- В продолжение темы про дружбу жанров в искусстве :) --
https://sergej-manit.livejournal.com/1102140.html Оригинал взят у
a_kuryatkov в
Душ Шарко. Игнатович - Дейнека.
А. Дейнека. После боя. 1937-1942 Холст,масло 170х233 Курская картинная галерея.
Телефонный звонок.
- Боря, это ты? Говорит Саша, Саша Дейнека! Слышишь? Я в большом затруднении. Закончил картину, но не знаю, как ее подписывать.
Выходит так, что рядом с моей фамилией надо ставить и твою. Ты спросишь - почему? Так вот, выслушай меня до конца --
В свое время ты подарил мне большое увеличение твоей фотографии «Душ». Эта вещь пришлась мне сильно по душе, и я решил написать нечто в этом роде. Сделал несколько вариантов, пытаясь изменить композицию. Но безуспешно - твой «железный», предельный по лаконичности кадр неизменно довлел надо мною и, в конце концов, я вынужден был стержень твоей композиции оставить без изменения. По-честному, готов рядом со своей подписью поставить твою, как соавтора...
Конечно, картина была выставлена с подписью одного Дейнеки. Какие изменения претерпела она по сравнению с фотографией? Композиция, в основном, изменилась мало. Ее основой осталась взятая со спины обнаженная фигура спортсмена. Но в фотографии он управляет сильнейшей струей душа Шарко. Вся его фигура свидетельствует о сильном напряжении, брызги летят во все стороны и на загорелой спине чрезвычайно фотогенично работают алмазные капли воды. В отдалении видны силуэты людей, с трудом противостоящие сильному напору струн. В картине Дейнеки душа Шарко нет. Его заменяют обыкновенные душевые кабины, где моются юноши, а центральная фигура на переднем плане спокойно наблюдает за происходящим. Ушла динамика, а с ней и смысловая нагрузка: картина стала только картинкой, несмотря на свои большие размеры. Но вернемся к телефонному разговору. Конечно, предложение быть соавтором картины было со стороны художника только шуткой, безобидным розыгрышем. Тем не менее, в глубине души я был польщен таким вниманием к моему искусству. Я подумал: как, по существу, мы, фотографы, мало знакомы с работами наших собратьев - живописцев и графиков. В то время как художники пристально присматриваются к движению современной фотографии, особенно цветной. И черпают оттуда полной мерой, что мы и наблюдаем от выставки к выставке. Мы же продолжаем гоняться за примитивной натуралистической цветной гаммой слайдов, совершенно упуская из виду прекрасные колористические традиции нашей живописи.
В своей картине «Душ», такой «фотографической» по своему решению, А. А. Дейнека, на мой взгляд, потерпел неудачу. Зато он с лихвой вознаградил себя в других великолепных физкультурных мотивах, в ряде которых можно также наблюдать влияние современного фоторепортажа.
По материалам журнала "Советское фото" 1979 г.
Борис Игнатович "Душ Шарко" 1935 г.