Новость 1: Лингвистический анализ фантастических текстов - каждому
На сайте «Лаборатория Фантастики»
http://www.fantlab.ru/ открылась бета-версия одного из серьёзнейших проектов, который разрабатывался больше года, - лингвистический анализ текстов фантастический произведений.
Проект охватывает два направления:
1. Лингвистические
(
Read more... )
Ну, и мне удалось в значительной мере взаимодополнить ТРИЗ и НЛП.
К примеру, ГСА сильно критиковал принцип эмпатии, считая его тормозом на пути поиска решения ИЗ. А для меня именно эмпатия остается главным творческим механизмом - правда, она очень сильно изменена относительно традиционных толкований.
Объяснения этому я нахожу в том, что ГСА был, судя по всему, классическим визуалом - его полиэкран реализован целиком в визуальной модальности. Переход в "чужую" для него модальность - в кинестетику - был ему весьма труден и потому в каноническом ТРИЗе крайне мало кинестетических принципов. Но тот же ГСА удивлялся, что для многих студентов освоение полиэкрана оказывалось проблематичным - вплоть до отказа от изучения ТРИЗ.
Я освоил полиэкран достаточно легко - но у меня, кинестета от природы, как оказалось, полиэкран преобразился в "полимир" - то есть, в дискретную поливиртуальность, в которой визуальные "экраны" заменены на "спектакли". Это как бы театр со множеством сценических площадок, на которых ОДНОВРЕМЕННО идет множество спектаклей (по своим собственным сценариям) и в каждом из которых я ОДНОВРЕМЕННО участвую в роли исполнителя. Причем, роль эта мной играется "по Станиславскому" - с погружением в сценарную виртуальность.
При этом, у меня задействованы ВСЕ модальности, нужные для каждой из сцен - и я остаюсь при необходимости в каждой из них эмпатом.
Надеюсь, понимаете, что это фактически новое КАЧЕСТВО в творческом плане. Это - поли-эмпатия.
Преодолевая недостатки обычной (моно-) эмпаитии, ГСА разработал ММЧ - по-вилимому, весьма эффективный для визуала способ замены эмпатии. А я фактически не применяю ММЧ - ММЧ основан, как и полиэкран, на диссоциации. Наблюдение за процессом идет извне.
Для меня же, эмпата, наиболее эффективным является режим ассоциации - для внешнего наблюдения я формирую Наблюдателя, а во всех процессах я участвую самолично.
Это существенно - поскольку в диссоциированном состоянии многие ресурсы организма блокированы и работает в основном абстрактная система представления образов (дигиталка - на языке НЛП). Работа из ассоциированного состояния активирует множество дополнительных психических ресурсов.
Кроме того, принципиально меняется восприятие пространства - что очень важно для понимания сущности многих процессов.
Ну, а упомянутый полимир приводит к совершенно новому отношению с временем - ведь я ОДНОВРЕМЕННО участвую в разных процессах с разным внутрипроцессуальным временем!
То есть, я, фактически, существую в мульти-временной среде - и это для меня _привычное_ состояние моей психики.
Надо сказать, что от столкновения со мной НЛПеры просто охреневают :) Все технологии НЛП по понятной причине заточены на моно-процессуальность - то есть, подогнаны под "обычного" человека. В первую очередь - это раппорт. То есть, подстройка и ведение.
И вот, моно-процессуальный НЛПер подключается (как ему кажется) ко мне. Он входит в когнитивный резонанс с какой то моей частью и действует в соответствии со своими шаблонами. Например, выключает этот мой процесс. Ну, и выключил - но у меня то мультипроцессуальность!
Если выключенный процесс относился к актуализированному для меня-внешнего - а так чаще всего и бывает - то НЛПер видит "надежные" (для него) признаки моего погружения транс.
Но когда он пытается работать со мной_якобы_в_трансе, то нарывается на нечто, для него совершенно невообразимое - поскольку другие мои "роли" он не блокировал.
Это вызывает мощнейший шок - вплоть до страха предо мной. Естественно, неосознанного. ;-))
В общем, ТРИЗ мне дал офигенное изменение моей психики - но кое-что я ему вернул, когда занялся НЛП. Могу этим всем поделиться - если есть желание принять информацию...
Reply
С ТРИЗ-ТРТС работал и работаю профессионально. Правда, сейчас применяю ТРИЗ-ТРТС в основном в экономической области. Анализ биржевого трейдинга на идеальность, шаги назад от ИКР - все это дает очень сильные результаты. Правда, эти результаты - собственность фирмы, потому рассказывать не могу.
Лично для себя я больше занимался другим: расширением поля внимания, снижением эмоциональных всплесков и внутреннего информационного трения, выявление поля инстинктивных мотиваций и управление оным.
Эмпатия меня очень интересует. Про мультипотоковую эмпатию даже не слыхал. С моей точки зрения эмпатия - это ключ к пониманию природы искусства вообще и литературы в частности. Это путь к превращению литературы, музики и др.видов в технологию и науку.
Есть интересная гипотеза о том, что мы живем в области информационного поля - то ли естественного (ЕИП), то ли искусственного (ИИП). И если настроить эмо-интеллект субъекта правильно, то информацию из этого поля можно будет получать иными методами, чем общенаучный эстафетный тык.
Например, мгновенные сверхсложные вычисления, абсолютная память и скорочтение - все это возможно для обычного человека при измененных состояних сознания. Уверен в этом, поскольку многое пробовал на себе. Уверен и в том, что и извлечение информации из ЕИП или ИИП возможны с той же эффективностью.
И эмпатия здесь для меня играет ключевую роль. Но вот в ней я как раз и не специалист - не совсем подходящий психотип. Так что консультация здесь была бы очень кстати. Нет ли ссылок - почитать что-нибудь про эмпатию?
Reply
Мое рабочее определение эмпатии: воспроизведение или генерация состояния субъекта в воображаемых обстоятельствах.
Пока выделил следующие виды разделения чувств и ощущений:
Меня интересовало: какие виды эмпатии читателя задействуют писатели. Использовалась следующая эмпатия:
1. Сенсорные ощущения:
подъем сил - возбуждение - усталость-изнеможение
усилие - расслабление
движение - покой
сон - ясность сознания
здоровье - похмелье, простуженность, ломота,....
перегрев - замерзание
чувствительность - онемение
2. Вид сенсорики:
видео, слуховая, мускульная, запаховая, вкусовая, тактильная
3. Нервная: боль, щекотка, смех, чихание, зевание
4. эмоциональная: радость-покой-горе, зависть, ревность...
5. Чувства: (не)доверие, (не)дружба, (не)любовь, (не)отчаяние, (не)уверенность, (не)довольство,
6. Социальные чувства к: родственникам, партнерам, любимым, друзьям, посторонним, чужим, случайным, начальникам, подчиненным, к группам (группа, семья, тольпа, племя, народ, нация, цивилизация...)
7. Интеллектуальная эмпатия:
желание ч-л, стремление к ч-л, поиск, преследование
избегание, убегание, страх, тревога
преодоление ч-л
бессилие перед ч-л
неизвестность
определенность, уверенность в ч-л
Reply
По нынешним временам я начинаю подобное исследование с википедии :)
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BC%D0%BF%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%8F
"Эмпатия
Материал из Википедии - свободной энциклопедии
Эмпатия - способность поставить себя на место другого человека (или предмета), способность к сопереживанию. Эмпатия также включает способность точно определить эмоциональное состояние другого человека на основе мимических реакций, поступков, жестов и т. д. Психолог Карл Роджерс определяет эмпатию следующим образом: Быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения «как будто». Так, ощущаешь радость или боль другого, как он их ощущает, и воспринимаешь их причины, как он их воспринимает. Но обязательно должен оставаться оттенок «как будто»: как будто это я радуюсь или огорчаюсь. [1]
...
1. ↑ Карл Роджерс "Эмпатия". Отрывок из статьи: Rogers С. R. Empatic: an unappreciated way of being // The Counseling Psychologist. 1975. V. 5, N 2. P. 2-10."
Мое рабочее определение эмпатии: воспроизведение или генерация состояния субъекта в воображаемых обстоятельствах.
Мне представляется, что определение из вики все ж точней - хотя я соглашусь, что и оно не окончательное, точней - не полнофункциональное. Творчество базируется в значительной мере на эмпатировании неодушевленного, к примеру...
Меня интересовало: какие виды эмпатии читателя задействуют писатели. Использовалась следующая эмпатия:
1. Сенсорные ощущения:
подъем сил - возбуждение - усталость-изнеможение
усилие - расслабление
движение - покой
сон - ясность сознания
здоровье - похмелье, простуженность, ломота,....
перегрев - замерзание
чувствительность - онемение
2. Вид сенсорики:
видео, слуховая, мускульная, запаховая, вкусовая, тактильная
Здесь целиеком и полностью следует опираться на принятую в НЛП классификацию.
В НЛП принято делить сенсорику по "модальностям репрезентативных систем".
Базовых реп-систем по общепринятой классификации - четыре:
1. Визуальная
2. Аудиальная
3. Кинестетическая (сюда же включена и запаховая - что, строго говоря, весьма спорно).
Три эти модальности были классифицированы сразу же при создании НЛП, а потом к ним под давлением фактов была добавлена т.наз. "дигатальная" - что весьма и весьма спорно как по наименованию, так и по функциям, которые приписываются этой _гипотетической_ модальности разными исследователями.
Тем не менее, при всей ее спорности, дигиталка заполняет явный пробел в первоначальной классификации.
Историю вопроса можно изучить через сеть, а я предлагаю для нашего обсуждения свое толкование дигиталки - я считаю дигитальную модальность модальностью АБСТРАКЦИЙ!
Если вдуматься в сущность репрезентативных систем, в их _системные_ функции, выполняемые в организме, то становится понятно, что реп-системы, это способы навигации субъекта в пространстве, в потоке событий, контролируемом этой реп-системой. Это все напрямую связано с чувством безопасности!
Reply
Классификация НЛП недостаточно подробна - меня не устраивает то, что они свалили запахи, тактильные, вкусовые, мускульные и др. в одну группу. Я понимаю мотивы создателей НЛП - они строили теорию нацеленную на непосредственный контакт в диалоге, а не на, например, литературу. Но меня не устраивает заведомое обеднение средств воздействия и анализа.
В первоисточнике "дигитальный" означает "цифровой". Не совсем понимаю, что вкладывают в это понятие в НЛП?
Я понимаю, что в НЛП мало средств выражения сложных переживаний, связанных с интеллектом: любопытство, азарт исследования, ощущение вызова, многие социальные инстинкты - желание справедливости, например. Думаю, НЛП предстоит еще длинный путь. Кое-что замечательно разработано, но в узких прикладных рамках.
Да вы сами столкнулись с мультиканальностью, которой нет аналога в НЛП, а в литературе многоканальная мультиэмпатия есть сплошь да рядом (хотя, конечно, здесь есть технические и психологические трудности, особенно связанные с заведомой линейностью любого текста - в кино с этим иногда проще).
Увы, я не специалист в НЛП. Я готов заимствовать из него все, что хорошо развито, но брать заведомо примитивные вещи - думаю не стоит.
Reply
Визуалка дает масштабное представление об окружаюшем мире - но она сопряжена с отстраненностью, диссоциированностью: мы глядим на звезды - но что нам до них?
Где-то вдалеке прайд львов гоняет антилоп - но нас это не касается. Надо только время от времени присматривать, не свернула ль погоня в нашу сторону...
Аудиалка дает представление о событиях в ближайшей окрестности - тип помещения, в котором мы находимся, или характер укрытий вокруг нас. Стены отражают эхо, листья шумят, вода журчит...
Эта реп-система - сторожевая и коммуникативная. Это главная ее функция в масштабе внутрипсихической репрезентации.
Кинестетика - это внешнее пространство от собственной кожи до кончиков разведенных пальцев. Это здесь-и-рядом, а так же - ВНУТРИ нас!
Это гравитация, вода в которой надо плыть, огонь, от которого надо бежать... и так далее...
А вот дигиталка - это пространство наших мыслей!
Жизнь - это предсказание будущего. Машина Времени встроена в любое живое существо - деревья сбрасывают листья на зиму, а мы выскакиваем из под колес внезапно выехвшего на переход грузовика...
Наша Машина Времени - это вариационный моделятор потока событий, на котором мы проигрываем _вероятные_ события и с помощью которого выбираем точку бифуркациии, в которой нашей энергетики достаточно для направления потока событий по желательному для нас направлению. С помощию МВ мы формируем свое будущее.
Событийная модель может как соответствовать нашим системам репрезентации - то есть отражениям окружающей действительности, - так им и не соответствовать. У летучей мыши аудиалка дает представление о пространстве эквивалентное нашей визуалке, а паук живет в мире вибраций, ощущаемых лапками через паутинку и таким образом _слышит_.
Реп-системы, данные нам эволюцией - ограничены в своей способности моделировать мир. Но мы - существа РАЗУМНЫЕ, и разумность наша и означает способность к абстракции. То есть, к моделированию систем, выходящих за рамки возможностей наших естественных репрезентативных систем!
Вот дигиталка и связана с этой особенностью психики Хомо Сапиенс.
По крайней мере, я так считаю и призываю ко мне присоединиться в этом.
4. эмоциональная: радость-покой-горе, зависть, ревность...
5. Чувства: (не)доверие, (не)дружба, (не)любовь, (не)отчаяние, (не)уверенность, (не)довольство,
6. Социальные чувства к: родственникам, партнерам, любимым, друзьям, посторонним, чужим, случайным, начальникам, подчиненным, к группам (группа, семья, тольпа, племя, народ, нация, цивилизация...)
Это все есть производное, а не первичное. Это - результат работы моделей, продукт симуляции в МВ.
Эмоции - сигнал благоприятности/неблагоприятности ПРОГНОЗА.
Чувства - конструкции из эмоций вкупе с прогнозами.
Социум и социальное - тема для совершенно отдельного разбора, поскольку социум есть ничто иное, как виртуальность, которая, для нас, во-первых - внешняя, и во-вторых - значима наравне с "вещественными" объектами.
Тут надо рассуждать в категориях моей теории информации, на которой основывается событийная модель вселенной. Я готов выслать соответствующие материалы - формируй запрос...
7. Интеллектуальная эмпатия:
желание ч-л, стремление к ч-л, поиск, преследование
избегание, убегание, страх, тревога
преодоление ч-л
бессилие перед ч-л
неизвестность
определенность, уверенность в ч-л
Ну, это уже следующая ступень системной иерархии. С ней и подавно следует разбираться после предыдущих...
ЗЫ: для простоты общения не возражал бы перейти на "ты".
Ы?
Reply
Даю запрос все доступные материалы. Мой имэйл: sergeikozlovsky@nilitis.com
Насчет постепенного разбирательства и перехода на "ты" поддерживаю.
Вся присланная мною схема - это, фактически, план работ и зачатки классификации. Я сделал прототип лабораторного анализатора систем восприятия, которые автор-писатель вмонтировал в лит-произведение. Программа, конечно, примитивная, но количественные характеристики она выдала для ряда авторов, сравнительный анализ вполне применим.
Меня интересует автоматический анализатор произведения, который дает спектр и заключение - насколько произведение интересно для данной категории читателей (и меня,конечно) и что в нем можно улучшить. Вот тут-то и выяснилось, что НЛП классификация неполна для этих целей. Ну не проектировали ее для количественных измерений!
Так что приходится дорабатывать. Приятно и необходимо опираться на плечи гигантов, но они за нас все сделать не могут.
Reply
Письмо с материалами отослал, однако опасаюсь, что может не дойти. Были кой-какие глюки при отсыле - потому, плз. проконтролируй прием и повтори запрос, если не добежит...
Reply
Leave a comment