Ленинград. ДК имени И. И. Газа

Jun 14, 2017 15:31

Оригинал взят у babs71 в Ленинград. ДК имени И. И. Газа
Одним из самых заметных памятников позднего ленинградского архитектурного авангарда является ДК имени И. И. Газа. Вот две его фотографии - вскоре после постройки и современная:





Задание на его проектирование Ленинградский Облпрофсовет выдал архитекторам А. И. Гегелло и Д. Л. Кричевскому в 1930-м году.


В соответствии с заданием в ДК должны были быть большой театральный зал на 1500 мест с нормальной сценой, малый кинозал с эстрадой на 500 мест и развитый комплекс клубных помещений.




Исходя из специфики участка, а также желания обеспечить хорошую изоляцию и самостоятельность отдельных групп помещений, была выбрана асимметричная планировка здания. Она же позволяла обеспечивать строительство в две очереди (что впоследствии сыграло печальную роль в судьбе здания).


В начале 1931-го года были разработаны три варианта эскизного проекта, различавшиеся, в основном, внешним видом. При этом первый вариант, основанный на больших площадях остекления и ленточных окнах был наиболее радикальным, а третий, с частичной заменой железобетона кирпичом и использованием упрощенного ордера из спаренных колонн - наиболее реалистичным.


В дальнейшем проект продолжал дорабатываться в сторону большей декоративной детализации.




Также в 1935-м году по эскизу скульптора Л. А. Дитриха здание украсил фриз.






Расстрел 9-го января:


Выступающий с трибуны Ленин:










А это, вероятно, С. М. Киров:


Интересно, что щит в центре рельефа сейчас пустой. Возможно, там когда-то был Сталин:










Также на углу здания должна была стоять статуя рабочего. Дитрих сделал модель, но в итоге от статуи отказались из-за нехватки средств, так что в наши дни здесь стоит ваза.


После завершения клубной части, работы по строительству театральной части продолжались и к 1935-му году она была закончена вчерне.

Интерьер малого зала.
Однако в этом году работы из-за нехватки средств остановились.


О том, что было построено, мы можем судить по этой аэрофотосъемке времен Блокады.


В 1939-м году возникла идея завершить строительство. Однако дирекция Кировского завода решила, что зал на 1500 мест не соответствует роли и значению Кировского завода, а потому А. И. Гегелло разработал новый проект здания с увеличенным театральным залом.




Однако к строительству так и не приступили.




В 1950-м году вновь возникла идея достройки здания. Поскольку театральная части простояли без крыши уже больше десяти лет, состояние конструкций уже было таким, что сохранять их особого смысла не было - все требовалось строить заново. При этом было решено, что объем зала будет уменьшен до 1200-1400 мест. Новый проект Гегелло разработал совместно с Н. А. Митуричем. Однако и этот проект реализован не был.


Только в 1960-х годах по проекту архитектора Е. М. Полторацкого и инженера Л. Н. Бубариной была построена новая театральная часть здания с залом на 1000 мест. Внешне она выдержана в стиле клубной части здания, так что снаружи отличить старую часть от новой можно только по окнчанию фриза.




А вот со стороны двора граница куда заметнее:




К сожалению, современное состояние ДК оставляет желать много лучшего. Так, башня лишилась купола обсерватории.






А часть остекления закрыли.


Так, пострадал эффектный полукруглый ризалит с винтовой лестницей.




Еще немного интерьерных деталей. Лестница:


Мраморный барельеф Кирова:




И еще два барельефа:




ДК получил имя в честь Ивана Ивановича Газа - слесаря Путиловского завода, в годы Гражданской войны ставшего комиссаром бронепоезда №6, а позднее - секретарем райкома и горкома ВКП (б).


А в 1962-м году перед зданием ДК был открыт памятник И. И. Газа:




Его авторы - скульптор Г. Д. Гликман и архитектор Ю. Я. Мачерет.






Еще одна мемориальная доска напоминает о том, что в годы Блокады здесь размещались штабы истребительного батальона Кировского завода и отдельного артиллерийского рабочего дивизиона:



Однако ДК имени Газа связан не только с советским авангардом 1930-х годов. Именно здесь с 22 по 24 декабря 1974-го года прошла выставка
художников ленинградского андеграунда, ставшия чрезвычайно значимым событием в его истории.
Фото Г. Приходько:




Конечно, выставки неофициальных художников случались в Ленинграде и раньше. Так, в 1964 году в Эрмитаже прошла «Выставка художников-рабочих хозяйственной части Эрмитажа. Навстречу 200-летию Эрмитажа» (выставка была открыта 30-31 марта, а уже 1 апреля закрылась, директор Эрмитажа М. И. Артамонов при этом лишился своей должности), а В 1968-1969 годах три небольших выставки прошли в ДК имени Козицкого. Однако, все они были невелики по размеру и позиционировались как выставки художников-любителей. А в выставке в ДК Газа участвовало сразу 52 художника, а количество зрителей было просто огромным.
"Летучка" в ДК Газа. Стоят А. Леонов, Г. Богомолов, А. Полушкин, И. Иванов, В. Гаврильчик. Сидят: А. Манусов, Ю. Жарких, Е. Захарова, Ю. Галецкий, И. Захаров-Росс, Е. Рухин, Н. Любушкин, Г. Устюгов. Фото Г. Приходько.


Причиной подобных послаблений стали события в Москве. 15 сентября 1974 года московские художники попытались провести выставку на открытом воздухе в лесопарке Беляево. Через полчаса после начала выставка была снесена бульдозерами, так и оставшись в истории русского искусства как «Бульдозерная». Разгром выставки получил международный резонанс, и властям пришлось пойти на уступки, так что уже через две недели была проведена выставка на открытом воздухе в Измайлово.

Участники выставки. Справа - Б. С. Угаров (представитель Ленинградского отделения союза художников). Фото Г. Приходько:


Ослаблением контроля воспользовались и ленинградцы. Группа неофициальных художников, возглавляемая Юрием Жарких, обратилась к властям с требованием предоставить возможность выставиться всем желающим. После переговоров удалось согласовать условия выставки: Управление культуры Ленгорисполкома предоставляло помещение во ДК имени Газа (аренда помещения - за государственный счет), само оформление выставки проходило за счет участников (художники скинулись по пять рублей), вход бесплатный. В типографии Кировского завода было отпечатано 500 пригласительных билетов. Долгие дискуссии шли вокруг названия выставки. Власти требовали, чтобы в названии присутствовало выражение «выставка самодеятельных художников», художники категорически отказывались. В итоге зрителей приглашали просто на «выставку произведений живописи, скульптуры и графики».


Работы, представленные на выставке, не должны были содержать порнографии, религиозной и антисоветской пропаганды (за этим следила комиссия из ЛОСХа). Впрочем, границы этих понятий были весьма расплывчатыми, что периодически приводило к казусам.
Евгений Есауленко у афиши выставки. Фото  Г. Приходько:


Вспоминает художник Л. Болмат: «Хотели снять одну из моих. Мы с трепетом ожидали результата цензурного просмотра внизу, в холле, как вдруг вбежал член оргкомитета Юра Жарких и набросился с тревогой на меня: „Что значит Гомо Хазер?!“ Так называлась картинка, небольшого размера, кажется 40х40, которую я представил на выставку. Я испугался: „Что случилось?“ Юра объяснил: „Они хотят убрать твою картинку из-за этой надписи на ней“. Название картинки я включил в композицию графики. „Скажи им: “ГОМО» по-латински - человек, а «ХАЗЕР» по-еврейски - свинья. Так и объясни". Юра умчался отстаивать мое творчество. И отстоял. Дай Бог ему здоровья. А мог и не отстоять, прими Комиссия эту надпись на свой счет".
Участники выставки в канун открытия. В. Овчинников, Г. Устюгов, А. Рапопорт, Г. Богомолов, Ю. Жарких, Ю. Дышленко, А. Манусов, А. Окунь, И. Захаров-Росс, Е. Есауленко, Г. Зубков, Ю. Галецкий. Фото Г. Приходько


Художники сильно нервничали. Многие были уверены, что их арестуют, так что один из участников выставки пришел на нее, прихватив с собой все необходимое в тюрьме. Некоторые из художников в самый последний момент сняли свои работы.
Стоят: А. Васильев, Е. Есауленко, Ю. Галецкий, А. Путилин. Сидят: Ю. Петроченков, О. Лягачев. Фото Г. Приходько:


Участники выставки в ДК Газа. Фото Г. Приходько:




Желающих посетить выставку было чрезвычайно много (судя по описаниям, очередь тянулась от угла ДК Газа к проспекту Стачек и по нему до метро). Поэтому зрителей пускали партиями на полчаса. Затем художники взявшись за руки «выдавливали» зрителей из зала. Руководил всей процедурой полковник милиции Панферов, командовавший через громкоговоритель: «До конца сеанса остается три минуты. Товарищи зрители, заканчивайте осмотр. Товарищи художники, проследите за эвакуацией зрителей из зала».



Фото И. Логинова:


Разумеется, художники пытались протащить вне очереди своих знакомых. Заметивший это Панферов весело командовал:«Художники к стенке! Зрители - за решетку!» Впрочем, не стоит представлять его исключительно солдафоном. Так, по воспоминаниям моего отца, бывшего на этой выставке, Панферов наизусть читал запрещенного в то время Гумилева.

Мой отец на выставку попал как раз по знакомству (один из художников, Анатолий Полушкин, был его одноклассником, плюс к тому он был знаком и с другими авторами). Однако поскольку за полчаса посмотреть выставку было нереально, мой папа во время очищения зала прятался в туалете, а потом выходил и присоединялся к следующей партии зрителей. Забавно, что как вспоминают художники, на выставке были и "искусствоведы в штатском", которые, "когда... выпроваживали очередную партию зрителей, ... дружно скрывались в служебном помещении, чтобы затем вынырнуть и смешаться с очередной партией ".
После окончания выставки было проведено ее обсуждение.
Обсуждение выставки. Фото Г. Приходько:


Не исключено, что давая разрешение на выставку, власти рассчитывали на то, что зрители скажут художникам свое пролетарское «нет» (недаром для размещения выставки был выбран именно ДК имени Газа, расположенный рядом с Кировским заводом). Если такой расчет и был, он не оправдался. Реакция зрителей оказалась положительной. Из 1465 письменных отзывов был 901 положительный, 419 отрицательных и 415 нейтральных (то есть отмечавших как достоинства, так и недостатки выставки).
Портреты участников выставки. Фото Г. Приходько (за исключением фото Юрия Петроченкова):

Юрий Дышленко

Юрий Жарких

Владимир Овчинников.

Анатолий Басин

Николай Любушкин

Алек Рапопорт.

Геннадий Устюгов

Юрий Петроченков
Обычно, первый вопрос, который возникает при обсуждении художественной выставки - качество работ. Но в случае выставки в ДК имени Газа приоритеты были расставлены несколько иначе. Дело в том, что, хоть на выставке и были хорошие работы, общий уровень работ был весьма посредственный, что признавали и сами участники: «выставка была “не очень сильной”, но яркой. Милиция и лимит сеанса в 20 минут создали эффектность выставке:
все 20 минут глаза разбегались, ноги-голова - тоже: благодарный зритель уходил с чувством неудовлетворённости, но стимулированный к собственному творчеству»; «вне выставки, что и швец, и жнец, и на дуде игрец, отдельные работы выглядят хуже - хороши с авторами, многочасовой очередью зрителей-доброжелателей и их милицией». Однако, самым значимым в этой выставке было именно то, что она произошла.

Г. Зубков, В. Смирнов. Фото Г. Приходько:


Ю. Петроченков, Е. Есауленко, А. Путилин, О. Лягачев, А. Васильев:



история искусства, авангард, архитектура, С. Петербург

Previous post Next post
Up