Приходи, сказка!

Mar 16, 2018 10:09

- Почти все тут собранные и я считаю самыми лучшими, надеюсь что и вы их все знаете...
Очень удобно когда самое хорошее и нужное под рукой )
... что то можно и добавить. Но только великое!  :)

от alexander_pavl

На самом деле их намного больше, но я решил всё-таки попробовать выделить из множества самые-самые-самые мои любимые
киносказки советского кино.






При этом мне приходится жёстко себя ограничивать по поводу двух Александров: Роу и Птушко. Если я не наступлю на горло собственной песне, то весь список будет выглядеть как избранная фильмография этих двух замечательных режиссёров. Ну, и Кошеверова в том же положении. Так что придётся из творчества этих киносказочников выбирать не более двух работ, лучше всего из разных исторических периодов - ведь их стиль менялся со временем весьма и весьма.

Должен сознаться, что Роу я люблю больше, хотя Птушко, несомненно, талантливей. Вот интересно, как они относились друг к другу? По старой русской традиции «двум вампирам в одном городке тесно» и потому выбирать надо всегда кого-то одного. Однако, если Роу и Птушко были умные, то они воспринимали друг друга не как конкурентов, а как соумышленников. Ладно, оставим эту тему, поскольку всё равно ничего на тот счёт не известно.

А десятка моя такая:




1. «Золушка» Кошеверовой и Шапиро, 1947 год. Тут, наверно, комментарии не требуются. Не знаю, сколько раз я смотрел этот фильм, но наверняка более двух десятков раз. И никогда не разочаровывался. Там всё хорошо, кроме отца Золушки - плохо играет и персонаж невыразительный. Но зато Гарин! Любимый актёр Мейерхольда, способный сыграть вообще всё, что угодно, к сожалению, был использован советским кино процентов на 20, не более. Зато в «Золушке» он оторвался по полной. Его эскапады великолепны - и несравненная Янина Жеймо (ей в советском кино повезло ещё меньше) отыгрывает ему безупречно. А какая там Раневская! И Консовский очень хорош, он играет не привычного для киносказок Принца Шарман, а живого человека с кучей комплексов. Да и сценарная основа замечательна, старый Шварц борозды не испортит. Говорят, он был недоволен фильмов и говорил с кислым видом «Ну, тому, кто пьесу не читал, фильм понравится...» Однако это его личное мнение, и я им пренебрегаю.





2. «Волшебная лампа Аладдина», 1966 год. Лучший фильм Бориса Рыцарева. Сценарий не чей-нибудь, а Витковича и Ягдфельда. Один из немногих советских фильмов, в котором со спокойной уверенностью использованы приёмы horror. Плюс откровенно эротичная царевна Будур в исполнении убийственно прекрасной школьницы Додо Чоговадзе. Она появляется в фильме, если помните, по пути в баню. Единственное, о чём я всегда, со школьных лет, жалел при просмотре этого фильма - это то, что царевна Будур до бани так и не дошла! Но там и без этого было на что посмотреть. Все, все прекрасны - и отчаянный Борис Быстров, и харизматичный Аркадий Файт, мастер советского триллера, и изящный до невозможности Отар Коберидзе, самый убедительный монарх советского кино, и простая, как правда, Екатерина Верулашвили, из совсем маленькой роли матери Аладдина сотворившая чудо. Короче говоря, это очень хорошее кино. Как говорил один из персонажей Раймона Кено, «не только поржать, но и искусство тоже».



3. «Три толстяка» Баталова и Шапиро, опять 1966 год. Тут меня берут сомнения - ничего специфически сказочного в фильме нет, даже Кукла Наследника Тутти не так фантастична, как в оригинальной сказке Олеши. В принципе, нам показывают Европу в момент революции 1830 года, а не какое-то сказочное недокоролевство. Ладно, всё же буду считать этот фильм киносказкой. «Трёх толстяков» принято ругать, но никто из ругателей не смог внятно сформулировать свои претензии. А на мой взгляд, там всё очень, очень хорошо. Разумеется, Тибул, которого играл Баталов, разрывавшийся между ролью и режиссурой, оказался вытеснен на периферию фильма, а главными героями оказались Суок, Гаспар Арнери и... генерал Караска в феерическом исполнении Павла Луспекаева. Само собой разумеется, самым главным в «Трёх толстяках» для меня была Лина Бракните, но и Валентин Никулин многого стоит. Да и Петя Артемьев, исполнивший роль безумного принца, открывающего для себя безграничную вселенную любви, незабываем.






4. «Король-Олень», П.Арсенов, 1969 год. Вообще-то я в детстве терпеть не мог «телеспектакли», когда театральность смешивалась с монтажом, с крупными планами... Да ещё картон декораций, да ещё неубедительный дизайн костюмов... Но в этом случае я делал исключение. Нарочитая «нереалистичность» рассказа, подчёркнутая «рассказываемость» истории меня не раздражала, а веселила. «Выйди из кадра» - говорил Волшебник, обращаясь к Чигалотти. Особенный восторг вызывала сцена охоты на картинки, изображающие оленей. Плюс замечательная музыка Тариведиева, плюс проникновенный вокал Аллы Пугачевой... Очень, очень мне нравилось, и то, что обычно в моих глазах было недостатком, в «Короле-Олене» оборачивалось достоинством. Не нравилось мне только одно - то, что фильм внезапно, посреди сюжета, обрывался. Позже мне стало известно, что актриса разругалась режиссёром (он, кажется, тогда был её мужем) и бросила фильм. Н-да... Недавно я достал сборник пьес и сценариев Коростылёва и наконец узнал, чем там дело кончилось.





5. «Старая, старая сказка». Снова Кошеверова, на этот раз 1968 год. Снова подчёркнутая театральность, «ТЮЗовские» декрации. Но тут всё нормально - я понимал и принимал правила игры. Ведь это куклы показывают представление, естественно, что в кадре «всё ненастоящее». И, хотя я очень люблю счастливые концы, мне нравилось, что сказка-то кончается «счастливо» - хотя видно, что счастливый конец приделан поперёк сюжета - а вот рамочная история никакого хэппи энда не имеет. В сказке Прицесса не любила-не любила Солдата, а в финале всё равно ушла с ним. Зато в реальности дочь трактирщика любила, любила своего кукольника (Неёлова это очень тонко отыграла, удивительно тонко для дебютантки) и всё равно бросила его. Это здорово на сюжетном уровне и прекрасно сделано эстетически. И - о, как прекрасен Этуш! Да и все там хороши, даже самые маленькие роли. «А кто стащил совочек? - Совочек у меня. - Я так Его Величество люблю!»






6. «Город Мастеров», В. Бычков, 1965 год. Фильм про оккупацию по пьесе, написанной аж в 1943 году. В сюжете, разумеется, реверансы Шарлю де Костеру, но очень умеренные. Сценарий переписал Николай Эрдман, остроумец с безупречным слухом, а белорусский режиссёр Бычков через пару лет поставил «Житие и вознесение Юрася Братчика (Христос приземлился в Гродно)», логическое продолжение «Города Мастеров» - уже не для детей - и огрёб по полной за неприятие советской имперскости. Мне в «Городе Мастеров» нравилось, что, несмотря на стилизацию, в Городе можно жить. Это не театральная выгородка, а именно изображение города. И если здесь убивают, то убитые умирают. То есть, террор и оккупация настоящие. В общем, фильм балансирует на грани между сказкой и легендой и склоняется всё же в сторону легенды. Когда я был ребёнком, я не любил, когда взрослые со мной сюсюкали. Предпочитал разговор всерьёз. Вот, в «Городе Мастеров» Бычков, как и Рыцарев в «Волшебной лампе Аладдина», говорил со мной всерьёз о серьёзных вещах.

Вы, вероятно, уже догадались, что моя десятка самых-самых любимых советских фильмов-сказок состоит из двенадцати фильмов. Как бы там ни было, вот ещё одна великолепная тройка. Фильмы, которые я люблю.






7. «Новый Гулливер», А.Птушко, 1935 год. Меня могут спросить, почему именно «Новый Гулливер», а не более совершенный «Золотой Ключик», в котором анимация вообще настолько безупречна, что только намётанный глаз отличит живых персонажей от кукольных? На это я скажу, что «Золотой ключик» всегда вызвал у меня интерес как эстетический объект, как некий ювелирный курьёз, который очень интересно рассматривать с некоторой дистанции - во время посещения кунсткамеры. А «Новый Гулливер» меня захватывает. Мальчик там играет плохо, особенно на фоне кукол, но история, показанная в фильме, настолько парадоксальна и обаятельна, что фильм просто не мог не стать моим фаворитом. Цинизм Птушко в «Новом Гулливере» оказался помножен на меланхолическую рефлексию Сигизмунда Кржижановского - и на выходе мы получили изящную абсурдную историю «революции в Лилипутии». Революцию делают, естественно, безликие мускулистые фигурки, а резко индивидуализированная элита в финале бежит в никуда, побросав бронетранспортёры и пулемёты. Кончается вся история звоном соборного колокола, использованного в качестве председательского колокольчика, и провозглашением «свободной Лилипутии». Сталину фильм так понравился, что он смотрел его аж два раза. И очень смеялся - значит, понял.

Когда-то я написал об этом фильме так: «...фильм, издевавшийся разом над революцией и контрреволюцией. Сейчас не очень понятно, как такое кино могло вообще появиться. Простой пересказ сюжета вызывает экстаз. Юный пионер получает в подарок томик Джонатана Свифта и засыпает под чтение этой непристойной книги. Ему снятся пираты, буря и страна Лилипутия, в которой пластилиновые пролетарии готовят вооружённое восстание, королевский кордебалет танцует незабываемое «Моя лилипуточка, приди ко мне, побудем минуточку наедине», а в штанах пионера прячутся сотрудники тайной полиции. В финале революция побеждает, король повисает на циферблате главных часов Лилипутии, время останавливается, и пионер просыпается на берегу моря, в окружении смеющихся девочек в спортивных трусиках. Формально весь этот бред относится к фэнтези галлюцинативно-онейрического типа, но пулемёты, танки и дизель-панковский дизайн подземных заводов отчётливо тянут к литерам SF. «Новый Гулливер» сильно опередил своё время даже в мировом кинематографе и до появления Тима Бёртона торчал, извиняюсь за выражение, особняком.»






8. «Кащей Бессмертный», А.Роу, 1943 год. Естественно, это прежде всего компедиум визуальных мотивов немецкого экспрессионизма. Впрочем, к цитатам из Фрица Ланга, Пауля Лени и Вегенера добавлена толика Александра Корды и Дугласа Фернбекса. Отличное кино для синефилов и не только! Как и жутковатая "Василиса Прекрасная", этот фильм относится в большей степени к dark fantasy, чем к fairy tale. Интересно, что хтонические полчища Кащея Бессмертного идут на Святую Русь не с Запада, как можно было ожидать в 1943 году, а с Востока, откуда-то с плоскогорий Тибета. Возможно, это плато Лэнг, о котором писал Лавкрафт? В любом случае, тень великого визионера реет над этим фильмом, хотя я почти уверен, что Александр Роу не читал «Сомнабулические поиски неведомого Кадата».






9. «Новые похождения Кота-в-Сапогах», снова А.Роу, но на этот раз 1958 год. Первые кадры фильма буквально ошарашивают исключительно точным подбором деталей именно 1958 года. Потом действие переносится в галлюциноз, спустившийся на девочку Любу под воздействием «лекарств», поднесённых дедушкой, но гиперстилизованный 1958 продолжает маячить где-то за пределом изображения, вваливаясь в сюжет переодетыми персонажами. Единственный аналог этого фильма который приходит мне на ум - раннее творчество Тима Бёртона. Сергей Михалков, как к нему ни относись, был исключительно талантливым человек и очень жаль, что он растратил свой дар на всякую ерунду. Можно ли забыть «Чудовища вида ужасного схватили ребёнка несчастного»? Нет, это незабываемо прекрасно. Что касается остального, то в детстве мне, конечно, хотелось, чтобы ночнушка Принцессы была бы чуть прозрачнее, но и так тоже здорово. И великолепен Милляр в роли Шута-Джокера и Пиковой Дамы, а то, как Роу, подмигивая зрителю, изящно, прямо в кадре, меняет Милляра на неотразимую Лидию Вертинскую, непринуждённо коспелеящюю Бетти Пейдж, фетиш-модель БДСМщиков того времени, эта монтажная фраза прямо отсылает зрителя к слегка затенённой сюжетом, но акцентированной дизайном проблематике доминирования-подчинения. Девочке Любе из сталинской высотки, объясняет Роу, очень хотелось подчиниться - и она обрела своего Хозяина - хотя бы в ониродраме.






10. «Снежная сказка», тандем Эльдара Шенгелая и Алексея Сахарова, 1959 год, а сценаристы опять-таки Ягдфельд и Виткович. Если бы я посмотрел этот фильм в детстве, он стал бы одним из самых ярких воспоминаний и, вероятно, повлиял бы на формирование моей личности. Увы, он не был в прокате. Я увидел его, будучи мужчиной в возрасте далеко за сорок. Тем не менее, я оценил «Снежную сказку» очень высоко. Там есть в одном эпизоде один провал в темпоритме, но в целом фильм выполнен на высшем уровне.






Мистицизм временных переходов и практика создания големов представлены со знанием дела, но «Снежная сказка» не просто компедиум оккультных мотивов, а модель взросления. Мальчик нафантазировал девочку, встретил её - и потерял. История несостоявшейся первой любви, оборванной в самом начале, оставшейся ожогом на всю жизнь, подана в «Снежной сказке» со сдержанным стоицизмом, как факт жизни, ещё без фирменной советской меланхолии, овевающей все советские фильмы для детей после 1968 года.




11. «Снежная королева», режиссёр Г.Казанский, 1966 год. Здесь даже комментарии не требуются. Геннадий Казанский, человек с поддельной биографией (как это часто было в советской культуре), принимавший участие в созданиии таких шедевров кэмпа, как «Старик Хоттабыч» и «Человек-амфибия», в «Снежной королеве» продемонстрировал стильность и интеллигентность. В сущности, этот фильм должен стоять рядом с «Тремя толстяками», ибо он ничуть не в меньшей степени манифестирует шестидесятническую идеологию в самой что ни на есть рафинированной форме. Кроме того, в мире этого фильма можно жить, это не дешёвая декорация, а вполне обжитая Вселенная. Разумеется, к этому фильму можно предъявить претензию - такая девочка вряд ли пошла за таким мальчиком на край света. Экспозиция, представлявшая детей до вторжения Снежной Королевы, получилась слишком короткая, недостаточно подробная. Но зато как хороша Маленькая Разбойница!




Была опасность сделать её слишком миленькой или увлечься розовой лесбийской подростковой романтикой, но Казанский и Эра Зиганшина блистательно вывернулись из сомнительной ситуации, показав, что Маленькая Разбойница вообще не воспринимает Герду, как человека. Для лихой анархичной Разбойницы Герда - ещё один обитатель личного зоопарка, не более того. Что касается блистательно Короля Евгения Леонова, то у Леонова это вообще одна из лучших ролей. Бесконечное обаяние и полное отсутствие совести - именно такой Король мог воспитать такую Принцессу, какую показывают в фильме. Ну, и Лена Проклова, как всегда, безупречно точна в своей роли. И ещё: когда я был маленький, на меня очень сильное впечатление произвели Сны-во-Дворце, анимационные вставки, которые вроде бы не играют сюжетную роль, но придают происходящему ощущение бездны, скрытой под паркетом королевского дворца. И призрак, являющийся в конце эпизода!






12. «Арабелла, дочь пирата», Пеэтер Симм, 1982 год. Это было время наивысшего расцвета Таллинфильма, когда на студии снимали кино только выше мирового уровня. Если «Новые похождения Кота-в-Сапогах» представляют собой предчувствие Тима Бёртона, то «Арабелла», несомненно, предвосхищает фильмы Жене и Каро: эстетизация уродства, моральная амбивалентность, принципиальная маргинальность рассказываемой истории. Этот фильм захватил меня тем, что вся его сказочность - в сюжете, а дизайн основан на пристальном вглядывании в пришедшие в упадок, заросшие сорняками окраины города. Мы видим знакомые по книгам Александра Грина задворки Зурбагана, Лисса и Гертона. Пираты и их преследователи вооружены кольтами, винтовками маузер и скорострельными полуавтоматическими пушками.






В «Арабелле» нет никакого разделения на Добро и Зло с большой буквы, все персонажи в большей и меньшей степени инфицированы злом, исключение составляет лишь Ааду, упавший с неба в буквальном смысле слова. Кроме того, очень важно, что Арабелла, прямая предшественница Матильды и Убивашки, не становится «хорошей», она лишь получает шанс выйти из замкнутого круга предательств, алчности и истребления.

кино, дети, смотреть, нужное, СССР

Previous post Next post
Up