А помните - я
писал, что канадцы рынок турбовинтовых региональников просто так не отдадут? Ну так вот: в прошлом месяце было подписано
соглашение о намерениях между De Havilland Canada и стартапом ZeroAvia, в соответствии с которым стороны будут разрабатывать летающий демонстратор на основе водородной силовой установки двухмегаваттного класса. Итоговое решение должно быть пригодным как для установки для новые самолёты размерности Dash 8, так и для переделки самолётов, уже находящихся в эксплуатации. Таким образом, в плане сроков внедрения предложение от ZeroAvia выгодно отличается от предложений Embraer, где уже говорят о целом семействе самолётов, разработанных с нуля.
Новое семейство концептов Energia от Embraer
Напоминаю, что ZeroAvia уже построила и испытывает летающий демонстратор на основе Piper Malibu, а не так давно начались наземные испытания переоборудованного под водородно-электрическую установеку Dornier 228.
Click to view
Наземные испытания установки двухмегаваттного класа планируется начать в этом году, а лётные испытания - уже в следующем. Планы ZeroAvia достаточно агрессивны: сертификация установки для 19-местной машины ожидается в 2024, а установки для самолёта вместимостью 50-70 пассажиров - уже в 2026.
Click to view
Хотя планы и амбициозны, в них хочется верить, тем более что за компанией стоят довольно серьёзные инвесторы, такие как фонд Билла Гейтса и Amazon. Серьёзную поддержку также оказывает британское правительство по линии Aerospace Technology Institute. Похоже, мы успеем полетать на водородных самолётах ещё до конца этого десятилетия. Надеюсь, что у ZeroAvia всё получится, и желаю им всяческих успехов, особенно учитывая то, что компания была основана и управляется нашими бывшими соотечественниками. Основатель и CEO - Валерий Мифтаков, физик, выпускник МФТИ. Получил также PhD Physics в Принстонском университете и работал на линейном ускорителе в Стэнфорде. Вице-президент у него - Сергей Киселёв (на видео выше), тоже физик, выпускник Корнелла. CFO - Екатерина Акулиничева, одно время работала в Российском фонде прямых инвестиций, но училась и начинала свою карьеру за рубежом.
Как отмечал Валерий в одном из своих интервью, на небольших самолётах они собираются использовать газообразный водород, как на
Toyota Mirai, а на больших самолётах водород всё-таки планируется сжижать. Блин, сам бы к ним пошёл, но у них вакансии то в Великобритании, то в Калифорнии.