На сегодня признаны 9 ведущих экономических школ (э-школ).
Ни одна из этих школ не может претендовать на охват всех аспектов экономики и границы э-школами размыты. В этом нет неожиданности: мультиописание - это общая черта устройства науки сегодня для описания сложных систем. Например, классическая и квантовые механики, пожалуй, отличаются друг от друга еще больше, чем кейсианство отличается от марксизма. Как же быть тем, кто хочет построить в голове адекватную модель экономического мира? Ведь по ряду вопросов э-школы дают противоположные рекомендации?
Рецепт от Козловского Сергея: прежде всего нужно выбрать профессионала с системным мышлением, склонного к объективному сравнительному анализу и не являющегося апологетом узкого направления. Поэтому здесь анализ дается по монографии Ха Джун Чанга «Как устроена экономика» 2011. Мне пришлись по сердцу его высказывания:
«...ни одна из школ экономической теории еще ни разу не сумела предсказать реальное развитие событий даже в тех областях, на которые ориентирована, не в последнюю очередь потому, что у людей есть собственные желания - в отличие от молекул или физических объектов.». (КС - Чанг, прежде всего, имел в виду предсказание кризисных явлений в экономике, но ими не ограничивается.)
А также цитата: «По-моему, в каждой школе экономики - от марксистской до австрийской - можно найти что-то полезное. В самом деле, на протяжении всей истории слишком много жизней было разрушено теми, кто был непоколебимо убежден в правильности своих взглядов - от красных кхмеров до неолиберальных рыночных фундаменталистов. »
Теория коктейлей по Ха Джун Чангу.
Цитата: «Даже тем, кто готов узнать о существовании более чем одной школы, может показаться, что девять - это слишком много. Я согласен. Для таких читателей во врезке ниже я приготовил несколько «коктейлей», составленных из двух-четырех школ, каждый из них полно охватывает конкретные вопросы. Некоторые из этих «коктейлей», такие как КлМШИ или КлК, будут похожи на «Кровавую Мэри» с большим количеством соуса «Табаско»
[48], поскольку между школами существуют разногласия. Другие, например МДКИ или КлМДШ, на вкус могут напоминать «Плантаторский пунш»
[49] с различными ароматическими добавками, дополняющими друг друга. Надеюсь, что после дегустации одного-двух коктейлей вы, возможно, захотите воздать должное остальным напиткам в баре. Но даже если вы не пожелаете попробовать их все, дегустация хотя бы двух уже покажет вам, что существует больше одного способа «делать» экономику.»
«Экономические коктейли» Ха Джун Чанга
Ингредиенты А, Б, Д, И, К, Кл, М, Н и Ш - это австрийская школа(А), бихевиоризм(Б), девелопменталистская(Д), институциональная(И), кейнсианская(К), классическая(Кл), марксистская(М), неоклассическая(Н) и шумпетерианская(Ш) школы соответственно.
• Чтобы ощутить вкус расхождения взглядов на важность и жизнеспособность капитализма, возьмите КлМШИ.
• Чтобы узнать различные определения человека, выпейте НАБ.
• Если вы хотите понять, как в теории определяются группы, и особенно классы, примите КлМКИ.
• Чтобы понять экономические системы целиком, а не только их компоненты, возьмите МДКИ.
• Если вам интересно исследовать взаимодействие людей и общества, для вас есть АНИБ.
• Чтобы узнать различные способы защиты свободного рынка, выберите КлАН.
• Если вы хотите понять, почему иногда необходимо вмешательство государства, ваш напиток - НДК.
• Чтобы узнать, что для экономики намного важнее, чем рынки, возьмите МИБ.
• Хотите понять, как развиваются технологии и повышается продуктивность, для вас - КлМДШ.
• Если вы стремитесь узнать, почему существуют корпорации и как они работают, рекомендую попробовать ШИБ.
• Чтобы углубиться в споры о безработице и рецессии, возьмите КлК.
И наконец самая главная цитата: «Предупреждение о вреде для здоровья: ни в коем случае не пейте напиток, состоящий только из одного ингредиента, - это может привести к туннельному зрению, высокомерию и даже к смерти мозга.»
И последнее пожелание от Чанга, но, возможно, самое важное:
«Гарри Трумэн в своей типичной деловой манере однажды заметил: «Эксперт - это человек, который больше не хочет узнавать ничего нового, потому что иначе он перестанет быть экспертом. ... Вы должны быть готовы бросить вызов профессиональным экономистам (и мне в том числе), потому что у них нет монополии на истину, даже когда дело доходит до сугубо экономических вопросов (не говоря уже обо «всем на свете»). Экономика слишком важная сторона нашей жизни, чтобы отдавать ее на откуп профессиональным экономистам. ... Если мы не хотим, чтобы наше общество управлялось кучкой самопровозглашенных знатоков, нам нужно научиться разбираться в экономике и бросить вызов профессионалам.»