Вчера секретарь Совета национальной безопасности и обороны Александр Турчинов дал понять, что Украина разрабатывает ядерную бомбу. Это большая ошибка молодой демократии.
Первая советская атомная бомба РДС-1 была испытана 29 августа 1949 года на полигоне в Семипалатинской области. Сейчас ее корпус находится в Музее ядерного оружия в закрытом городе Сарове. Украине придется раздобыть огромную кучу денег, нанять специалистов уровня академика Харитона и вернуться на 70 лет назад. Фото Владимира Харкевича.
О том, что бомба создается, Александр Турчинов прямо не сказал. «Детализация этого вопроса - я не считаю, что это стоит того, чтобы об этом говорили в прямом эфире или создавали на этом какие-то информационные сообщения. Это закрытые военно-технические программы, которые мы будем реализовывать, - смело пообещал председатель СНБО. - Какое оно там: грязное или чистое, - это уже отдельный технологический вопрос».
Идея обзавестись атомным оружием бродит в умах наиболее одиозных украинских политиков давно. Восстановление ядерного статуса державы было записано в программе партии «Свобода» задолго до событий на Донбассе и в Крыму, а лидер «Правого сектора» Дмитрий Ярош выходил с таким обещанием в прошлом году на президентские выборы.
Есть и зарубежные сочувствующие. Например, полгода назад экс-президент Польши Лех Валенса заявил: «Если бы в Украине было ядерное оружие, то России пришлось бы быть осторожнее». Похоже, он не сомневается, что безумцы из Киева его бы с легкостью применили - первый раз со времен бомбардировки американцами Хиросимы и Нагасаки. Но Лех Валенса забывает, что будь в распоряжении у «Правого сектора» атомные бомбы, нервничать бы пришлось не только нам, но и самим полякам.
Вот о чем мечтали некоторые украинцы в дни, когда в Минске собрались главы четырех европейских держав:
Может ли Украина создать ядерное оружие?
Недавно первый президент Украины Леонид Кравчук назвал цену обретения незалэжной державой ядерного статуса: 100 млрд долларов. Но, как мне кажется, лишь взбудоражил воображение ястребов - раз цена объявлена, значит, нужно найти эти деньги.
Однако 1 апреля директор Национального института стратегических исследований академик Владимир Горбулин, являющийся, между прочим, советником украинского президента, написал на эту тему обстоятельную статью. В ней он убедительно доказывает горячим головам, что ядерное оружие, во-первых, сохранить было нельзя, во-вторых, создать новое невозможно, и в-третьих, если бы даже произошло чудо, безопасность страны оно бы только ослабило. [Статья Владимира Горбулина тезисно]
• Если бы Украина не отказалась от ядерного статуса, это грозило бы ей международной изоляцией.
• Основная ударная мощь ядерного потенциала Украины в 1994 году - 46 твердотопливных межконтинентальных баллистических ракет с дальностью полета более 10 000 километров. Шантажировать ими можно только США, но не Россию.
• Украина не имела ни времени, ни ресурсов для организации полноценного обслуживания, продления ресурса, безопасного хранения зарядов, исчерпавших свой гарантийный ресурс. В 1999 году истекали гарантийные сроки для 36 этих МБР, а 2002 году - остальных десяти.
• Украина не в состоянии решить технологические проблемы, стоящие на пути разработки и изготовления военных ядерных боеприпасов. Для изготовления ядерной «начинки» требуется или уран с обогащением 235U не менее 80 процентов (а для эффективного заряда - не менее 90-95 процентов) или оружейный плутоний, в котором часть 239Pu составляет не менее 90 процентов. Таких материалов у страны нет.
• Выход Украины из Договора о нераспространении ядерного оружия однозначно повлечет огромный негативный международный резонанс, приведет к международной изоляции, к оттоку инвестиций и кредитов, вплоть до введения режима международных санкций.
• Даже не принимая во внимание технологическую сложность изготовления ядерного оружия, создание подобного производства требует значительного времени, а также огромных валютно-финансовых ресурсов, которых Украина не имеет. А в условиях международной изоляции и санкций - тем более иметь не будет.
• Последствия того, что ядерное оружие могло оказаться в руках террористов, перечеркивают любые военно-политические преимущества от владения таким оружием. А весь ход событий в 2014 году показывает, что такое оружие вполне могло попасть к террористам, где бы оно ни хранилась на территории Украины.
• Если бы даже Украина оставила себе тактическое ядерное оружие и смогла поддерживать его в работоспособном состоянии, его использование против России воспринималось бы крайне неоднозначно. Кроме того, применение оружия, с учетом разницы масштабов военных усилий и прогнозируемых последствий для страны, требует ответственности элиты, понимания и готовности общества к катастрофическим, если даже не апокалиптическим последствиям.
• Решения, связанные с отказом от ядерного оружия бывшего СССР были правильными и необходимыми. Сбой в системе международной безопасности свидетельствует о необходимости ее кардинальной модернизации, а не о необходимости срочно начать формировать полный ядерный цикл с возможностью обогащения урана и получения Украиной ядерного оружия.
Еще раньше об этом опрометчивом шаге украинцев предупредила ни много ни мало как заместитель госсекретаря США Роуз Готмюллер. «Ядерное оружие, если бы оно осталось в Украине, было бы источником нестабильности, - объяснила дипломат настойчивому корреспонденту «Европейской правды». - На протяжении последних двадцати лет вы жили в достаточно стабильной ситуации в плане безопасности. Имея ядерное оружие, вы не получили бы такой привилегии, в этом случае Россия загнала бы ваше государство в кризисное состояние значительно раньше, чем это произошло сейчас. Не забывайте также, что Киев в полной мере получил компенсацию за обогащенный уран, который был вывезен с вашей территории согласно будапештским договоренностям. В части «монетизации» ядерного оружия государство получило все».
В конце концов Роуз Готмюллер предостерегла украинцев от мысли о создании ядерного оружия: «В случае продолжения этого пути вас ждет статус страны-изгоя - как Северная Корея или Иран».
Но и замгоссекретаря может знать не все.
Ядерное оружие есть у Израиля
Я думаю, нынешние украинские власти мыслят вполне трезво и все понимают. Поэтому ведут переговоры с США вовсе не предоставлении кредита на изготовлении бомбы, а о поставках самого ядерного оружия. Ведь есть же всем известный пример - Израиль, у которого ядерное оружие имеется. И как раз благодаря американцам.
Однако Израиль бдительно следит, чтобы оно не появилось у соседей по региону. И соседям об этом хорошо известно. «Иранские правители не настолько безумны или фанатичны, чтобы в самом деле попытаться уничтожить еврейское государство - хотя бы потому, что они понимают: Израиль этого не допустит. В последний момент, как только иранцы начнут присобачивать бомбу к ракете, появятся израильские самолеты, и все накроется», - пророчествует Георгий Мирский.
Историк прав: Израиль поступит именно так. Во всяком случае, многие помнят о профилактическом авианалете на АЭС «Таммуз» в Ираке в 1981 году. Атомная станция была уничтожена хотя доказательств, что здесь производился оружейный плутоний, нет до сих пор.
Израиль был осужден за вторжение в суверенную страну мировым сообществом, включая Совет Безопасности ООН, который вынес строгую резолюцию. Критиковали решение правительства и в кнессете. Но никто не скрывал, что все при этом вздохнули с облегчением.
Я хочу сказать, что если Украина сегодня пытается каким-то способом обзавестись ядерным оружием, то ее исследовательский центр ждет судьба АЭС «Таммуз». Москва поступит в точности так же, как Тель-Авив - то есть, не допустит появления у своих границ государства с атомной бомбой. И пусть потом осуждает мировое сообщество.
Если же Киеву вдруг решит помочь Вашингтон, то разговор будет уже с американцами. В Белом доме, разумеется, вынашиваются самые разные планы, но сумасшедших там все же нет. Украина - не Израиль. Если дать в руки фанатиков, находящихся в центре Европы, атомную игрушку, мало не покажется никому. Трансатлантический союз между Старым и Новым Светом неизбежно даст трещину шириной с Атлантический океан.
Специалисты и политики знают, о чем говорят: обладание смертоносным оружием массового поражения влечет за собой огромную ответственность элит, одного желания досадить соседней державе маловато. Украина никогда не дорастет до «ядерного клуба». Даже сама попытка в него вступить обернулась бы для незалэжной державы катастрофой.