Пока катался на велике, кто-то зачем-то убил наше всё.
Вначале сосед по гаражу перед выездом сказал, что по радио убили Захарченко. Ну, убили и убили, мало ли кого ежедневно убивают медиа, поржали, типа, чувак, как и его брат - мэр Киева, исполняет в своём репертуаре: назначил указом первое сентября на первое сентября (субботу), потом назначил трёхдневный траур по Кобзону. Когда народ начал интересоваться, как им сочетать праздничное настроение грядущего субботнего первого сентября с вечно незаканчивающимся трауром по Кобзону, Александр наш Владимирович вместо объяснений (которые его всегда весьма затрудняли, строго говоря), просто взял, да и вышел вон. Весь совсем.
Но потом, воткнувшись передним колесом в пару заблокированных пупырчато-крапчатыми автодорог, понял, что слухи о его смерти могут оказаться..
Не стану говорить, что я рад. Строго говоря, это не совсем так. Мне искренне жаль 5-6 погибших вместе с этим человеком других, настоящих людей, особенно гражданских. В то же время, полагаю, что наше всё отходило, точнее, отъездило в своём "крузаке" лишних уже года три, взяв их в кредит у провидения и судьбы. Не знаю, как это так получилось. Но, как обычно, так и получилось, как получалось всегда.
О мёртвых, типа, или.. Но я, во-первых, не вполне уверен, что этот человек-таки мёртв, как это обычно принято определять. А даже если и так, скажу, что для несчастных людей, оставшихся здесь, многие несчастья приходятся как раз на совесть нашего безвременно ушедшего. Если они хоть куда-нибудь приходятся. Этот наглый, корыстный, тщеславный и неумный человек, прикрываясь патриотическими лозунгами, попытался устроить из остатков Донецка и куцего окрест свою личную вотчину, призванную лично обогащать его самого, его клевретов и удовлетворять его тщеславию. Естественно вотчина строилась в части, не противоречащей интересам РФ (нашего ещё большего всего) и интересам его второго боссмэна - Рината Леонидовича Ахметова. И для меня до сих пор остаётся загадкой, как этот полуумник мог совмещать в собственной персоне столь противоречивые столь сходные интересы. Догадка одна: ни тот, ни другой из его хозяев не могли воспринимать его действительно всерьёз. Предполагая, что от него можно будет легко избавиться в некий час х.. который, возможно, как раз и настал сегодня почему-то.
Что могу сказать хорошего об этом человеке.. он был лично храбр. Герой ДНР, полный кавалер, местами несостоявшийся Леонид Ильич, шутка ли. Знавшие его говорят, что местами до безрассудства. Не уверен, что это бонус для руководителя. Учитывая его параноидальное тщеславие, рискну предположить, что процент тщеславия зашкаливал и в его храбрости. Был храбр от тщеславия.. а чего, звучит почти как диагноз. Обладал опять же, по словам прекрасных представителей, неотразимой мужской самостью. Ну, это такое. Кому и кобыла невеста. Постоянно твердил в ящик про свою любовь к родному краю и его народу. При этом ни в грош не ставя этот народ, цинично презирая, грабил его нещадно, довольно быстро и небезуспешно устроив систему: плати копейки, заставляй работать до одури, держи в страхе и черном теле. Систему власти сформировал по двум принципам: 1) свои, свои и только свои (родня, кумовья, братаны и их тёлки) и 2) чем хуже, тем лучше (это о личных качествах руководителя). Во власть полезла откровенная мразь, вот просто самое тёмное со всех забитых углов дэнеэр вдруг засобиралось в Донецк и стало там всем (в рамках вверенного ему структурного подразделения, конечно). Для подобных соискателей подыскался и термин соответствующий - "юго-восточное направление".. типа, по географическому принципу формирования. Поскольку зарплаты и (особенно) сладкие премии платят только в министерствах республики, нужно ли уточнять ареал распространения соискателей. Интересно, что некоторые из выживших руководителей довоенной поры тут же мимикрировали и начали давить стадо под собой не хуже новых пришлых.. дави своих, чтоб чужие боялись. Дави и ещё раз дави, а вместо зарплаты давай новую бессмысленную работу. Ещё и ещё, большего объёма, если сделали все быстро. А чтобы не разбежались, держи в страхе и повиновении. Чтобы показать, как в республике все хорошо, вытащили на свет божий искусство советских приписок. И пошли отчёты и бумагомарание на фоне добротного очковытирательства и -вылизательства. О самой лучшей жизни в самом лучшем месте на земле, под чутким водительством самого доброго, самого мудрого, самого честного и справедливого человека - нашего всего.
Тщеславие же Захера поистине ограничего не было ничем. Тщеславие пацана с окраины, который со злостью и завистью смотрел на сладкую жирную жизнь Центра Города, понимая, что ему так не жить никогда, и вдруг, волею судеб в один момент оказавшегося хозяином (как ему представлялось, по крайней мере) этой жизни. С самого начала и до самого конца своего срока (по городу уже висят плакаты с 75летием Дня освобождения Донбасса - 9 сентября) со всех бил-бордов вместо довоенной рекламы на нас сурово взирало наше все и поздравляло по случаю с ближайшим праздником. Типа, 23 февраля: мы в форме с кавалерской полной раскладкой, "С праздником, дорогие защитники". 8 марта - мы в костюме с укладкой со звездой и букетом, "С праздником, дорогие женщины".. после "дорогие" последовательно появлялось: шахтёры, учителя, работники связи, почты, налоговой службы и далее по потребности. Внешний вид небожителя тоже менялся по случаю. Хотя предпочитал он всё-таки зелёную.. горькую, проверенную и надёжную, из которой мужык всегда выглядывает брутально и, стало быть, сексуально. Однажды на Новый год на Челюскинцев установили две поздравлялки. Это был особый шик, почти что писк, утончённейший изыск двух одухотворённых людей. На одном плакате Захер, на другом - в сорока метрах точно напротив первого - Ташкент Тимофеев, кум Захера, его дружбан и по совместительству министр Доходов и сборов. Оба соответственно с рюмками. Первый позравляет второго с НГ. В ответ второй через неделю желает первому счастливого Рождества. На что тот через время недвусмысленно поздравляет братана с 23м февраля.. и все такое прочее.
Потом, на каком-то этапе интеллектуального и морального развития, Александр Владимирович смекнули, что в рамках собственной роты охраны их мудрости становится тесновато, и они решили о необходимости нести эту мудрость в так сказать, народ, а попросту - широкие массы. Так появилось совершенно уникальное явление интеллектуального порядка, большой "цитатник Мао". На тех же билл-бордах (что может быть доходчивее для ширмасс), ведь реклама давно утратила всякий смысл и, стало быть, коммерческую привлекательность, на белом фоне полуметровыми буквами пошли текстЫ, в духе: "Народ Донбасса сам решает свою судьбу", "Войну выигрывает тот, кто сильнее духом", "Родина у нас у всех одна - Россия", "Живи по совести, поступай по справедливости.." и все в таком духе. Чтобы народ смотрел, читал и развивался. Под присмотром чуткого руководителя, который тут же рядом во всей красе, с антуражем по случаю "Поздравляю вас с собой, дорогие дончане."
Помню, заехали в ДНР с Украины.. в разбитую Горловку в октябре.. Через Зайцево, как в Мордор. Какой-то мерзкий наркоман-дэнеэровец заставил выгрузить всю машину, универсал, доверху забитый сетками лука и картошки, которую родители закупили в Украине на зиму. Ему не понравилось, что отец не сразу остановился у знака стоп, стоявшего тупо за земле, в луже грязи, под углом прислонённого к бетонной плите дота, совершенно ржавого и утратившего свой изначально красный цвет. На самом деле, все, что действительно интересовало того мудака с автоматом, были таблетки. В автомобильной аптечке и, возможно, в сумках и рюкзаках пассажиров, то есть, нас... Мы потратили около часа, я все вытаскивал и укладывал на грязный мокрый асфальт мешок за мешком, изумляясь чудности дел, твоих, Господи, а этот мудак обыскивал сумку за сумкой в поисках заветной упаковки.. на мой вопрос о цели подобного досмотра, он с зевком ответил, что дескать, мы (два старика и я, помощник) очень похожи на наркокурьеров.. после чего я понял, что дальнейшие вопросы попросту бессмысленны. Через сорок минут, насладившись глубиной и бепримесностью чистоты собственной власти над нами, тварями дрожащими, это чудо рода человеческого велело мне собирать назад весь кузовок, состоящий из 12 сеток и двух десятков банок с солениями.. Я начал паковать все обратно. А он вдруг смягчился и заявил, что это, дескать, хорошо, что я всё время молчал, потому что если бы я базарил, он бы мне тут разобрал бы всю машину, потому что наркотики часто за обшивкой дверей перевозят и в прочих укромных местах. Я, конечно, внутренне поблагодарил его за расширение моего скромного кругозора, но вслух на всякий случай промолчал. Кое-как распихав все обратно по машине, мы въехали в мокрую, холодную, серую, тёмную Горловку.. расстрелянную украми, разбитую, но живую. И после содержательных поучительных морально-физических процедур, прямо посреди беспросветной серости и ужаса исковерканных улиц нас приветствовало единственное цветное яркое пятно: в полурост в ослепительно синем костюме, с многочисленной полугримаской на лице нас приветствовал АВЗ, светлой памяти человечище: "С праздником прибытия на родину, дорогие земляки".
Что ещё хорошего можно вспомнить. Приходит к нам в почтовый ящик бесплатная газетенка.. раз в неделю, может, чаще. Как-то жена вынула их штук пятнадцать. Я их взял в руки и обомлел. На первой странице каждой - изображение кого бы вы думали? Ни за что не угадаете.. Самого светлого из людей.. тут он с детьми, там с автоматом, тут строго проводит совещание с чиновниками-кумовьями, здесь улыбается среди народа и так далее всё такое прочее - настоящий вождь должен быть многообразен. Возможно, у меня слишком ажиотировано восприятие, фигли, война ведь, тут люди тыщами с ума сходят и не потихоньку, но разве стану я любить его больше после этого. А ведь все эти многочисленные усилия и бесхитростно потраченные деньги претендуют именно на это - на создание образа-объекта любви и обожания, не меньше..
Что ещё интересного.. Помню, как уже в 14м Захер начал строительство собственной империи: подмял под себя всю табачку и алкашку (благо сестра у него, Катя-катя, была спиртовой королевной ещё в прежние довоенные времена). Потом собиратель земель донецких, реприватизировал все рынки, сделав их "ГП" - государственными, типа, предприятиями ("Возвращено государству" - был такой лозунг в 15м-16м). Тот факт, что учредителями этих, так называемых "ГП" являлись предприятия-резиденты Южной Осетии или какие-то Министерства ДНР, был малоизвестен, малопонятен и малоинформативен для простого народа.
Потом "государству" вернулись заправки и прочие ТНК, магазины, базы, склады.. естественно, позже стала поступать и доляха от экспорта угля в Украину.. ну, который, "кузбасский", закупается из РФ. Но там аппетиты нужно придержать. Потому что Ринат и компания. И очень осторожно. Предельно. Потом АВ полюбил интервью и начал становиться публичным человеком. Потом разлюбил интервью и стал опять поезживать в окопы. А какую компанию он провернул в апреле 17го, когда вывез 35 тысяч мужских душ госбюджета на полигон в районе Саур-Могилы, чтоб украм силу продемонстрировать. Как промариновал людей там целый день без еды на свежем апрельском воздухе. Как студенты (которых была едва ли не половина), падали в обморок, пока ожидали приезда его светлейшества. И ждать-таки пришлось часа три. Тупо в поле, на ветру и солнце, под вой бравурных спарок из колонок, мощнее которых я видел только на Казантипе. Как по приезду нашего всего трижды отыграла "Вставай, страна огромная" - роскошная тема, торкает, видать, Захера, но исполненная для него трижды, она как бы утратила часть своей первозданной чистоты и сакральности. Как потом бежали по полю сломя голову к автобусам, когда рой черных лексусов и крузаков вдруг уменьшился и постепенно растворился в пыли желтых степей Донбасса.
И вот, смотрело оно на 35 тысяч, выстроенных в поле, слушало Страну народную, и билось в припадках собственного всемогущества. А 35 тысяч смотрели в ответ и видели двух мудаков на помосте в чистом поле с кучкой автоматчиков и черных катафалков позади... И кто решится утверждать, что мы были в одном месте.. или, по крайней мере, - что видели одно?
Бог ему судья, за то что он делал, собирался сделать или только балаболил. Но держать людей в черном теле начал именно он. И сколько стариков загублено на 2 тысячах дэнеэровских пособий в месяц.. сколько их не дожили до светлого будущего.. А сколько чиновников в министерствах сидят на зарплатах-откатах-премиях.. фактический размер премии у какого-нибудь начальника отдела в министерстве 20-35 тысяч, и это только премия при среднемесячной зарплате в 6-8 тысяк у рядового бюджетника.
Недавно один коммерс на Донецком металлургическом цех открывал, чугун варить начал.. набрал сотрудников, человек до ста, взял в аренду давно простаивавшую печь, вложился в ремонт, оборудование, заработал. А на открытие пром. производства зачем-то Захера пригласил. Тот по цеху побродил, на людей поглазел исподлобья, брови похмурил. Потом вывел хозяина, говорит, всё понравилось, новое производство, перспектива, класс. Только вопрос имею: ты, сколько работникам своим платить собираешься? Ну, тот замялся.. тыщ по 20, говорит, и заискивающе смотрит на Захера. - По дваадцать - взбеленился тот, - да ты охренел, не иначе.
- Что.. ммм-ного?
- Я те устрою "мммного". Будеть платить по десятке. И не больше, нехрен мне тут народ баловать, понял?
- Так точно, всё понял.
Думаю, до отца народов наш персонаж немного не дотягивал. Да он и не стремился, в общем-то. Сашка-главарь - думаю, это всё, что ему было нужно. Возможно, подобный персонаж и был необходим в моменты жесткого 14го-15го, когда у большинства земля из-под ног уходила, и нужен был просто альфа рядом, чтобы недрогнувшим голосом отдавал команды, чем проще и понятней - тем лучше. И чтобы взял бремя сомнений и разрешил и показал, куда идти, пусть даже там за поворотом притаился черт или сам дьявол или Порошенко.
Но как только ситуация запетляла, и время стало похоже на бесконечность, людям от пастыря потребовались иные навыки, а он им - все те же отчетливые стой там, иди сюда. Но история в кафе не по этому ведь поводу. Потому что на простых людей всем насрать по все стороны многоугольника.
А вот интересен факт, что кафе это было закрытым - только для членов клуба (типа, вип-персон ДНР), войти туда просто с улицы постороннему было совершенно не возможно, и принадлежало оно, кстати, захарченкову охраннику. Что сужает круг потенциальных пособников минера.
И пригласил в то кафе в тот вечер Захера его кум Ташкент, то есть, информация о времени и месте была скоропортящейся и известной самому узкому кругу.
Что не суть важно, мне бы хватило, чтобы кафе это - уродливый новодел Сепар - попросту прикрыли. А вместе с ним и всю эпоху, с этим словом так или иначе связанную.