Алексино - руины усадебной культуры

Oct 23, 2017 13:21

- Дворец, в строительстве которого приниал участие Казаков,  усадьба в которой бывал Грибоедов, музей, директором которого был Пришвин ...

Оригинал взят у galik_123 в Алексино - руины усадебной культуры


Несмотря на то, что уже вечерело, из Хмелиты мы двинулись к соседям Грибоедовых - Барышниковым, в усадьбу Алексино под Дорогобужем. Грибоедовы и Барышниковы были в приятельских отношениях и часто посещали друг друга.

1. Александр Сергеевич Грибоедов бывал и в особняке И.И. Барышникова (1749-1834) в Москве на Мясницкой, построенном архитектором Матвеем Фёдоровичем Казаковым с 1793 по 1802 годы. Грибоедов был дружен с зятем Барышникова - Степаном Никитичем Бегичевым, который был следующим владельцем московского особняка. Они подружились еще в Иркутске на службе в гусарском полку.



2. Автор "Горе от ума" был гостем дома на Мясницкой зимой 1823‑1824 годов и даже работал над своим знаменитым произведением в комнатах, расположенных в левой части особняка. Смерть Грибоедова стала большим ударом для Бегичева, ведь именно он уговорил друга отправиться в Тегеран в должности посланника Российской империи.



3. Но вот интересно, как общались Грибоедовы и Барышниковы в Смоленской губернии - расстояние между усадьбами 145 км? Мы на машине и с навигатором доехали часа за два. Когда мы наконец добрались, солнце уже село. Из такой глухомани да ещё в темноте, да по плохой дороге выбираться будет сложно. Поэтому мы действовали оперативно, решили снимать только главный дом, но сейчас я думаю, что это к лучшему...



В те времена, в XVIII-XIX веках, многие образованные дворяне собирали в своих усадьбах богатейшие коллекций произведений искусства, уникальные библиотеки, приглашали выдающихся архитекторов, скульпторов и художников для строительства домов и церквей. А сейчас только руины, разбросанные по деревням и селам, да несколько сохранившихся усадеб, которые можно пересчитать по пальцам одной руки, напоминают об усадебной культуре на Смоленщине.
Алексино - один из немногих сохранившихся, хоть и в аварийном состоянии, архитектурных памятников классического стиля. До наших дней уцелел практически весь усадебный ансамбль: главный дом, флигеля, конюшня, два храма, школа, множественные служебные и хозяйственные постройки, а также скотный двор, построенный в виде средневековой крепости.



До 1774 года усадьба Алексино Дорогобужского уезда Смоленской губернии принадлежала знатному землевладельцу Салтыкову. Новым её владельцем стал Иван Барышников, внезапно разбогатевший вяземский купец, пользовавшийся покровительством графа Ивана Орлова, старшего из пятерых знаменитых братьев Орловых.
Необходимые связи и стартовый капитал Иван Барышникова приобрёл при Елизавете Петровне в Семилетнюю войну с Пруссией в 1756-1763 годах. В то время он занимался поставками провианта в армию под началом генерал-фельдмаршала Степана Апраксина. В 1757 году Апраксина обвинили в измене и арестовали. Генерал-фельдмаршал внезапно умер, находясь под следствием.
Вскоре после окончания Семилетней войны Иван Барышников стал одним из богатейших петербургских купцов и оказался вхож в самые высокие кабинеты. В 1774 году на имя своего покровителя графа Ивана Григорьевича Орлова Барышников приобрёл смоленское имение Алексино. Купцы, как сословие "неблагородное", не могли иметь поместья и крестьян. В 1782 году он был пожалован Екатериной II в потомственное дворянство, и с этих пор Алексино стало его родовым имением. Обустройство усадьбы началось сразу после покупки. При этом Барышниковы пригласили для создания усадебного ансамбля лучших архитекторов того времени Матвея Казакова и Доминико Жилярди.



Сын Барышникова - Иван Иванович, получил после смерти отца огромное наседство: каменный дом в Петербурге, крепостных и имения в Смоленской, Пензенской, Саратовской и Нижегородской губерниях. Иван Иванович был хорошо образован, интересовался немецкой культурой, даже вступил в масонское общество. В 1784 году он вышел в отставку, продал дом в Петербурге, ликвидировал все дела и покинул столицу.
Оставшуюся часть жизни Барышников провёл в двух своих дорогобужских владениях: Алексине и Николо-Погорелом. В последнем Иван Иванович даже хотел создать город: был построен большой усадебный дом и мавзолей-усыпальница Барышниковых по проекту Матвея Казакова. По мнению искусствоведов, мавзолей Барышниковых в Николо-Погорелом, уничтоженный, к сожалению, в 1941 году, был лучшим произведением русского классицизма. Великолепный усадебный дом был разрушен во время последней войны.



В 1790 году в Алексине были возведены здание бумажной фабрики и целый комплекс амбаров, складов и контор. Самой эффектной постройкой стал конный двор или так называемая "андреевская крепость". В 1792 году было завершено и строительство церкви Михаила Архангела (тоже по проекту М.Ф. Казакова). Строительство велось при непосредственном наблюдении крепостного архитектора В. Жданова, ученика Матвея Казакова.



Сооружение главного дома началось с 1818 года архитектором Доменико Жилярди. По его же проекту был разбит новый парк с каскадом прудов, возведены флигеля и музыкальный павильон. На этом обустройство усадьбы в основном закончилось.
В то время в имении работала школа крепостных художников, был создан оркестр из крепостных музыкантов. Здесь находилась писчебумажная фабрика, конный завод, большой плодовый сад. Являясь сам просвещенным человеком, И.И. Барышников выделял огромные суммы на развитие образования. В 1786 году в Смоленске было торжественно открыто Главное народное училище. Присутствующие на открытии именитые гости провели добровольную подписку по сбору средств в пользу училища. Избранный в 1820 году почетным смотрителем Дорогобужского уездного училища Иван Иванович подарил училищу каменный двухэтажный дом и пожертвовал дополнительно на его развитие значительные суммы.
Много средств потратил Иван Иванович и на строительство храмов в своих имениях.



В 40 лет Иван Иванович Барышников женился на шестнадцатилетней московской барышне Елизавете Ивановне Яковлевой. У них родилось 13 детей, из которых в живых осталось два сына и пять дочерей. Старший сын умер в 1829 году, дочери повыходили замуж, и единственным наследником Алексина стал А.И. Барышников (1802-1864). Избрав карьеру военного, он дослужился до адъютанта главнокомандующего 2 армии генерал-фельдмаршала графа П.Х.Витгенштейна. В 1834 году Андрей Иванович вышел в отставку в чине полковника. Много путешествуя за границей, он продолжал пополнять коллекцию художественных произведений, собранную отцом в Николо-Погорелом и Алексине.



В.А. Тропинин. Портрет А.И.Барышникова, 1829

4. Его сын Сергей тоже увлекался искусством и в 1860-х годах открыл свое ателье - художественную мастерскую в Мюнхене. Две дочери Сергея Андреевича, Мария и Христина, продолжили собирательскую, хранительскую и просветительскую деятельность отца. Последние наследницы имения Мария и Христина вели собирательскую, хранительскую и просветительскую деятельность. Христина организовала художественную вышивальную мастерскую в Алексине; изделия мастерской хорошо продавались даже за границей. На деньги, пожертвованные сестрами Барышниковыми, была построена школа для крестьянских детей, больница.Христина организовала художественную вышивальную мастерскую в Алексине; изделия мастерской хорошо продавались даже за границей. Вышивки мастерской Барышниковой были представлены на Всероссийской кустарной выставке в 1912-1913 годах.



5. После революции жизнь в селе и усадьбе сильно изменилась. Сёстры Барышниковы пытались сохранить уникальные коллекции и архивные материалы. В 1919 году в целях сохранения в Москву были вывезены полотна Ротари, Левицкого, Тропинина, Брюллова. В 1920-е годы сестры Барышниковы передали в Москву еще более 20 картин русских и западноевропейских художников.



6. В 1927 году ценнейший архив семьи Барышниковых поступил в Смоленский областной архив, после чего следы последних представителей этого рода теряются.



7. В 1920 году здесь был открыт музей усадебного быта, одно время директором его был известный писатель М.М. Пришвин. В начале лета двадцатого года он с семьёй приехал сюда из Москвы, спасаясь от голода. Писатель поступил работать учителем в школу, помещавшуюся в зданиях усадьбы. В то же время в усадьбе размещался конный завод № 16 им. Буденного.



8. "Теперь в парке пасут коров, и мальчики жгут костры, - писал Михаил Пришвин в своем дневнике 28 февраля 1921 года. - Озеро начинает вытекать понемногу: видно, спуск испортился, и некому починить. В особняке живёт детская колония и устраивается школа второй ступени".



9. Говорят, внутри дома - десятки комнат, красивейшие изразцовые печи, а в парадной уцелела настенная и потолочная роспись в стиле гризайль.



10. Необыкновенно хорош чугунный балкон на фигурных колоннах, с ажурной балюстрадой и вазами.



11.



12.



13. Настоящие чугунные кружева - сложные переплетения, богатый орнамент!



14.



15. Изящны фигурные столбы с позолоченными капителям и вазами.



16.



17.



18. Вазы с лепестковым основанием.



19. Флигель с массивным декором окна похож на флигель московского особняка.



20.



21.



22.



23. Посмотрим фасад дома, выходящий на озеро.



24. Над средней двухэтажной частью высится мезонин с уютными балконными лоджиями. Дрова остались с тех пор, когда на первом этаже располагался детский сад.



25. Фасад дома на уровне второго этажа украшает шестиколонный портик на колоннах тосканского ордера.



26. Мезонин с глубокой арочной нишей и лоджией.



27.



28.



29. Балкон с чугунной балюстрадой.



30. Великолепное, строгих пропорций здание прекрасно вписалось в окружающий пейзаж.



31. Дом по богатству декора не уступает московскому особняку. Вот только тот отреставрирован, а этот в запустении.



32.



33.



34. В настоящее время от некогда роскошной усадьбы богатого помещика Ивана Ивановича Барышникова сохранились: дворец, служебные корпуса (один разрушен), два жилых флигеля, комплекс церквей Михаила Архангела и Андрея Стратилата, конюшни (полуразрушены), музыкальный павильон, избы, Андреевская крепость, склады и амбар, несколько парков и пруды. Некоторые из построек используются и сейчас. Например, в одном из сооружений (1810-1820) находится почтовое отделение.



35. А раньше в этом домике был миниатюрный музыкальный павильон. И звуки музыки разносились по всей округе...



36.



37. Красота парка, прудов и архитектуры несколько  смягчают общее впечатление от запустения и разрухи.



38. Жаль. что этот великолепный пример крупного архитектурно-паркового ансамбля зрелого классицизма находится в таком плачевном состоянии.



39. Реставрационные работы на территории усадьбы не ведутся, оставшиеся постройки продолжают разрушаться.



40. Стало невыносимо грустно, и мы покинули Алексино...



41. Для справки - основные здания усадьбы и постройки парадного двора расположены между двух огромных прудов, что видно на плане.





1. Дворец. 2. Музыкальный павильон. 3. Конный двор. 4. Служебный корпус. 5. Флигель. 6. Церковь Михаила Архангела. 7. Церковь Андрея Стратилата. 8. Изба. 9. Андреевская крепость. 10. Склады. 11. Амбары

Источники информации
Усадьба Алексино - план усадьбы
Алексино от расцвета до заката

грустное, провинция, усадьба

Previous post Next post
Up