Предыдущий пост Оглавление Определение. Принцип устойчивости:
открытие или теория должны быть основаны на устойчивых, воспроизводимых явлениях и причинно-следственных связях.
Согласно современной науке кроманьонцы, как раса, возникли сравнительно недавно - примерно от 100 000 до 40 000 тому назад. Эта социально-биологическая мутация оказалась настолько успешной, что все конкуренты по природно-социальной нише исчезли практически мгновенно, по временным масштабам истории. Причем, исчезли в масштабах всей Земли - кроманьонцы добрались до всех земель, которые оказались более-менее пригодными для их жизни.
Можно предположить, что одной из причин такого успеха стала способность сознательно искать, запоминать, использовать устойчивые причинно-следственные связи. И обучать этому знанию детей.
Вот как описывает антрополог К.Леви-Стросс следствие по делу о колдовстве в книге Структурная антропология
http://yanko.lib.ru/books/cultur/stross_struktur_antrop.htm , цитируя наблюдения замечательной исследовательницы М. К. Стивенсон у племени зуньи в Новой Мексике.
Stevenson M. C. The Zuni Indians. Their mythology, esoteric societies and ceremonies. - «Annual report of the Bureau of Ameriran Ethnology, 23rd (1901-1902)». (Wash.), 1904.
Цитата:
“…
С двенадцатилетней девочкой, после того как один подросток схватил ее за руку, случился нервный припадок; подросток был обвинен в колдовстве и вызван на суд жрецов Лука. В течение часа он тщетно отрицал свои оккультные познания. Поскольку эта система защиты оказалась недейственной, а колдовство в то время у зуньи еще считалось преступлением, каравшимся смертью, обвиняемый изменил тактику и придумал длинный рассказ, где он объяснял, при каких обстоятельствах ему довелось приобщиться к колдовству и получить от своих учителей две вещи, из которых одна сводила девочек с ума, а другая - вылечивала их. Этот пункт ловко предотвращал развитие событий в неблагоприятном направлении. От юноши потребовали предъявления его снадобий, он отправился к себе домой под надежной охраной и вернулся с двумя корнями, силу которых тут же продемонстрировал. Действия его представляли собой настоящий сложный обряд: проглотив один корень, он якобы впал в транс, а испробовав другого, вернулся в нормальное состояние. После этого он дал лекарство больной и объявил ее выздоровевшей. Сеанс был прерван до следующего дня, а ночью мнимый колдун бежал. Его вскоре поймали, и семья жертвы сама организовала трибунал для продолжения суда. Столкнувшись с нежеланием своих новых судей принять предыдущую версию, юноша придумывает новую: все его родственники и предки были колдунами и именно от них-то он и унаследовал такие замечательные способности, как умение превращаться в кошку, набирать полный рот кактусовых колючек и убивать свои жертвы - двух младенцев, трех девочек и двух мальчиков, стреляя в них изо рта этими колючками. Все это он может благодаря магическим перьям, позволяющим ему и его близким покидать земную оболочку. Последняя подробность оказалась тактической ошибкой, так как теперь судьи потребовали предъявить перья как доказательство правдивости нового рассказа. После различных отвергнутых одна за другой отговорок ему пришлось повести судей в свой дом. Он утверждал, что перья спрятаны за обшивкой стены, которую он не может разрушить. Его все же заставили это сделать. Разрушив одну из стен, каждый обломок которой он внимательно рассматривал, юноша попытался оправдаться своей забывчивостью: перья были спрятаны два года назад, и он забыл, где они находятся. Вынужденный продолжать свои поиски, он разрушил вторую стену, и через час работы в самане показалось старое перо. Он жадно схватил его и подал своим преследователям как вышеупомянутое орудие магии; его заставили подробно рассказать о способах его применения. Наконец юношу потащили на общую площадь, где он должен был повторить всю свою историю, снабженную им многочисленными новыми подробностями. Закончил он свой рассказ высокопарным самоуничижением, оплакивая утрату своей сверхъестественной силы. Убежденные таким образом слушатели решили наконец его освободить.
…” . Конец цитаты.
Заметно, как судьи пытаются вычленить причинно-следственные связи, убедиться в их устойчивости во времени и получить уверенность в материальных доказательствах.
Человеческие дети-кроманьонцы, примерно годовалого возраста, начинают пользоваться указательным пальцем, чтобы привлечь внимание взрослого к объекту их интереса. Интересно, что у взрослых есть, видимо - врожденная, реакция на этот детский жест. Если жест обозначает вопрос - “что это?” или требование - “хочу это”, “посмотри на это”, то часто взрослый дает пространные объяснения, включающие причинно-следственные связи, предположительно значимые для ребенка или них обоих.
Например, “Это мама. Она готовит вкусный обед”. Или “Это машина. Она гудит - у-у-у-у.”
Можно предположить, что оперирование устойчивыми причинно-следственными связями в явном виде у кроманьонцев имеет сильную врожденную поддержку и закрепляется социально.
Понятно, что ученые - как личности, так и сообщества, должны следовать за устойчивыми причинно-следственными связями, если они хотят добиться успеха в науке.
Продолжение следует