Оригинал взят у
a_dedushkin в
История одного предательстваОригинал взят у
gorbutovich в
История одного предательства 1937
Карикатура «Вредительство в шахте», из серии «История одного предательства». 1937. Фрагмент. Автор: Храпковский М.Б. Музейно-выставочный центр «РОСИЗО»
Серия карикатур посвящена политическому пути советского партийного и государственного деятеля
Георгия Леонидовича Пятакова (1890-1937), члена партии большевиков с 1910 года. Карикатуры создавались во время открытого судебного процесса «Параллельного антисоветского троцкистского центра», в котором Пятаков был одним из главных обвиняемых. Сюжетами композиций стали эпизоды политической карьеры обвиняемого оппозиционера, поданные как безусловные факты предательства. Был расстрелян в 1937, реабилитирован в 1988.
Художник Храпковский Михаил Борисович (1905-1959) родился в Саратове. С 1920-х гг. жил в Ленинграде и иллюстрировал журналы «Крокодил», «Мурзилка», а также книги. Преподавал на курсах повышения квалификации художников-карикатуристов «Пресс-клише ТАСС». В 1940 был репрессирован за родство (по жене) с генералом Григорием Куликом. В середине 1950-х гг. работал учителем в художественном кружке средней школы имени Сталина в городе Каратау Жамбылской области. Умер в Москве.
Какая картинка следует за какой - не знаю. Серия хранится в Музейно-выставочном центре «РОСИЗО», Москва. Описания работ: «РОСИЗО».
2.
«Вся власть советам», из серии «История одного предательства». 1937. Художник Храпковский Михаил Борисович. Бумага, карандаш. 30 х 28 см. ФГБУК ГМВЦ «РОСИЗО».
Source Карикатура представляет полуфигуру революционного рабочего с перевязанной раной на голове, одетого в бушлат и кепку и несущего за плечом ружье со штыком, к которому прикреплен флажок с лозунгом «Вся власть Советам». На стволе его ружья, уцепившись за штык одной рукой, расположился взлохмаченный человечек в сюртуке с бантом на лацкане, который экспрессивно машет шляпой и кричит. Это герой серии - карикатурно изображенный революционер и большевик Георгий Леонидович Пятаков. Так проиллюстрирован эпизод его биографии - возвращение в Россию после февральской революции из эмиграции буквально на штыках революционных масс.
3.
«Начало», из серии «История одного предательства». 1937. Художник Храпковский Михаил Борисович. ФГБУК ГМВЦ «РОСИЗО»
Карикатура представляет героя серии, маленького полного человечка с бородкой, в пенсне, в пальто и в котелке. Он уцепился за полу шинели красноармейца, стремительно идущего в атаку с ружьем наперевес. Фигура красноармейца многократно увеличена относительно злонамеренного «попутчика», что подчеркивает его ничтожность.
4.
«Проба пера», из серии «История одного предательства». 1937. Художник Храпковский Михаил Борисович. Бумага, карандаш, акварель. 30 х 28 см. ФГБУК ГМВЦ «РОСИЗО».
Source Карикатура представляет маленького полного человечка в очках, с бородкой, который тщетно пытается сокрушить писчим пером гранитные блоки колоссального бастиона с надписью РКП (б). С человечка градом капает пот. На древке его «копья», как знамя, развевается надпись «Дискуссия о профсоюзах». Этот эпизод в истории партии большевиков имеет отношение к 1920-1921 г., застрельщиком дискуссии стал Троцкий, оппонировавший Ленину. В партии возник идейно-политический кризис. Итог дискуссии был подведен на Х съезде партии. Карикатура показывает Пятакова как публициста, который своей деятельностью пытается безуспешно нанести урон крепости партийного единства.
5.
«НЭП», из серии «История одного предательства». 1937. Художник Храпковский Михаил Борисович. Бумага, карандаш, уголь, тушь. 30 х 28 см. ФГБУК ГМВЦ «РОСИЗО».
Source Карикатура представляет сцену выступления с трибуны основного персонажа серии - маленького полного человечка в очках, с всклоченной шевелюрой, бородкой и усами. Одетый в подпоясанную гимнастерку, он, перегнувшись через парапет трибуны, самозабвенно кричит. Двумя руками он держит плакатик с надписью «НЭП, это капиталистическое перерождение». Сюжетом рисунка является дискуссия о Новой экономической политики, в которой Пятаков занимал крайне левую позицию.
6.
«Кратчайшим путем», из серии «История одного предательства». 1937. Художник Храпковский Михаил Борисович. Бумага, карандаш, уголь, тушь. 30 х 28 см. ФГБУК ГМВЦ «РОСИЗО».
Source Карикатура представляет комичную сцену демонстрации - Пятаков идет один по мелкой речке под рваным белым флагом с надписью «За мной» и указывая пальцем путь. В стороны от него прыгают лягушки. Над мелкой речкой возвышается мощный капитальный мост, по которому движется многотысячное шествие под транспарантами, под перилами помещена объемная гигантская надпись «ГЕНЕРАЛЬНАЯ ЛИНИЯ». Шагающий под мостом в полном одиночестве Пятаков, таким образом противопоставляет себя единственно верному вектору движения масс.
7.
«Под суфлера», из серии «История одного предательства». 1937. Художник Храпковский Михаил Борисович. Бумага, карандаш, уголь, тушь. 30 х 28 см. Рисунок экспонировался на выставке «Индустрия социализма». ФГБУК ГМВЦ «РОСИЗО».
Source Карикатура представляет сцену выступления с трибуны героя серии - маленького полного человечка с зачесанными назад волосами, пышными висячими усами, в очках, с бородкой, в костюме-тройке и с галстуком. Он произносит речь перед залом, почти лежа животом на парапете трибуны, подавшись вперед, он указывает пальцем вниз. Под трибуной сидит, не видимый слушателям бородатый кулак в жилете и рубашке в горошек. Он суфлирует оратору, прикрывая рот ладонью. На трибуне стоит графин со стаканом, лежат портфель и доклад выступающего.
8.
«Вон!», из серии «История одного предательства». 1937. Художник Храпковский Михаил Борисович. Бумага, карандаш, уголь, тушь. 30 х 28 см. Рисунок экспонировался на выставке «Индустрия социализма». ФГБУК ГМВЦ «РОСИЗО».
Source Карикатура представляет Пятаков, сидящего с вытянутыми ногами на полу внизу лестничного пролета. На лице его написано изумление, очки сбились набок, рука прижата к виску. Лежащие на ступенях шляпа и раскрытый портфель с бумагами указывают на то, что героя спустили с лестницы. Так, видимо, представлено исключение Пятакова из ВКП(б).
9.
«Непрошенный «спасатель», из серии «История одного предательства». 1937. Художник Храпковский Михаил Борисович. Бумага, карандаш, тушь. 30 х 28 см. Рисунок экспонировался на выставке «Индустрия социализма». ФГБУК ГМВЦ «РОСИЗО».
Source Карикатура представляет сцену на море во время шторма: колоссальный крейсер с надписью «ВКП (б)» на борту невозмутимо плывет среди бушующих волн. У борта корабля в волнах - маленькая лодочка, где стоит, бросив весла, герой серии - маленький полный человечек с бородкой, в очках и в костюме. Его шляпу унес ветер. В одной руке он держит громкоговоритель, в другой - спасательный круг. Персонаж, чье дело антипартийной пропаганды представлено безнадежным, выглядит как двуличный политик, ведущий наступление на партию, однако помнящий и о необходимости собственного спасения. Данная карикатура соотносится с реальными событиями из жизни Пятакова: в 1927 г. его исключили из партии за участие в троцкистско-зиновьевском блоке. Пятаков написал покаянное прошение о восстановлении в партии.
10.
«Раскаяние», из серии «История одного предательства». 1937. Художник Храпковский Михаил Борисович. Бумага, карандаш, уголь, тушь. 30 х 28 см. Рисунок экспонировался на выставке «Индустрия социализма». ФГБУК ГМВЦ «РОСИЗО».
Source Карикатура представляет героя серии, сидящим в кресле за большим письменным столом. Возведя глаза к потолку и держа во рту кончик перьевой ручки, он сочиняет текст покаянного заявления в ЦК ВКП (б), в то же время в кармане его пиджака виднеется край письма с надписью «от Троцкого». Прототип двуличного персонажа - Пятаков, после исключения в 1927 г. из партии за принадлежность к троцкистской оппозиции, написал покаянное прошение о восстановлении в ВКП(б), был в 1928 восстановлен в ее рядах и продолжал занимать ответственные посты.
11.
«Клятва верности», из серии «История одного предательства». 1937. Художник Храпковский Михаил Борисович. Бумага, карандаш. 30 х 28 см. ФГБУК ГМВЦ «РОСИЗО».
Source На карикатуре изображен полный человечек, в очках, с бородкой, висячими усами и всклоченными седыми волосами, одетый в костюм-тройку. Со слезами на глазах он приносит клятву, патетически подняв левую руку и прижимая к сердцу партбилет. Пятаков представлен в карикатуре более полным и старым, чем он был на самом деле к 1937 г. Используется реальный факт - в 1927 г. Пятакова исключили из партии за участие в троцкистско-зиновьевском блоке. Пятаков написал покаянное прошение и был восстановлен в партии, и взамен написал еще и публичные статьи, славившие Сталина и громившие его бывших идейных товарищей.
12.
«Вредительство в шахте», из серии «История одного предательства». 1937. Художник Храпковский Михаил Борисович. Бумага, карандаш. 30 х 28 см. ФГБУК ГМВЦ «РОСИЗО».
Source На карикатуре представлена сцена «вредительства», в тесном забое шахты. Огромный шахтер, стоя на одном колене, рубит уголь отбойным молотком. За его спиной маленький полный человечек в костюме, лысый, в очках, с бородкой перерезает кабель питания инструмента большим ножом. В основу сюжета легли обвинения, предъявленные Пятакову на судебном процессе, в ходе которого ему инкриминировалось вредительство.
13.
«У вождя», из серии «История одного предательства». 1937. Художник Храпковский Михаил Борисович. Бумага, карандаш, уголь, тушь. Рисунок экспонировался на выставке «Индустрия социализма». ФГБУК ГМВЦ «РОСИЗО».
Source Карикатура представляет сцену встречи седого полного человечка в очках с мужчиной, напоминающим Льва Троцкого. Троцкий, сидит верхом на сапоге фашиста, чья фигура колоссального роста скрыта от зрителя, видно только его ноги в сапогах и шпоры со свастикой. Находясь выше толстенького Г. Пятакова, Троцкий передает ему вниз револьвер, который принимается подобострастно и обеими руками. Карикатура недвусмысленно обличает Троцкого и его последователей в связи с нацисткой Германии. Признав на процессе в 1937 г. по настоянию Орджоникидзе свою вину в надежде на освобождение, Пятаков озвучил разработку НКВД о сговоре Троцкого и Гитлера с целью захвата власти в СССР.
14.
«Тайная вечеря», из серии «История одного предательства». 1937. Художник Храпковский Михаил Борисович. Бумага, карандаш, уголь, тушь. Рисунок экспонировался на выставке «Индустрия социализма». ФГБУК ГМВЦ «РОСИЗО».
Source Карикатура представляет встречу заговорщиков, которым герой серии, маленький толстый человечек в очках передает Директиву - большой лист бумаги с надписью и револьвер. Над столом, где лежит «послание» и пистолет, склонились, кроме стоящего справа героя, еще четверо пожилых, почтенного вида господ в костюмах и галстуках.
15.
«Сговор с японским агентом», из серии «История одного предательства». 1937. Художник Храпковский Михаил Борисович. Бумага, карандаш, уголь, тушь. ФГБУК ГМВЦ «РОСИЗО».
Source Карикатура представляет сцену встречи японского дипломата и героя серии, полного седовласого мужчины с усами и бородой. Сцена происходит на банкете: оба персонажа одеты во фраки и белые жилеты, у обоих бабочки и белые перчатки. Тянется к уху японца, чуть наклонившегося к нему и шепчет ему на ухо, передавая одновременно записку. Японец с орденской звездой на груди одной рукой. Справа в глубине под горящим бра стоит официант, наблюдающий за парой.
16.
«Добро пожаловать», из серии «История одного предательства». 1937. Художник Храпковский Михаил Борисович. Бумага, карандаш, уголь, тушь. ФГБУК ГМВЦ «РОСИЗО».
Source Карикатура представляет сцену встречи Пятаковым немецко-фашистской колонны. Он предлагает хлеб-соль военачальнику в каске, со свастикой на рукаве, курящему сигару и не удостаивающему подателя взглядом. На шее коня, на котором едет немец, сидит гипертрофированно уменьшенный Лев Троцкий, представленный в карикатурном виде. Слева, за конем военачальника, двигаются ряды фашистов, грозящие захватить СССР. Карикатура недвусмысленно обличает Троцкого и его приверженца Пятакова в связи с нацисткой Германией и в пособничестве фашизму.
17.
«Берлин-Осло», из серии «История одного предательства». 1937. Художник Храпковский Михаил Борисович. Бумага, карандаш, уголь, тушь. ФГБУК ГМВЦ «РОСИЗО».
Source Карикатура представляет сцену проводов героя серии на самолете из Берлина. Стоящий в левом нижнем углу полный немец в фашистской униформе, фуражке и с сигарой во рту протягивает герою для пожатия два пальца, которые герой подобострастно пожимает, наполовину высовываясь из иллюминатора и снимая в приветствии шляпу.
18.
«Наконец-то!», из серии «История одного предательства». 1937. Художник Храпковский Михаил Борисович. Бумага, карандаш, уголь, тушь. Рисунок экспонировался на выставке «Индустрия социализма». ФГБУК ГМВЦ «РОСИЗО».
Source Карикатура представляет героя серии, который стоит, откинувшись назад, и с восторгом читает передовицу газеты «Правда», поднеся ее к лицу. На отогнутом листе газеты виден портрет в траурной рамке, по всей видимости, сообщается о смерти Г. Орджоникидзе, последовавшей 18 февраля 1937 г. Г. Пятаков был заместителем умершего наркома тяжелой промышленности до 1936 г. Радость при получении скорбной новости демонстрирует лицемерие находящегося под судом Пятакова.
19.
«Скорбь», из серии «История одного предательства». 1937. Художник Храпковский Михаил Борисович. Бумага, карандаш, уголь, тушь. ФГБУК ГМВЦ «РОСИЗО».
Source Карикатура представляет Пятакова, несущего траурный венок из пальмовых листьев. Надпись на ленте гласит: «незабвенному товарищу, любимому другу». По его скорбному лицу текут крупные слезы. Содержательно рисунок, видимо, примыкает к карикатуре «Наконец-то» и также посвящен смерти Орджоникидзе, к гробу которого Пятаков несет венок.
20.
«Пойманный предатель», из серии «История одного предательства». 1937. Художник Храпковский Михаил Борисович. Бумага, карандаш, уголь, тушь. ФГБУК ГМВЦ «РОСИЗО».
Source Карикатура представляет героя серии в образе маленького полного человечка с бородкой, в очках и в костюме, застигнутого врасплох с пачкой шпионских донесений, который он в испуге прижимает к груди. Он показан сверху, что еще более подчеркивает его незначительность и комичность. Огромная рука невидимого военного хватает предателя за руку, из-за чего тот роняет пистолет. Карикатура иллюстрирует те преступления, которые были инкриминированы Пятакову на суде.
21.
«Последняя ложь», из серии «История одного предательства». 1937. Художник Храпковский Михаил Борисович. Бумага, карандаш, уголь, тушь. Рисунок экспонировался на выставке «Индустрия социализма». ФГБУК ГМВЦ «РОСИЗО».
Source Карикатура представляет сцену выступления Пятакова в суде. Изгибаясь, прижимая руки к сердцу, рыдая и закатывая к небу глаза, подсудимый - маленький полный человечек с бородкой, в очках, в костюме-тройке, уверяет судей в своем раскаянии. Стоящий за оградой охранник, а также множество зрителей позади, на фоне белой колонны зала суда, хранят скорбное молчание и равнодушны к увереньям и жалобам. Рисунок высмеивает как лицемерное выступление Пятакова на московском процессе в январе 1937 г.
22.
«Смерть подлым предателям», из серии «История одного предательства». 1937. Художник Храпковский Михаил Борисович. Бумага, карандаш, уголь, тушь. Рисунок экспонировался на выставке «Индустрия социализма». ФГБУК ГМВЦ «РОСИЗО».
Source Рисунок представляет погрудное изображение рабочего, идущего на зрителя с поднятым кулаком и несущего на плече отбойный молоток. Надпись на знамени, развевающемся за его спиной, гласит: «Смерть подлым предателям Родины!». Подобные визуальные плакатные обращения способствовали психологической мобилизации и сплочению советского народа под лозунгами партии. Это последний рисунок в серии карикатур, посвященных политическому пути советского партийного и государственного деятеля
Георгия Леонидовича Пятакова, члена партии большевиков с 1910 года.