https://begemusja.livejournal.com/119917.html в субботу по культуре ещё передача была...
Особняк Брусницыных Сейчас находится в замороженном состоянии. Дальнейшая судьба его неизвестна, но сейчас в особняк Брусницыных можно попасть, если сильно захотеть.
Особняк купцов Брусницыных - памятник архитектуры в стиле эклектика в Санкт-Петербурге. В современном виде создан в 1884 году для купцов братьев Брусницыных архитектором А. И. Ковшаровым в ходе капитальной перестройки здания неизвестного архитектора, впервые упоминаемого в 1844 году.
1. Танцевальный зал, который иногда еще называют Белым залом. Ослепительно нарядное помещение обильно украшено белой лепкой с золочением. Белый зал оформлен в стиле Людовика XV. Плавный переход от вертикальной плоскости стен к горизонтальной плоскости плафона образует двухъярусная лепная падуга.
2. Она скругляет углы и придает интерьеру особую пластичность и живописность. Стены, двери и потолок Белого зала сплошь покрыты лепниной с растительными орнаментами, венками, музыкальными инструментами, амурами и женскими головками.
3. Кроме того, в зале привлекает внимание огромная люстра с хрустальными подвесками.
4. Значительное пространство на стенах занимают лепные панно с изображением ваз, цветов и фигурок сатиров со свирелями и другими музыкальными инструментами. Лепные панно на стенах чередуются с парными каннелированными пилястрами, в капители которых вписаны лиры. В помещении сохранились цельные, без переплетов оконные рамы с очень толстыми стеклами, а также мраморные подоконники.
5. В центральной части камин украшают скульптуры целующихся путти, еще два амурчика сидят по бокам, поддерживая свисающие мраморные гирлянды сложной работы.
6. Прекрасно сохранился мраморный камин. Две тумбы по бокам камина, изначально предназначавшиеся для ваз с цветами. Над фигурной полочкой камина помещается лепная рама в виде перевитого лентами венка. В раме сохранилось подлинное зеркало. Расположение зеркала, как и в других помещениях особняка, специально подобрано таким образом, чтобы посетители могли видеть в него отражение великолепной люстры и потолка.
7. К Белому залу примыкает небольшая курительная с прекрасно сохранившимся роскошным декором.
8. Это одно из самых ценных помещений дома. По моде того времени кальянная комната оформлена в восточном мавританском стиле.
9. Сохранился купол курительной комнаты, а также небольшой угловой эркер с изящными полуколонками. Стены и купол этой «мавританской шкатулки» украшены ярко раскрашенной гипсовой лепкой с позолотой.
10. Уникальная старинная люстра из стекла и латуни покрыта восточными рисунками и надписями. Люстра отражается в зеркале, что зрительно увеличивает пространство комнаты. По стенам курительной мелкой вязью идет повторяющаяся надпись «слава Аллаху».
11.
12.
13.
14. Мраморная парадная лестница, идущая с первого этажа особняка, от ныне заколоченного парадного входа. Никаких светильников тут нет, но лестница хорошо освещена дневным светом. Сохранились очень ценные мраморные ступени и мраморные же резные перила ручной работы. Потолок и стены сплошь покрывает лепка с обильным растительным орнаментом, женскими головками и фигурами кариатида|кариатид. На верхней площадке лестницы, под окном можно увидеть мраморный камин в достаточно строгих формах. Расположенное над ним окно обращено в оранжерею (зимний сад), которая когда-то был наполнена зеленью, цветами и даже плодовыми деревьями.
15. Полукруглый эркер смотрит в прилегающий к дому сад. В эркере на площадке около камина когда-то стояло кресло, а ноги посетителей утопали в коврах.
16.
17.
18.
19.
20. Бильярдный зал, куда можно попасть из оранжереи или столовой. В помещении уцелел лепной потолок под дерево, а также мощная бронзовая люстра со специальной ручкой, позволявшей опускать ее над столом. Сам бильярдный стол утрачен, но остальное убранство комнаты сохранилось, в том числе встроенные угловые диванчики с подлинной обивкой, два шкафа для бильярдных принадлежностей, двери и резной камин.
21. Низ стен облицован панелями, верхняя часть обтянута тканью. Когда-то в бильярдной еще был роскошный занавес, который благодаря особой плотности не пропускал ни единого лучика света из соседней оранжереи.
22. Столовая комната с обилием резного дерева.
23.
24.
25. Гостиная впечатляет нарядной отделкой в уютных, теплых коричневатых тонах. Когда-то подобных гостиных в особняке было несколько, они шли анфиладой вдоль главного фасада по Кожевенной линии. В оформлении гостиной обнаруживается влияние стиля рококо. Стены разбиты на отдельные панно с золочеными лепными рамками изогнутых очертаний. Такой же золоченый лепной орнамент можно заметить на дверях и в обрамлении зеркал.
26. В промежутках между панно помещены вертикальные вставки с лепным узором и ажурной сеткой. Падуга комнаты украшена растительными орнаментами, раковинами и фигурками дракончиков. Великолепный потолок гостиной также обильно украшен лепниной, в том числе узорами в виде сетки, которые перекликаются с золоченой сеточкой настенной лепнины и вентиляционных решеток в падуге потолка. В помещении сохранилась подлинная люстра. Особенно примечательно, что стены гостиной затянуты подлинным шелком (штофом) более чем столетней давности. Зеркала, поставленные друг напротив друга, создают иллюзия бесконечности перспективы. Зеркала также имеются в эркере, расположенном в центре главного фасада здания.
27.
28. Зимний сад.
29. Модный лучок на память.
ещё
http://fb.ru/article/245157/osobnyak-brusnitsyinyih-gde-nahoditsya-istoriya-i-foto https://vk.com/club85589128 Особняк Брусницыных
Многим любителям мистики известна
легенда о том, что в старинном питерском особняке Брусницыных до сих пор
хранится магическое зеркало Дракулы. Считалось, что над каждым, кто
посмотрит в него, нависает проклятье. В конце 18 в. на розе Косой и
Кожевенной линий (Васильевский остров) построено здание из камня, фасад
которого выходил в сторону воды. Потом на эту территорию были переведены
заводы по обработке шкур. Руководила ими вдова иностранного купца
госпожа Фишер.
Через полстолетия у особняка и заводов
появился новый владелец - купец Николай Брусницын. Он пригласил
архитектора для коренной реконструкции здания. Выбор пал на А.С.
Андреева. Его проект и лег в основу перестройки, в ходе которой особняк
был расширен, а на верхних этажах появились новые помещения.
В конце 19 в. особняк перешел по
наследству сыновьям Н.Брусницына. Снова дом пережил масштабную
реконструкцию, в ходе которой потолки в залах стали выше, появился
зимний сад, а все интерьеры были обновлены в соответствии с актуальными
приемами декорирования.
Дом является ярким примером
архитектуры в стиле эклектика. Он словно коллаж, составленный из
архитектурных элементов разных стилей с приставкой нео - русского,
мавританского, готического, индусского, ренессанса. На плане дом
представляет собой букву Ш - три одинаковых по длине крыла
предназначались трем сыновьям купца. В то время владельцы петербургских
кожевенных заводов средств на свой особняк не жалели. Выглядел он
респектабельно, модно и богато.
Правда, удивляет тот факт, что они
выбрали для проживания место возле своих предприятий, которые круглые
сутки источали неприятный запах. Хотя многие хозяева заводов и фабрик
старались жить неподалеку от них, чтобы не тратить время на дорогу. Но
жить вблизи кожевенных предприятий действительно малоприятно.
http://opeterburge.ru/osobnyaki-sankt-peterburga/osobnyak-brusnitsynykh.html Особняк братьев Брусницыных.
Планировка парадных помещений - анфиладная, помещений в западной части - коридорная. Белый зал декорирован в стиле Людовика XV. В столовой, оформленной в стиле позднего Ренессанса, кессонный потолок, дверные и оконные проемы выполнены из темного дерева, окна, выходящие в зимний сад, украшены гравированными стеклами.
Некоторое время назад заводские корпуса хотели перестроить в элитную гостиницу с видом на море, а особняк Брусницыных обустроить под ресторан. Однако на такую реставрацию требуется колоссальная сумма, да и глухой промышленный район не способствует инвестиционной привлекательности. В настоящее время судьба особняка неизвестна.
в плане особняк напоминает букву «Ш». Центральная линия, идущая вдоль Кожевенной линии, предназначалась для парадных помещений, а три перпендикулярных корпуса служили для жилых комнат трех братьев Брусницыных и их семей. Основные парадные помещения сосредоточены в восточной половине здания, здесь использована анфиладная планировка.
Часть этой анфилады мы сегодня и увидим, благо в этой, парадной, половине особняка кое-то уцелело (в жилых же помещениях в советское время были устроены цеха, так что в той части дома вся роскошь бесследно исчезла).
Основная часть интерьеров особняка Брусницыных находится в заброшенном состоянии: тут и там попадается потрескавшаяся краска, ободранная лепнина, обшарпанные стены. Зрелище печальное. Понятно, что основные предметы убранства (скульптура, комоды и этажерки, ковры, хрусталь и прочая обстановка богатого дома) утрачены. Радует, что сохранилось хоть что-то; в основном это люстры, камины, а также декор потолков и стен - причем всё это по большей части подлинное, и, поверьте, на это стоит посмотреть.
После революции 1917 г. в особняке разместили администрацию завода, который стал называться - Кожевенный завод им. А. Н. Радищева.
Ну а теперь совсем немного погуляем по особняку.
Гостиная впечатляет нарядной отделкой в уютных, теплых коричневатых тонах. Когда-то подобных гостиных в особняке было несколько, они шли анфиладой вдоль главного фасада по Кожевенной линии, однако другие гостиные не сохранились, так как были превращены в заводские помещения. К счастью, эта гостиная сохранилась: в советское время она служила кабинетом директора завода.
В оформлении гостиной обнаруживается влияние стиля рококо. Стены разбиты на отдельные панно с золочеными лепными рамками изогнутых очертаний. Такой же золоченый лепной орнамент можно заметить на дверях и в обрамлении зеркал. В промежутках между панно помещены вертикальные вставки с лепным узором и ажурной сеткой. Падуга комнаты украшена растительными орнаментами, раковинами и фигурками дракончиков.
Великолепный потолок гостиной также обильно украшен лепниной, в том числе узорами в виде сетки, которые перекликаются с золоченой сеточкой настенной лепнины и вентиляционных решеток в падуге потолка.
Зеркала, поставленные друг напротив друга, создают иллюзия бесконечности перспективы.
Стены гостиной затянуты подлинным шелком (штофом) более чем столетней давности. Это большая редкость для петербургских дворцов.
Танцевальный зал или Белый зал оформлен в стиле Людовика XV.
Ослепительно нарядное помещение обильно украшено белой лепкой с золочением (впрочем, от золочения сегодня осталось немного).
Зал расположен в парадной анфиладе, и его окна выходят на Кожевенную улицу.
Плавный переход от вертикальной плоскости стен к горизонтальной плоскости плафона образует двухъярусная лепная падуга. Она скругляет углы и придает интерьеру особую пластичность и живописность.
Прекрасно сохранился мраморный камин, подобные которому можно увидеть в лучших дворцах Петербурга
К Белому залу примыкает небольшая курительная с прекрасно сохранившимся роскошным декором. Это одно из самых ценных помещений дома.
По моде того времени кальянная комната оформлена в восточном (мавританском) стиле.
Стены и купол этой «мавританской шкатулки» украшены ярко раскрашенной гипсовой лепкой с позолотой.
По стенам курительной мелкой вязью идет повторяющаяся надпись «слава Аллаху».
Мраморная парадная лестница, идущая с первого этажа особняка.
Лестница хорошо освещена дневным светом. Сохранились очень ценные мраморные ступени и мраморные же резные перила ручной работы. Потолок и стены сплошь покрывает лепка с обильным растительным орнаментом, женскими головками и фигурами кариатид. Полукруглый эркер смотрит в прилегающий к дому сад.
Дверь в Красный кабинет или бильярдную.
Красный кабинет или бильярдная - помещение, куда можно попасть из оранжереи или столовой (из столовой сюда ведет уже упоминавшаяся потайная дверца).
В помещении уцелел лепной потолок под дерево/ Сам бильярдный стол утрачен, но остальное убранство комнаты сохранилось, в том числе встроенные угловые диванчики с подлинной обивкой, два шкафа для бильярдных принадлежностей, двери и резной камин. Низ стен облицован панелями, верхняя часть обтянута тканью.
Когда-то в бильярдной еще был роскошный занавес, который благодаря особой плотности не пропускал ни единого лучика света из оранжереи.
Оранжерея
https://yandex.ru/maps/2/saint-petersburg/?win=46&clid=22042&ll=30.253590%2C59.924166&z=16&l=stv%2Csta&panorama%5Bpoint%5D=30.251269%2C59.922416&panorama%5Bdirection%5D=22.400177%2C14.020233&panorama%5Bspan%5D=120.000000%2C58.437275 Плуталова улица, д.№ 23 - особняк С. М. Соловьева, 1904.
Ковшаров, Анатолий Иванович
В ночь на 28 мая 1919 года, по ордеру Чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией Александр Брусницын был арестован в своей квартире при заводе, в доме 27 по Кожевенной линии и заключен в тюрьму. В июне 1920 года корпорацией рабочих и служащих кожевенного завода было передано заявление в ЧК с ходатайством об освобождении. Позднее по ходатайству юридического отдела Московского Политического Красного Креста Александр Николаевич Брусницын был освобожден.
Особня́к купцов Брусницыных - памятник архитектуры в стиле эклектика. В современном виде создан в 1884 году для купцов братьев Брусницыных архитектором А. И. Ковшаровым в ходе капитальной перестройки здания неизвестного архитектора, впервые упоминаемого в 1844 году. Находится в Санкт-Петербурге, на Васильевском острове, адрес - Кожевенная линия, дом 27.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BD%D1%8F%D0%BA_%D0%91%D1%80%D1%83%D1%81%D0%BD%D0%B8%D1%86%D1%8B%D0%BD%D1%8B%D1%85