- а я припас но не прочитал ещё ) ... или может прочитал давно когда то, или пролистал... дело давнее.
Оригинал взят у
irinatrubacheva в
И. Одоевцева "На берегах Невы" и "На берегах Сены"Прочитала две замечательные мемуарные книги Ирины Одоевцевой.
Кто такая Ирина Одоевцева?
Ирина Одоевцева - поэтесса и писательница. Родилась в 1895 году в семье зажиточного латышского юриста. Отцовские капиталы во многом помогли
ей прожить свою жизнь так, как хотелось, а не как пришлось. Мамины платья и драгоценности позволили и после революции, в самые голодные годы,
выглядеть сногсшибательно. Живя в Петербурге (без родителей), она часто была голодная, но всегда безупречно одетая.
Вообще Ирина была очень красивой и эффектной всю жизнь, что ей также помогало, красивые люди легче вызывают симпатию окружающих.
Ну и - легкий характер и умение слушать, а главное - запоминать. И записывать.
Стопроцентный экстраверт. Любила производить впечатление и привлекать внимание. Картавила, но не стеснялась этого. Носила огромные банты, чем запомнилась всем своим современникам-поэтам. Художники ее тоже любили.
Написала о себе:
"Ни Гумилев, ни злая пресса
Не назовут меня талантом.
Я - маленькая поэтесса
С огромным бантом".
А вот и Гумилев. Центральный персонаж книги "На берегах Невы".
Ирина - его любимая ученица. Он - ее обожаемый учитель. Внимала, благоговела, но подмечала и недостатки, о чем никогда ему не говорила. Очень часто бывала у него дома, задерживалась за полночь. Но - ни слова о романе. Ни полслова. Хотя нет. Написала, что Гумилев как мужчина ее не привлекал. Видимо, с его стороны поползновения были. Ну, я просто не могу представить - как иначе? Когда ночь, ты читаешь в своей комнате стихи, а у твоих ног на подушке сидит верная ученица с огромными глазами и огромным бантом и благоговеет. Он был косой не косой, а раскосый, разноглазый - как он сам о себе говорил, и гордился, что его дети тоже разноглазые, в него. А Одоевцева думала: "Да, особенно, дочери повезло". Молодая жена его в это время томилась в деревне с детьми, а он в Петербурге творил, читал лекции, руководил союзом поэтов и был невероятно, оглушительно популярен.
Молодая жена Аня, как пишет Одоевцева, выглядела как ребенок. Гумилев женился на ней после развода с Ахматовой, и быстро охладел.
С Ахматовой Гумилев развелся из-за своих измен и ее истеричности (с его слов).
Вообще он считал, что они совершенно друг другу не подходили. Но продолжал ее любить. Одоевцевой показалось, что и Ахматова его продолжала любить тоже.
В книге "На берегах Невы" Одоевцева описывает многих известных поэтов, рисует их очень выразительные портреты. Есенин, Чуковский, Андрей Белый, Блок, Мандельштам...
Блок, например, был самым настоящим секс-символом своего времени, мечтой всех женщин, всех интеллектуалок. Утонченный, но мужественный, печальный и загадочный. Поклонницы просто не давали ему проходу, знали его "Незнакомку" и "На железной дороге" наизусть. Одоевцева тоже была в него платонически влюблена, аж дар речи теряла, когда приходилось встречаться. Гумилева это дико раздражало.
И все же во время чтения сердце больше всего ноет за Гумилева. Потому что читаешь и понимаешь - его скоро, совсем скоро расстреляют, а он и не подозревает, он думает, что будет жить сто лет. Он так самодоволен, самоуверен, полон энергии. Ощущает себя непотопляемым и неприкасаемым. Вот это его и сгубило. Он недооценил опасность того, что произошло после революции.
Дразнил большевиков. Являлся открытым монархистом. Ввязался в антибольшевистскую подпольную организацию. Ему нравилось рисковать, но он не понимал, с кем играет. В 20-х годах еще многие не понимали. Это уже в 30-х расстреливали за неосторожно сказанное слово или даже за знакомство, родство с подозрительным элементом. В 20-х же надо было быть исключительно, отчаянно, демонстративно неосторожным и поразительно Наивным, чтобы так попасть. Николай Гумилев, можно сказать, стал первой ласточкой будущих репрессий.
Фото из дела.
Очень, очень, очень жаль его. 35 лет.
На фото ниже я не узнаю никого, кроме Гумилева (по центру), сидящей у его ног Одоевцевой с полосатым бантом и сидящего рядом Георгия Иванова - будущего мужа Одоевцевой.
Поэт Георгий Иванов был утонченным и даже рафинированным. Очень острым на язык. Ему, как и Ирине, несказанно везло.
Они очень удачно и вовремя эмигрировали, и стали жить в Париже. Об этом рассказывается уже в книге "На берегах Сены". Им не пришлось жить, как большинству эмигрантов, впроголодь.
От отца Ирине каждый месяц перечислялась "пенсия", на которую они жили на широкую ногу, путешествуя, устраивая вечера, хорошо одеваясь. Георгий Иванов, например, просыпался в 12 дня и долго еще ходил по дому в халате. Но он не был бездельником, как и она. Они сочиняли и публиковались. Ирина пишет, что ее муж считался лучшим поэтом эмиграции и его планировали выдвинуть на нобелевскую премию, как Бунина. После смерти отца Ирине досталось внушительное наследство. Хотя после второй мировой войны они все потеряли и отчаянно нуждались. Но выбрались. Детей у них не было, Ирина не пишет, почему.
Долгое время вместе с молодой четой, сначала в Петербурге, а затем и в Париже, жил поэт Адамович. Буквально в одной квартире, но в разных комнатах. Жили они душа в душу, ходили везде втроем. Никаких подробностей влюбленности в нее Адамовича, как и до этого Гумилева, Ирина не сообщает. Высокие отношения. В старости Адамович посвящает Ирине такое стихотворение:
О, это вообще был интересный персонаж. Игрок. И тоже из мажоров детей богатых родителей. А точнее, тетка у него богатая была. И как-то эта тетка дала ему деньги на покупку дома в Париже, причем, с формулировкой (примерной) - "чтобы вам втроем вольготнее жилось", т.е предполагала, что Ирина с мужем будут жить с ее племянником и положительно на него влиять. А Адамович в одну ночь все деньги в карты проиграл. И стал умолять Ирину поехать в казино и отыграть ему эти деньги. А у Ирины действительно был талант и она уже как-то отыгрывала огромную сумму брату, причем, не являясь заядлым игроком и вообще стыдясь этого порочного увлечения. Очень подробно она описывает состояние некого транса, в который она впадала во время игры, и при этом - максимальной сосредоточености, выверенности каждого действия. В общем, она несколько ночей просидела в казино как каторжная, понемногу отыгрывая деньги по какой-то ей одной понятной схеме, и, возможно, отыграла бы их все, но тут вдруг выяснилось, что уже отыгранное ею Адамович снова проиграл. Это был кошмар и все были в ужасе. Адамович чуть не покончил с собой. Но в итоге все оказалось к лучшему. Ирина с мужем, наконец, стали жить отдельно от Адамовича, а тетка его простила и даже матери ничего не рассказала.
Посещала Ирина с мужем и знаменитую пару Мережковский-Гиппиус.
Про Гиппиус мне надо бы отдельно почитать, незаурядная женщина была. Хотя как про нее отдельно прочитаешь, она ж с Мережковским всегда?)
В их паре она представляла собой мужское начало, а он женское. И кто-то у них там тоже все время третий жил. И к мужу Одоевцевой Гиппиус неравнодушна была, всегда его рядом с собой сажала, у того уха, которое лучше слышало, но Ирина не ревновала. Гиппиус была жесткой, на дам прямолинейно направляла свой монокль, мужчин высмеивала. Любила спрашивать: "Интересуетесь ли вы интересным?" Вообще все эти поэты серебряного века, да и писатели, художники, обладали такими характерами, что мама дорогая. Все невероятно тщеславные, обидчивые, нарциссичные, мстительные. Нужно было иметь ангельский характер, чтобы не разругаться с ними, сохранить добрые отношения.
К Гиппиус и Мережковскому в гости Тэффи часто заходила. Остроумная, кокетливая, резкая. Страдала нервными заболеваниями, по описаниям похожими на ОКР.
Если центральным персонажем "На берегах Невы" был Гумилев, то в "На берегах Сены" это, несомненно, Бунин.
Ужасный человек и невыносимое чудовище.
Муж Ирины, несмотря на огромное уважение к Бунину, не мог с ним оставаться в одном помещении долго, придумывал какой-то повод и уходил, а Ирина терпела.
Бунин был желчным, язвительным, злобным и вечно недовольным. Он получил Нобелевскую премию, но считал, что его все ненавидят (кто-то действительно ненавидел). Ему невозможно было угодить. Но Ирина умела аккуратно направлять разговор в безопасное русло, спрашивала его о детстве, о творчестве, и иногда выводила его на откровения. Измученная жена Бунина была Ирине очень благодарна. Однажды Бунин рассказал Ирине историю о том, как он, будучи ребенком, отдал свое пальто нищему мальчику, а потом заболел и чуть не умер. Видя, что Ирина чуть не плачет от умиления, он расхохотался и сказал, что все придумал, чтобы посмотреть на ее реакцию, "ведь вы же любите святочные рассказы в духе вашего любимого Достоевского" (он Достоевского терпеть не мог). В общем, Ирина Одоевцева была ангелом во плоти и написала прекрасные мемуары об общении с порой невыносимыми людьми, но редкими, да.
Бунин с женой Верой.
И с последней любовью - Галиной Кузнецовой. Кстати, я считаю фильм "Дневник его жены" практически документальным, там и актер очень на Бунина похож.
Ирина Одоевцева прожила интересную и долгую жизнь.
А в глубокой старости вообще сделала удивительную вещь - взяла и вернулась из Франции в Россию. В конце 80-х. Захотела - и вернулась! На берега Невы. Да, все уже было не так, как в юности, когда она гуляла тут с Гумилевым, да, не все ее ожидания сбылись. Сначала ее приняли с почетом, а потом постепенно забыли, и далеко не всё, что обещали, опубликовали. Но все равно. Она закончила свой жизненный цикл здесь, где была юной, восторженной, окруженной фантастическими людьми маленькой поэтессой с огромным бантом.
Ирина Одоевцева умерла в 1990-м году в Петербурге в возрасте 95 лет.