Умер большой артист. Случайно узнал о его уходе - из «Фейсбука». Я давно ничего не слышал ни от него, ни о нём. Тем не менее, это был человек сказочной, упоительной одарённости.
«НОМ» мне открыл Артемий Троицкий и «Программы А» - уже очень давно. Впервые побывал на их концерте в ноябре 1991 года - в ДК связи в Петербурге.
Пел он, конечно, божественно! Слушать это надо было даже не на концертах, а в студийных записях. Он щедро заселял выдуманный «НОМом» мир совершенно фантастическими, но абсолютно живыми и требовательными персонажами. Александр Ливер был роскошно узнаваем в каждой ноте своего баса. Только Кагадеев - не в группе, вообще на нашей сцене - мог меняться от песни к песне так, что хотелось спросить: а вот это кто поёт??
Долгое время меня занимало и очень обижало, что в России есть два совершенно потрясающих артиста, явно недооценённых и не получивших должного признания. Это Евгений Морозов, первый солист группы «ДК», и Сергей Кагадеев, главный голос «НОМа». И вот - одного из них не стало. Совсем. (Не знаю, что с Морозовым. Хочу пожелать ему здоровья, если он с нами.)
Он был бунтарём и пьяницей. Провокатором - вместе со своей бандой. Но я обожал его не за это. В космополитичном городе, в эстетике постмодернистского кривляния он оказался очень русским человеком. Он сохранил наши корни и пел так, что мурашки по коже бегали. В музыкальном мышлении, в подходе, в своей творческой манере - очень русский человек. Через него открывались какие-то национальные родники. Будучи большим выдумщиком, он пользовался ими весьма изобретательно.
Лет 12 лет назад меня потрясла, раздавила новость, что Кагадеев бросил петь!.. В такой роковой решимости тоже сквозила русскость - не пожалеть самое дорогое, отказаться от дара в знак протеста против неправильности окружающего мира. Заняться каким-то сраным бизнесом, разрушающим главную религию артиста - творчество… Да, потом он помирился с коллегами, иногда выступал с объединительными концертами, но жест сказал сразу обо всём. Думается, умирать он начал давно, поскольку чувствовал, что не стал артистом того уровня, который заслуживал по степени таланта.