Выставка к 100-летию революции в Государственном Эрмитаже.
-- Задействовано много залов и оформлено очень театрально и эффектно!
Жалею что город не поучаствовал так же активно )
Главная выставка года, приуроченная к 100-летию Революции, открылась в Эрмитаже. Таким музей еще не видели:
внешние стены Зимнего дворца прожекторы окрасили в красный - именно такого цвета было здание на момент событий
1917 года, красным оно стало и изнутри. "Отречемся от старого мира!", "Да здравствует Учредительное собрание!"
- ряды кумачовых полотнищ с лозунгами, встречающие гостей на входе, одновременно и впечатляют, и устрашают.
Фотографии в альбоме «
100-летие революции. Эрмитаж.», автор
sergej-manit на Яндекс.Фотках
Проект под названием "Зимний дворец и Эрмитаж. 1917. История создавалась здесь" для именитого музея, как это ни
удивительно, стал первым опытом такого рода выставок. Пять залов, более 350 экспонатов из десятка разных
музейных собраний, репродукции, видеопроекции, аудио - с такими масштабами здесь еще не работали.
По словам директора Эрмитажа Михаила Пиотровского, из-за больших размеров некоторые стенды пришлось даже заносить
в здание через окна. Однако как бы ни были уникальны выставленные предметы, основу экспозиции составляют не столько они,
сколько само место действия.
- Это не совсем выставка, это говорящий дворец. Мы помогаем стенам, которые помнят русскую историю, рассказывать то,
что происходило в 1917 году. Дворец и Эрмитаж были в центре всего, они стояли, следили, и в них решалась судьба,
которая постигла Россию, - подчеркивает глава музея.
Рассказ о Революции Эрмитаж начинает не "в лоб" - первые залы посвящены широкому контексту грядущих перемен.
Вот жизнь Романовых в кругу семьи: практически неизвестные рисунки Николая II, платья его супруги и дочерей,
игрушечная железная дорога цесаревича Алексея. Общим увлечением царской четы была фотография.
Они часто снимали друг друга, а вот посторонних на кадрах почти не увидеть. Обойти личность Григория Распутина
в музее тоже не смогли: отношениям со "старцем" посвящена отдельная витрина.
Один из артефактов - его телеграмма в ставку государю.
Следующий штрих - Первая мировая война и благотворительная деятельность Романовых в это время. Зимний дворец был
переоборудован в хирургический лазарет, а императрица и дочери, получив специальное медицинское образование,
работали в госпиталях Царского Села. И интересна здесь не только форма сестры милосердия, принадлежавшая
Александре Федоровне. Если приглядеться, то на простых самоварах и чайниках, кастрюлях и лампах, даже на медицинском
оборудовании можно заметить клеймо фирмы Фаберже, которая в этот период перешла от ювелирных украшений
к выпуску военной продукции.
О Февральской революции, как точке невозврата, напоминает на выставке единственный уцелевший гипсовый орел -
именно тогда символы империи начали уничтожать и с крыши Нового Эрмитажа были сброшены все двуглавые птицы.
Представлены и оба судьбоносных документа: отречение от престола Николая II в пользу брата Михаила Александровича,
и акт последнего о непринятии престола.
Керенский в Зимнем, расстрел царской семьи, арест Временного правительства… А над всеми этими событиями - огромный
Ленин. "Власть большевикам!", кричит он с гигантского баннера, а под ним сгорбился проткнутый штыками портрет Александра II.
Портрет Николая II тогда не проткнули, ему досталась другая судьба: на обратной стороне изобразили вождя.
французов не забыли --