Переплетное дело - фильм обязательный к просмотру

Sep 09, 2017 12:41

Оригинал взят у aldusku в Переплетное дело - фильм обязательный к просмотру



Винегрет из разных моих безделушек из любимых флорентийских магазинов Signum и Il Papiro.

Рецензия + ссылка на фильм в конце заметки

На канале «Культура» в рамках серии документальных фильмов «Пряничный домик», посвященных русским ремеслам, вышел замечательный фильм «Переплетное дело».

Эта передача обязательна к просмотру всем, кто-то любит книгу. К сожалению, фильмов и передач, посвященных библиофильству, - нет. Тем дороже, рассматриваемый проект.

За неполные полчаса историю русского переплетного дела рассказывают с трех сторон. Ремесленной - мастер класс от переплетчиков: Виктора Стручкова, Михаила Владимировича и Владимира Ивановича Ткача, тиснильщика Виктора Баранова, начальника производства Щекочихина Алексея; реставраторов: Прохореня Натальи и Нестеровой Марии.

От лица библиотекарей в передаче выступает Золотова Мария Борисовна, кандидат исторических наук, сотрудник музея книги РГБ и автор диссертации, посвященной Московскому индивидуальному книжному переплету конца XIX - начала XX века



Золотова Мария Борисовна. Кадр из фильма.

И, наконец, от библиофилов - корифей, автор фундаментального труда «Аромат книжного переплета», председатель Совета НП «Национальный союз библиофилов» - Михаил Вадимович Сеславинский. Именно благодаря его энтузиазму и усилиям был снят этот фильм (и за последнее десятилетие русское библиофильство, если не переживает свой рассвет, то хотя бы держится на плаву). Ну и конечно, самые интересные истории и экспонаты из его книжного собрания.



Сеславинский Михаил Вадимович. Кадр из фильма.

Мы увидим книги из личных библиотек: последней императрицы Александры Федоровны, Федора Ивановича Шаляпина, Тарасенкова Анатолия Кузьмича (1909-1956), автора фундаментального труда «Русские поэты ХХ века» (М., 1966).



Шагинян, М.С. Orientalia: Февраль-октябрь 1912 года. М.: Альциона, 1913. - 58, [3] с.; 230x165 мм. - 500 экз. Из собрания М.В. Сеславинского. В цельнотканевом переплёте из белого ситца с красно-чёрной полоской (фрагмент блузки Тамары Ивановны Сеславинской). Цветовая гамма переплёта соответствует цветовой гамме издательской обложки. На корешке наклейка из красной кожи, где тиснением золотом: фамилия автора, название книги. Форзацы из тонированной бумаги. Красное тонкое шёлковое ляссе. Издательская цветная иллюстрированная обложка работы художника Г.Б.Якулова сохранена в переплёте. На авантитуле автограф автора: «Дорогой Глафире Ивановне в знак искреннего расположения и с надеждой на долгую дружбу от Мариэтты Шагинян. Москва, 1913, февраля 2-го Сретение». В тексте авторская правка. Переплёт работы мастерской «Приоритет». Фотография П.В. Киселёва. ***Моя отметка только для того, что бы понять откуда ушло изо в будущем.



Древний Патерик, изложенный по главам. 3-е изд. М.: Типолитография И. Ефимова, 1899. - 428, IVс.; 231x160 мм. В тёмно-красном сафьяновом переплёте. Декор на обеих крышках повторяется. Первоначально из собрания императрицы Александры Фёдоровны. Из собрания М.В. Сеславинского.

С передней крышки на заднюю переходит выполненная тиснением золотом ромбовидная сетка, в сегментах которой виньетки с чередующимися изображениями крестов и аббревиатурой «ХВ». Форзацы из кремового муара, бордюр украшен выполненными тиснением золотом орнаментированными, с геометрическими и цветочными мотивами, рамками. На форзаце вензельный экслибрис императрицы Александры Фёдоровны, выполненный по рисунку барона А.Е. Фелькерзама, ярлык и штемпель библиотеки. Золотые обрезы. Экземпляр императрицы Александры Фёдоровны (младшей). На титульном листе карандашная владельческая надпись: «АФ. Июня 1903 г. Петергоф». В тексте множественные владельческие пометы карандашом. Подобные переплёты типичны для книг на русском языке, принадлежавших императрице. Фотография П.В. Киселёва

Меня, как и большинство библиофилов всегда восхищали тканевые самодельные переплеты книг из тарасенковской библиотеки.



Гумилев, Н.С. Окровавленная туника: Трагедия в 5 действиях. 1940-1950-е гг. - 84 с.; 150x130 мм. Машинописная копия. Первоначально из собрания А.К. Тарасенкова. Из собрания М.В. Сеславинского. В цельнотканевом переплёте из французского ситца с ярким растительным орнаментом (фрагмент юбки Лили Брик). Форзацы из тонированной бумаги. На титульном листе штемпельный экслибрис А.К. Тарасенкова. Фотография П.В. Киселёва

Михаил Вадимович Сеславинский не только покажет изумительные переплеты, но и немного расскажет традиции библиофильства в его семье и коллекции, которая насчитывает свыше 5000 томов. Его замечательная фраза: «Я живу с библиотекой и семьей» - описывает положение дел любого библиофила :).

Передачу прекрасно ведет актер Евгений Кулаков (знаю его только по роли в сериале «Физрук»).



Андреев, Л.Н. Рассказы: Т. 1. 4-е изд. СПб.: Товарищество «Знание», 1902. -268, [6] с.; 205x145 мм. - Восемнадцатая тысяча [экз.]. Первоначально из собрания Ф. Шаляпина. Из собрания М.В. Сеславинского. В тёмно-красном цельнокожаном переплё эпохи. На передней крышке в центре наклейка из красного муара, где тиснением золотом: орнаментированная, с геометрическим мотивом, рамка, виньетки с изображением цветов, в центре инициалы «Ф.Ш.» Составные форзацы из белой бумаги, с имитацией муара. Жёлтое тонкое шёлковое ляссе. На титульном листе автограф автора: «Умнейшему человеку, которого я сердечно люблю, Федору Шаляпину. Леонид Андреев. Москва, 30 декабря 1902 г.» и штемпельный экслибрис библиотеки владельца. Фотография П.В. Киселёва

Мы узнаем, как мастерство переплётчика помогло Майклу Фарадею стать знаменитым ученным, и как переплет влиял на расстановку книг.



Комбинированные обрезы - в центре серебряные, по краям золотые. Фотография П.В. Киселёва

Увидим переплетную мастерскую Александра Блока расположенную в флигеле усадьбы Шахматово (кстати, единственный прокол в фильме отсутствие данных смотрителя усадьбы, который рассказывает этот блок сведений).



[Из библиотеки Бутырской тюрьмы] Пушкин. Письма. Т. 3: 1831-1833 / под ред. и с прим. Л.Б. Модзалевского. М.; Л.: Academia, 1935. XV, 720, [2] с. В картонном переплете с передней частью обложки, наклеенной поверх переплета. Из собрания М.В. Сеславинского.

3 том Пушкина, издания Academia, 1935 со штампом: Бутырская тюрьма ГУГБ расскажет нам о требованиях к читателям в неволе: «Всякая порча книг и пометки на обложке и в тексте карандашом, спичкой, ногтем и т.п. влечет прекращение выдачи книг».

Обязательно посмотрите этот замечательный документальный фильм.

Приятного просмотра!

image Click to view



Если вдруг не грузится, то вот прямая ссылка https://youtu.be/4BTod0ZIKoY

СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА БИБЛИОФИЛА (ПОСТАТЕЙНОЕ)

Copyright © aldusku.livejournal.com Тираж 1 штука. Типография «Тарантас».



На авантитуле штамп: «Бутырская тюрьма ГУГБ. Всякая порча книг и пометки на обложке и в тексте карандашем, спичкой, ногтем и т.п. влечет прекращение выдачи книг».

Оригинал взят у baxmyp_ka в Современные тенденции оформления книжных переплетов.
Оригинал взят у vilebedeva в Пока я добиваю обзор обложек августа в сентябре гляньте видосики.
Речь идет об офсете без обработки, матовой фольге, уф-лаках, блинтах и книгах уникальных по оформлению, при этом не входящих в премиум сегмент по цене. Стиль, аккуратность и приемлемая цена, можно ли вообще к этому приблизиться? Ну хоть чуточку? или же это компромисс. Мы в студии собрали примеры разных вариантов и подходов. Текст читает Екатерина Фрей. Смотрите скорей.

image Click to view


Добралась до выставки на ВДНХ и познакомилась с моей любимой типографией PNB print из Латвии. Когда за дело берутся люди с фантастическим чувством вкуса, им удаётся сделать невероятные стильные и заметные вещи. Новинки издательства "Речь" (Шекспир с объёмным лаком и новая серия классики с тканевой первой сторонкой), Жюль Верн из Азбуки, книги студии ABC design я сегодня с удивлением увидела на их стенде. Практически каждая стильная книга выходит именно из их типографии, они как-то сразу отличаются. Конгревы, блинты, открытые корешки, эксперименты с вёрсткой, тканью, цифровым нанесением фольги, софттач вместе с блинками, объемным лаком, который ровный, твёрдые супера и приклеенные мягкие обложки - уходила я  оттуда на  полусогнутых ногах, уже давно мечтала познакомиться.

image Click to view


Типография PNB print. Там, правда, выставочный шум кругом, я старалась вытащить самое интересное. (Видео 3:25) А тут мы знакомились с восхитительной Латвийской типографией PNB print на Московской международной книжной выставке.

смотреть, искусство книги, док. кино

Previous post Next post
Up