Буквы - знаки языка качественного.
Цифры - количественного.
Думаю, мы сейчас находимся в некоей пресловутой точке бифуркации, где человечество всё-таки, не побоюсь определённой пафосности высказывания, вынуждено поменять собственный код, глобально, перейдя со слова, долгое время остававшегося основной единицей языка, основной единицей как коммуникации так и культуры, на другие знаки, по всей видимости, цифровые (или пока что цифровые).
Человечество сейчас повсеместно отказывается от слова письменного, заменяя его более ёмкими, сжатыми и выразительными формами, гораздо в большей мере применяющими видео и звук в качестве средств воздействия и передачи информации. Переводя на русский: люди сегодня гораздо больше смотрят и слушают, чем читают. Чтение, как форма приобщения к первоисточнику, всё явственнее утрачивает значение, и не только потому, что появление широко доступных и более легких для восприятия средств видео и аудио передачи вытесняет романы и рассказы. Дело ещё и во внутренней сложности и огромной проблеме внутри самой словесной/книжной культуры.
Основные её идеи, сформулированные ещё в Древней Греции, Китае и на Ближнем Востоке, за неполных три тысячи лет не претерпели сколько-нибудь принципиальных изменений. Вся история позднейшей литературы была лишь попыткой их развития, попыткой грандиозной и увенчавшейся пышным цветом романистики 19-нач.20 века. Последующим появлением декаданса человечество признало достижение некоего предела в этом направлении, признало невозможность вечно «прясть ту же самую нить». Застой в мировой литературе второй половины прошлого и начале нынешнего века заставил литераторов искать новые, порой совершенно гротескные формы самовыражения, писать причудливо и сложно, при этом не сообщая ничего принципиально нового и во всём уступая прежним, классическим топ образцам эталонной эпохи. Нынешнее состояние литературы можно выразить единственным словом - "entertainment".
То есть, с определённой точки зрения можно вести речь о некоем объективном завершении литературы как феномена в привычных для нас формах.
Появление и распространение средств видео и аудио передачи информации ускорило процесс заката литературы и показало направления новых форм развития. Но отказ от литературы как таковой значит также и отказ от письменного слова вообще, что предполагает отлучение от грамотности и глубокого обучения, немыслимого вне слова письменного, на которое нужно тратить усилия и время, но при этом именно подобные затраты и только они обеспечивают качественный, длительный и стабильный результат. Но что более критично, отказ от слова оборачивается отказом от вербального способа мышления, при помощи которого человечество помысливало свою реальность на протяжении, по меньшей мере, 2 тысяч лет, когда культура, подлинная культура, признавалась безусловно книжной и была именно такой.
Однако отказ от письменного слова автоматически не означает полного отказа от использования языка, как основного реальностьобразующего и создающего возможность сознания феномена. Но коммуникативный аспект языка в этом случае сильно пострадает, свидетелями чему мы уже сейчас… Кроме того, язык как средство и действительность творческих самовыражений может практически полностью заместиться другими выразительными средствами, будучи низведенным до роли служебной и вполне ничтожной. Язык как среда существования сознания, по-видимому, сохранится, однако его наполнение, бывшее до этого преимущественно вербальным, в этом случае станет качественно иным.
То есть, мы знаем, что сейчас большинство людей «думают словами». Есть и те, кто «думает» звуками или красками (нотами или мазками, если угодно), но такие пока в меньшинстве. Похоже, что в нынешнем веке переворот в человеческом сознании вот-вот произойдёт как раз за счёт изменения вышеприведенного соотношения. При возникновении подобных изменений в реальности наших сознаний необходимо увеличится количество образности за счёт наполнения языка знаками иной природы, тогда как количество вербальности должно неизбежно уменьшиться и уступить свои лидирующие позиции. Возможно, основной единицей языка человеческих сознательных представлений о мире и о себе станет именно цифра.
Общеизвестно, что цифра является лишь мимесисом, подражанием некоему более «материальному» объекту. Интересно, чему будет подражать человечество, если оно полностью перестанет производить по-настоящему творческие, «аналоговые», образцы, и что станет с потребителем творческого контента, когда подобная продукция совершенно перестанет поступать в его распоряжение. Возможно, тогда единственно наличные цифровые образцы станут источниками возникновения новой цифровой продукции, цифра начнёт изображать другую цифру и мы, наконец, полноправно вступим в зазеркалье реальности искусственного интеллекта, перепрошую за некоторую футуристичность предположения.
Если человечество перестанет писать и читать слова, заменив их цифрами или чем-то ещё, оно неизбежно рискует потерять огромную и значимую часть собственной идентичности.
Возможных сценариев развития мне видится два:
Человечество полностью отказывается от слов, начинает сообщаться путём передачи информации в виде цифр или, скажем, чистой энергии, при этом утрачивает язык слов, мутирует и видоизменяется в нечто иное.
Язык слов естественным образом умаляется, теряя собственное словесное содержание, постепенно наполняется более комфортным содержанием других знаков, люди продолжают использовать слова лишь утилитарно, для минимальной необходимой коммуникации, резко сузившаяся книжная культура вновь приобретает статус элитарной, как это уже было в Средние Века с латынью, исключительно из её словесной среды выдвигаются пастыри, ведущие за собой одуревшее от бессловесного состояния человеческое стадо, и человечество вновь становится легко управляемой массой, теряя излишнюю и ненужную ему грамотность и способность к рефлексии.
Оба варианта представляются мне равнозначно возможными.
Думаю, именно этот порог мы уже занесли переступить.