Оригинал взят у
nikolai_endegor в
Роден. Парижские адреса - IV Эдвард Стейхен. Роден - Мыслитель, 1902
6. Человеческая комедия
В 1891 году Роден получил заказ от Общества литераторов на памятник Бальзаку, который собирались открыть к 100-летию со для рождения писателя. Работа должна была быть закончена за 18 месяцев, но превратилась в эпопею длительностью долгих семь лет. Скульптор создал множество вариантов фигуры, бесчисленное число этюдов головы Бальзака, но постоянно был недоволен результатами.
Этюды головы Бальзака
1.
2.
Варианты фигуры Бальзака
1.
2.
После пяти лет ожидания результата, в прессе начались толки о творческой несостоятельности скульптора, друзья встали на его защиту, а Общество литераторов перессорилось. Наконец Роден решил выставить гипсовый вариант статуи в Салоне 1898 года.
Бальзак, 1898
Результатом стала настоящая буря страстей. Страна раскололась: одни с пеной у рта ругали и скульптора, и его работу, другие защищали ее, в мастерскую хлынул поток посетителей, на улицах продавали карикатуры и гипсовые фигурки тюленей, балансирующих на хвосте, с подписью "Бальзак Родена", мастеру шли письма поддержки и предложения перекупить статую у Общества литераторов, которое собиралось от нее отказаться. Даже политические партии начали определяться в отношении роденовского Бальзака... В этой сложной ситуации Роден решил вернуть литераторам аванс и оставить статую у себя. Он установил ее в саду в Мёдоне, и она продолжала жить, оставаясь источников самых хулительных и самых восторженных отзывов.
Эдвард Стейхен. Бальзак в лунном свете, 1908. "Эта фотография объяснит миру моего Бальзака" - сказал Роден.
"Это Бальзак одиночества, страдания и "Человеческой комедии" одновременно. У него наполненные кровью артерии, гордо вскинутая голова, глаза, ищущие света, и уже погружающиеся во тьму. Он освобождается от своего литературного плена, от своих сентиментальных и семейных разочарований, чтобы окончательно погрузиться в свою мечту", - писал критик Леон Доде. Лишь через 22 года после смерти Родена, в 1939 году, памятник наконец был отлит в бронзе и установлен в Париже на перекрестке бульваров Распай и Монпарнас.
В 1900 году в Париже открылась Всемирная выставка. Роден добился разрешения построить свой собственный павильон на площади Альма (угол авеню Монтень), где выставил 150 работ. Эта экспозиция стала крупнейшей ретроспективой его творчества.
Павильон Родена на Всемирной выставке 1900 года. По окончании выставки павильон был перенесен в Мёдон.
Выставка оказалась для скульптора успешной и даже дала неплохой доход. Скандал со статуей Бальзака принес ему не только потрясения, но и широкую известность. Несколько музеев купили работы прямо с экспозиции, другие сделали Родену заказы на авторские повторения, скульптуры мастера приобретали коллекционеры. Роден становился художником международного масштаба.
Благословение, 1894-95 (версия для музея в Лиссабоне)
Христос и Мария Магдалина, 1894 (мраморная версия для музея Тиссена в Мадриде)
Поэт и муза, 1900. Была приобретена русским коллекционером С.П.Елисеевым, сейчас находится в Эрмитаже.
Фото с сайта Эрмитажа
Теперь Роден был богат, знаменит, осыпан похвалами и лестью, вокруг него появился своего рода "двор", начали виться многочисленные светские дамы. По Парижу пошли слухи о его новых любовных увлечениях, а для Розы Бёре опять настали трудные времена.
Бюсты
Недостатки тяжелого характера Родена, всегда бывшего замкнутым и упрямым, но подверженным женскому влиянию, с возрастом только усугублялись. В 1904 году рядом с ним появилась вульгарная и недалекая американка, ставшая по мужу герцогиней де Шуазель. Она сумела буквально подчинить себе стареющего Родена, выжить из его круга самых искренних друзей, заменив их людьми, которые стремились извлечь выгоду из славы и состояния скульптора. Многие пытались открыть Родену глаза на реальное положение вещей, но он не желал никого слушать - советы его раздражали, а все замечания оказывались бесполезными. Хотя надо отдать ему должное, в своих творениях мастер от правды не отступал.
Герцогиня де Шуазель, 1908
Фото с сайта музея Родена
Когда из мастерской стали пропадать работы и предметы коллекции, а герцогиня Шуазель заговорила о передаче ей прав на копирование скульптур, Роден наконец прозрел: "Я потерял семь лет жизни. Эта женщина была моим злым гением… А у меня была жена, бедный маленький полевой цветок, который я чуть не растоптал". Роден вновь вернулся к Розе, а она в очередной раз его простила.
Руки возлюбленных, 1904
Роден всегда придавал большое значение изображению рук. Он часто делал на них акцент, иногда сознательно утрировал жесты и размеры для большей выразительности (как, например, в Блудном сыне). В "послебальзаковский" период творчества скульптора тема рук получила особенно сильное звучание
Рука бога, 1898
Рука дьявола, 1903
Последний взгляд, 1903 (на смерть поэта Мориса Роллины)
Собор, 1908. Роден работал над книгой о средневековой архитектуре, которую он обожал. Пространство между ладонями и свод из пальцев ассоциировались у него с объемом готического храма.
В эти же годы мастер создал череду портретных бюстов, многие из которых поражают не только искусством исполнения, но и глубоким психологизмом
Анри Бек, драматург. После 1902
Ханако, японская танцовщица. 1911
Леди Сэквил, 1913-14
Жорж Клемансо, политический деятель, 1911-13
Фото с сайта музея Родена
Заказчики, особенно мужчины, неоднократно бывали разочарованы своими портретами: Роден показывал их не такими, какими они хотели бы себя видеть. "Лгать и льстить я не могу. Мои бюсты часто не нравились, потому что они чересчур искренни: в этом их главное достоинство. Пусть правда заменит им красоту." - говорил Роден.
В 1913 году Роден узнал, что разум Камиллы Клодель окончательно помутился и она помещена в приют для душевнобольных.
Прощание, 1914. Одна из вариаций портретного бюста Камиллы (другие названия - Выздоровление, Меланхолия).