Оригинал взят у
beliaeva_t в
Деревянные мостовые в XIX веке Полагают, что деревянную брусчатку для мощения улиц впервые начали использовать в России, в XIV веке.
Однако, в XIX веке технология устройство дорог с покрытием из деревянных брусков была творчески переработана
и получила широкое распространение по всему миру.
В России:
В 30-е годы XIX века петербургские улицы стали мостить торцами - брусками поперечно разрезанных сосновых бревен.
Идею мощения разработал действительный статский советник, инженер путей сообщения Василий Петрович Гурьев.
Сначала, для эксперимента, деревянными брусками замостили два участка, на Большой Морской и на Миллионной улицах.
Обнаружилось, что при движении по новой мостовой уменьшаются тряска, мучившая тех, кто ехал, и шум, раздражавший жителей улицы.
Сам изобретатель с удовольствием констатировал:
«Жители успокоились от стуку, лошади ощутили новые силы и, не разбивая ног, возят теперь рысью большие телеги.
Экипажи сохраняются, а здоровье людей, особливо нежного пола, получило новый быт от приятной езды».
Эксперимент Гурьева признали удачным, и вскоре торцами был замощен весь Невский проспект.
За ним последовали невские набережные и некоторые улицы, прилегавшие к Невскому.
К 1917 г. значительная часть проездов Петербурга оделась в торцы.
Фотография 1897 года (К.К.Булла). Невский проспект замощенный торцами по линии движения экипажей.
Один из параграфов "Урочного положения" посвящен работам по устройству таких мостовых.
Здесь коротко расписаны порядок работ, размеры блоков, способы укладки.
В книге «Городское хозяйство и строительство Ленинграда за 50 лет» (Л.: Лениздат, 1967)
(dvzhuk)приводятся схемы укладки.
По деревянному настилу:
По бетонному основанию:
...Деревянные мостовые устраиваются из мягких и твердых пород дерева.
Мягкое дерево наиболее вязкое, труднее колется и ровнее истирается; твердое дерево наоборот легче колется, дает меньший износ и большую непроницаемость для жидкостей.
В СССР обычно употребляется дерево мягкой породы - сосна, в форме шестигранных шашек (Ленинградская торцовая мостовая), при диаметре описанного круга торца 25 см, высотою 13-18 см, и в форме брусков размером шириной 8 см, длиной 16-25 см и высотой 10-15 см.
Основанием деревянных мостовых служит деревянный пол на лагах или бетон...
...Деревянные мостовые устраиваются с толстыми швами (до 8 мм), средними швами и без швов. В первом случае при укладке закладываются в поперечные швы рейки, затем заполняемые цементным раствором 1 : 2 или 1 : 3 или смесью вара с антраценовым маслом. Готовая мостовая посыпается слоем песка. При малых швах шашки укладываются вплотную, заливаются смесью вара с антраценовым маслом и посыпаются песком; при шестигранной форме торцы соединяют деревянными штырями, расположенными на половине высоты. Для возможности расширения мостовой при разбухании дерева у бордюрных торцов устраивают предохранительные швы, заполненные глиной, смолой или асфальтом; последние два типа заполнения дают лучшие результаты; такие же швы устраиваются и поперек дороги на расстоянии друг от друга 20-25 м. Срок службы торцовой мостовой 2-4 года. В целях предохранения от гниения деревянное основание покрывается горячей смолой, а торцы до укладки пропитывают антисептическими жидкостями, напр. креозотовым маслом. Рекомендуется торцовые мостовые содержать в возможной чистоте - чаще мести и мыть...
Одна из наиболее четких фотографий 1900-х годов, где хорошо видно мощение из шестигранных торцов.
Моя фирменная GIF-ка демонстрирует неровности булыжной мостовой и удобство передвижения по покрытию из деревянных брусков.
"Русский метод" устройства дорожного покрытия из дерева" вызвал большой интерес у европейцев и американцев.
В разных странах стали появляться различные запатентованные вариации деревянных мостовых.
Смотрим процесс укладки на рисунках G.Julien и G. Giaud из французкого "Journal illustré" за октябрь 1883 года.
Демонтаж старого покрытия, выравнивание поверхности, подготовка основания.
После выравнивания грунта делается черновое покрытие из раствора цемента и извести.
Когда черновое покрытие набирает достаточную прочность, по нему через направляющие рейки сантиметровой ширины наклеиваются пропитанные смолой деревянные бруски.
Рейки вынимают. Швы между блоками проливают кипящим битумом.
После застывания битума поверхность выравнивают жидкой смолой с помощью щеток.
До начала XX века деревянные мостовые успешно конкурировали с другими дорожными покрытиями (каменной брусчаткой и асфальтом).
Но ряд серьезных недостатков постепенно заставил полностью отказаться от деревянных брусков, а именно:
- Покрытие после дождя становилось скользким. С этим неудобством мирились, потому что булыжные мостовые в непогоду тоже скользили.
- ЗАПАХ!!! Во-первых, запах битума во время устройства таких мостовых. Во-вторых, деревянные мостовые чудесным образом впитывали в себя всякую грязь, особенно конский навоз.
- Такое покрытие относилось к пожароопасным (правда, отмечалось, что на практике оно выдерживало сильные пожары).
- Деревянные бруски иногда разбирались несознательными гражданами, как дрова для топки печей.
- Самое главное и неприятное: Деревянные бруски всплывали при наводнениях. Именно наводнения поставили на этом покрытии точку.
Наводнение в Петрограде, 1903 год
(leon_spb67) Наводнение в Петрограде 1924 года
(babs71)
Наводнение в Париже, 1910 год: