23 августа - день рождения Александра Грина

Aug 23, 2017 23:56

Оригинал взят у leninka_ru в 23 августа - день рождения Александра Грина

«Кто сказал, что море без берегов - скучное, однообразное зрелище? Это сказал многий, лишённый имени. Нет берегов, - правда, но такая правда прекрасна. Горизонт чист, правилен и глубок. Строгая чистота круга, полного одних волн, подробно ясных вблизи; на отдалении они скрываются одна за другой; на горизонте же лишь едва трогают отчётливую линию неба, как если смотреть туда в неправильное стекло. Огромной мерой отпущены пространство и глубина, которую, постепенно начав чувствовать, видишь под собой без помощи глаз. В этой безответственности морских сил, недоступных ни учёту, ни ясному сознанию их действительного могущества, явленного вечной картиной, есть заразительная тревога. Она подобна творческому инстинкту при его пробуждении» (Бегущая по волнам).
Шапка-невидимка : [Рассказы] / А.С. Грин. - Санкт-Петербург : кн. маг. «Наша жизнь», 1908. - [8], 179 с.; 20 см.


Приключения Гинча : [Рассказ] / А.С. Грин. - Москва : Эпоха, 1912. - 92 с.; 16 см. - (Белая библиотека; Кн. 9-10).


Первая страница:


Происшествие в улице Пса : [Рассказы] / А. Грин. - Петроград : Новый Сатирикон, 1915. - 250, [1] с.; 15. - (Карманная библиотека).

«Хотя наглухо были закрыты ставни окон, существовал один человек, видевший леди Годиву, - сам зритель картины; и это показалось Джесси обманом. ...Если уж изображать случай с Годивой, то надо быть верным его духу: нарисуй внутренность дома с закрытыми ставнями, где в трепете и негодовании - потому что слышат медленный стук копыт - столпились жильцы; они молчат, насупясь; один из них говорит рукой: «Ни слова об этом. Тс-с!» Но в щель ставни проник бледный луч света. Это и есть Годива» (Джесси и Моргиана).

Знаменитая книга : Рассказы / А.С. Грин; Обл. худож. В.С. Сварога. - Петроград : Печать, 1915. - 135, [2] с.; 20. - (Новая библиотека. Журнал журналов; № 1).


Содержание:


Загадочные истории : [Рассказы] / Александр Грин. - Петроград : Журн. «Отечество», 1915. - 205 с.; 23 см.


«Рано или поздно, под старость или в расцвете лет, Несбывшееся зовёт нас, и мы оглядываемся, стараясь понять, откуда прилетел зов. Тогда, очнувшись среди своего мира, тягостно спохватясь и дорожа каждым днём, всматриваемся мы в жизнь, всем существом стараясь разглядеть, не начинает ли сбываться Несбывшееся? Не ясен ли его образ? Не нужно ли теперь только протянуть руку, чтобы схватить и удержать его слабо мелькающие черты? Между тем время проходит, и мы плывём мимо высоких, туманных берегов Несбывшегося, толкуя о делах дня» (Бегущая по волнам).
Искатель приключений : Рассказы / Александр Грин. - Москва : Сев. дни, 1916. - 244, [1] с.; 21 см.
Оглавление:


Алые паруса. - Москва ; Петроград : Из-во Л.Д. Френкель, 1923. - 141 c. Первое издание!


«Когда душа таит зерно пламенного растения - чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии. Новая душа будет у него и новая у тебя» (Алые паруса).
Автобиографическая повесть. - Ленинград : Издательство писателей, 1932. - 150, [1] c.
Первая страница:


Дорога никуда [Текст] : [Роман] / А. Грин ; Гравюры на дереве В.Козлинского. - Москва : Сов. писатель, 1935 (типолит. им. Воровского). - Переплёт, 499, [2] с., 1 с. объявл. : ил.; 17х11 см.
Титульный лист:


Иллюстрации из книги:






Последняя страница:


«Ключ этот сделан из меча Ричарда Львиное Сердце, закалён в крови дракона и отпирает дверь только при слове: "Аргазантур"» (Дорога никуда).
Больше книг Грина в открытом доступе в Электронной библиотеке РГБ, в том числе собрания сочинений, в том числе в современной орфографии. Если вы читали только романы - читайте его рассказы, и наоборот.

Оригинал взят у alexander_pavl в Зурбаганский стрелок
День рождения Александра Грина.







Не могу сказать, что это мой любимый писатель, но отношусь к нему с огромным уважением и перечитываю с удовольствием.

Конечно, это стопроцентно литературный памятник, так сейчас никто не пишет, но Александр Грин идеально воплотил в слово стиль своей эпохи - уклонившись при этом от апологетизации или обличения советской действительности. Он так и не стал советским писателем, хотя на многих советских писателей повлиял очень сильно. Например, в текстах замечательного Аркадия Гайдара отчётливо звучит эхо Александра Грина.

Я уже писал, что в период «оттепели» Константин Паустовский заново открыл советским читателям книги Грина. Эссе Паустовского «Жизнь Александра Грина» стало своего рода культурным манифестом начала 60-х годов, но к самому автору «Дороги никуда» имело опосредованное отношение.






Тексты Александра Грина, не пропущенные через оптику, предложенную Паустовским, а взятые непосредственно, жёсткие, занимательные... экспрессионистические. Да, это никакой не романтизм. «Возвращённый ад», «Элга и Анготея», «Крысолов», «Золотая цепь» - тот же экспрессионизм, который породил Альфреда Дёблина, Блеза Сандрара, Джона Дос Пассоса, Ганса Эверса и десятки хороших писателей рангом помельче. К взвинченной интонации экспрессионистов Грин добавил циничный интеллектуализм Амброза Бирса, но при этом, похоже, сам Бирса не читал. Похоже, что Грин самостоятельно прошёл той же дорогой, что и автор «Случая на мосту через Совиный Ручей».

Тексты Александра Грина очень кинематографичны. Но им свойственна не современная кинематографичность, а стиль фильмов 20-х годов. «Брак Августа Осборна», «Сто вёрст по реке», «Искатель приключений», «Фанданго», ведь это готовые сценарии для Роберта Вине, Фрица Ланга, Льва Кулешова. Нервный, дерганый сюжет, стремительно несущийся к непредсказуемому финалу, разбиваемый на фрагменты интертитрами, то издевательскими, то сентиментальными, доминирование визуальности над психологией, всё это характерно и для Александра Грина и для фильмов «Межрабпомрусь» и UFA.





Когда современные кинематографисты обращаются к повестям, романам и рассказам Александра Грина, им постоянно приходится насиловать текст, вытаскивать из него отдельные элементы и лепить нечто «по мотивам». Мне известны только две адекватные экранизации Грина. Как ни странно, обе сделаны в Чехословакии. Это, во-первых, «Колония Ланфиер» Яна Шмидта, приятеля Павла Юрачека (по сценарям последнего Шмидт поставил «Кошки напрокат» и «Конец августа в отеле «Озон»), а во-вторых, «Моргиана» Юрая Герца по короткому и странному роману «Джесси и Моргиана».

Я не хочу сказать, что другие экранизации Грина плохие. В «Бегущей по волнам» Ролан Быков сыграл одну из своих лучших ролей, а первая версия «Господина оформителя» Олега Тепцова была просто замечательной. И даже в маразме параноидального югославского «Избавителя» (по «Крысолову») есть своего рода обаяние. Но это всё «по поводу Грина», но не попытки воспроизвести его художественный мир на экране или хотя бы вступить с автором в диалог. Мне кажется, что единственный современный режиссёр, кто смог бы создать полноценную экранизацию какой-нибудь повести или какого-нибудь рассказа Александра Грина, это канадец Гай Мэддин из Виннипега. Но он, наверно, Грина не читал.





Бегущая по волнам фильм 1967

image Click to view

события, смотреть, писатели, книги довоенные, фильм, обсуждение

Previous post Next post
Up