Петербург может лишиться витражных окон
в парадных бывших доходных домов
Причина
тому - замена старых окон на стеклопакеты и кражи, поэтому власти
призывают жильцов исторических домов следить за общим имуществом
Витражи дома No 42 по улице Чайковского, бывшего доходного дома Назарова (1905), пока остаются в неприкосновенности.
Фото: Виктор Федотов
Впоследние годы скандальные истории о пропаже витражей в историческом
центре города появляются в публичном пространстве с пугающей
регулярностью. Сотрудникам петербургского отделения Всероссийского
общества охраны памятников истории и культуры (ВООПиК) известно уже
о восьми случаях бесследного исчезновения витражей за три года. И это
только те пропажи, о которых сообщили жильцы домов или активисты
градозащитного сообщества.
Солнце зашло
Осенью 2017 года в Петербурге разразился очередной скандал: из
подъезда дома № 5 на Введенской улице исчез один из самых известных
петербургских витражей - «Восход солнца», о чем сообщили жильцы. Он был
достопримечательностью Петроградской стороны, но коммунальные службы
начали замену старых окон на пластиковые стеклопакеты в рамках городской
целевой программы, и витраж пропал. Жильцы сообщили об этом
в петербургское отделение ВООПиК и Комитет по государственному контролю,
использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП)
Правительства Санкт-Петербурга. Но оказалось, что бывший доходный дом не
имеет охранного статуса. Найти витраж не удалось еще и потому, что
замена окон в подъезде проходила в начале лета, когда большая часть
жильцов были на дачах, и до момента объявления тревоги прошло слишком
много времени.
А два года назад на торговой интернет-площадке Avito появилась
информация о продаже витражей из дома на Некрасова, 46/27, известного
как доходный дом Кумовича. К сожалению, жильцы дома не подали заявления
о краже, и следственная проверка не проводилась. Сейчас, согласно данным
ВООПиК, по требованию КГИОП прокуратура завела два дела о пропаже
витражей. В одном случае это хищение (ч. 1 ст. 158 Уголовного кодекса
РФ), в другом - ущерб памятнику (ст. 247). Пока идет следствие, дела
в суд еще не переданы.
Разноцветный взгляд на мир
Мода на украшение окон в подъездах цветными витражами особенно
распространилась в Петербурге с конца XIX века. К 1917 году в столице
работало около 20 витражных мастерских, среди них очень известные, как
ателье «М. Франкъ и Ко». Заметный след в украшении петербургских окон
оставил рижский мастер Эрнст Фридрих Тоде, среди его лучших работ - окно
алтаря католической церкви Святой Екатерины, а также витражи особняков
Набоковой и Кельха. Известно, что созданием витражей в то время серьезно
увлекался и Николай Рерих.
Популярность витражей в Петербурге особенно заметно возросла
с появлением нового стиля в архитектуре - модерна. К началу XX века
декоративными узорными композициями из цветных стекол украшали
практически все вновь построенные дома, и вскоре витражи перестали быть
предметом роскоши - их можно было встретить не только в особняках, но
и в больницах, школах, магазинах, ресторанах, театрах и даже банях.
Сам себе стекольщик
В 70-е годы XX века Петербург (тогда еще Ленинград) пережил тотальный
капитальный ремонт, и значительная часть домов в центре лишилась
главных элементов своего декора: каминов, майолик, витражей. Сейчас, по
данным градозащитников, в Петербурге насчитывается порядка 300 подлинных
витражей в различных зданиях исторического центра. Как рассказал
корреспонденту TANR Сергей Васильев, заместитель председателя
петербургского отделения ВООПиК, около сотни из них находятся в очень
плохом состоянии и требуют реставрации. Но непонятно, кто именно должен
ею заниматься: лишь 30 витражей из этого списка находятся под охраной
государства.
Иногда сами жильцы берут в свои руки дело спасения старинных красот.
Пенсионер Евгений Синицын, бывший сотрудник музея истории города, спас
витражи своего дома по Мытнинской улице (к тому моменту в подъезде
сохранилось лишь два с половиной исторических витража из пяти). В их
доме тоже началась замена деревянных рам на стеклопакеты, и роскошные
цветные окна оказались на помойке. Евгений Григорьевич забрал их к себе
и сообщил о варварской выходке ремонтников в прессу. Поднялся шум, целый
год продолжалось бодание между чиновниками и ЖКС. В конце концов власти
заставили ремонтную организацию вернуть витражи. Тогда Синицын
потребовал, чтобы жилищники за свой счет сделали на остальные окна
в подъезде рамы, совпадающие по размерам и конфигурации с историческими.
Он снял копии рисунка и расписал по ним новые окна. Теперь в подъезде
можно увидеть одновременно и исторические витражи, и их имитацию.
На просьбу прокомментировать историю с витражами пресс-служба КГИОП
сообщила, что 13 марта 2018 года их ведомство провело совещание
с представителями районных администраций, Государственной жилищной
инспекции Санкт-Петербурга и сотрудниками Управления МВД по городу
и Ленобласти. Принято решение провести разъяснительную работу
с управляющими компаниями о сохранении объектов культурного наследия.
«Я не устаю повторять, что в первую очередь сами жильцы должны быть
заинтересованы в сохранении подлинности своего дома, - говорит
председатель КГИОП Сергей Макаров. - Витражи и двери придают
уникальность историческому зданию, в итоге увеличивают стоимость жилья.
К сожалению, как показывает практика, далеко не всем очевидно, что
типовые металлические двери и белые пластиковые стеклопакеты уродуют
облик зданий».