source=fbsharing&utm_medium=social от
galik_123